Статья: « Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению».


Статья
« Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению».
Певческий голос - уникальный музыкальный инструмент созданный природой, который следует охранять и использовать разумно. К сожалению, в последнее время увеличилось число расстройств голосового аппарата у детей школьного возраста. Педагогам вокалистам довольно часто приходится сталкиваться с этим печальным фактом при прослушивании детей, желающих заниматься пением. Причину следует искать, вероятно, в неправильном не только певческом, но и речевом режиме учащихся. 
Голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения. Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерное пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является вокальное обучение, то есть овладение певческими навыками, которые обеспечивают не только развитие голосового аппарата, но и его нормальную функцию.
Начинающим певцам свойственна быстрая утомляемость. Поэтому режим занятий с ними должен строиться с учетом этой особенности. Недопустимо, чтобы ученик уходил с занятия с усталым голосом. По мере развития выносливости занятия постепенно удлиняются до 30-45 минут с 2-3 перерывами по 5-10 минут в течении этого времени. К детям следует подходить с особой осторожностью, учитывая недоразвитость их голосовых органов, слабость мышц и быструю утомляемость нервной системы. Педагогу необходимо следить, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, использовали мягкую атаку звука, следили за плавным голосоведением, 
Вокальный репертуар для детей, которые только начинают заниматься пением, должен быть подобран грамотно, а песни – соответствовать диапазону голоса учащихся, состоять из небольших музыкальных фраз. Для воспитания вокально- музыкальных способностей при отборе песен следует учитывать необходимость развития мелодического слуха .Очень часто дети начинают петь взрослые песни, и хотя, это нравится родителям, ребенку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарата. Текст песни должен быть доступен пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, то есть слуховая чувствительность, которая имеет большее значение для развития голоса. Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить звуковысотные соотношения мелодии, а слуховые ощущения напрямую связаны с мышечными ощущениями. Таким образом в процессе тренировки одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, то есть вокально- слуховая координация, которая необходима для качественного развития голоса.
Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков является систематическое занятие пением, способствующее более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом укрепляются голосовые складки, тренируется музыкальная память, таким образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при профессиональном использовании голоса.
Исследователи доказали, что пение прививает ребенку художественно-эстетические навыки, оказывает благоприятное влияние на организм и его интеллект в целом. Однако, при воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса, не стоит забывать об основных законах возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто возникают заболевания голосового аппарата. Учитывая физиологические особенности голосового аппарата в период роста, следует как можно больше внимания уделять укреплению организма детей и подростков. При этом одной из важных мер является закаливание, которое следует рассматривать, как важнейшую составляющую часть физического воспитания как детей, так и подростков-вокалистов. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе, различные спортивные игры, физическую работу на открытом воздухе. Наконец, в педагогическом процессе необходимо максимальная простота в пояснении приемов, применяемых педагогом. Ребенок способен очень легко воспринимать и выполнять требования педагога, если они поставлены в определенной форме, отчетливо и ясно сформулированы понятным для детей языком. Основные вокально - технические навыки должны прививаться только с целью помочь ребенку найти и зафиксировать наиболее естественные приемы голосоведения. Так же следует отметить, что такой сложный процесс, как певческое голосоведение, особенно у детей, может нормально развиваться и протекать только при наличии благоприятных условий. Несомненно, что одним из основных условий является полноценность функции центральной нервной системы, так как ей принадлежит ведущая роль в координации и регулирования процесса голосообразования на всех этапах.
Педагоги вокала всегда должны помнить о хрупкости и малой выносливости детских и юношеских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, санацию патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.

Приложенные файлы


Добавить комментарий