Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков.


ТЕМА: Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков.
Цели урока:
I. Познавательные: дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов конца XVIII–начала XIX века; познакомить студентов с лучшими представителями русского искусства, учить делать письменные наблюдения в процессе обсуждения проблемы.
II. Развивающие: развивать мышление учащихся; учить сопоставлять различные точки зрения и определять собственный выбор, аргументируя его; III. Воспитательные: воспитывать «думающего» читателя; формировать чувство прекрасного путем приобщения к великой русской литературе; воспитывать любовь к русскому языку и русской литературе.
Наглядные пособия: портреты писателей, полководцев, репродукции картин художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, А. Венецианова; романсы и песни композиторов А. Алябьева, М. Глинки и др. Ход урока
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
4. Работа по новой теме.
Преподаватель.- Посмотрите в оглавление учебника. На какие части поделен учебник?- Обратите внимание на то, что по творчеству каждого писателя даны учебные материалы, что поможет вам в подготовке к урокам, в изучении тем, а также в учебнике есть краткие сведения о писателях. В конце каждого раздела предполагаются интересные вопросы и задания.Вывод. Таким образом, учебник предлагает справочные материалы, вопросы, задания которые помогут глубже понять содержание произведений.
I. Лекция преподавателя (краткое содержание).
По ходу лекции студенты записывают план, составляют тезисы.
1. политическая и общественная обстановкав конце XVIII–начале XIX века
Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Русские войска под руководством выдающихся полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева одержали победы в двух войнах с Турцией. В результате Россия получила выход в Черное море. Были построены города: Одесса, Севастополь, Николаев.
Но победами русских войск воспользовалось дворянство, сумевшее укрепить свою власть при Екатерине II (1762–1796 гг.). Эта власть была безграничной. Дворяне и помещики получили возможность распоряжаться своими крестьянами: продавать их, наказывать, за мелкие «провинности» ссылать на каторгу.
Тяжелое положение крестьян привело к обострению классовой борьбы. Возникло народное движение под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).
После подавления пугачевского восстания в стране усилилась правительственная реакция.
Начало XIX века ознаменовалось событиями, которые не прошли бесследно для России. Новый царь Александр I, напуганный народными волнениями, несколько смягчил «цензурный устав», разрешил освобождать крестьян (за выкуп). Думалось, что царские законы улучшат жизнь народа. Но все оказалось призрачным.
Важнейшим историческим событием явилась война 1812 года, возникшая в результате агрессивной политики Наполеона. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалый общенациональный подъем.
Чтобы отстоять независимость отчизны, по словам А. И. Герцена, «крестьяне безропотно вступали в ряды ополчения, дворяне брались за оружие; купцы жертвовали десятую часть своих доходов». А вот как писал один французский солдат о войне в России: «Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костер, или в крепость». На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Именно русский народ под руководством М. И. Кутузова и нанес французам сокрушительный удар.
Но победа России в Отечественной войне 1812 г. еще сильнее обострила в сознании людей противоречия русской жизни. Политика Александра I и его правительства вызвала недовольство со стороны передового дворянства, интеллигенции и угнетенного крестьянства. Военным министром был назначен всесильный А. Аракчеев, о котором поэт К. Ф. Рылеев написал в стихотворении «К временщику»:
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!
Крестьянство ответило восстаниями на усилившуюся после 1812 г. эксплуатацию. Движение против самодержавия и крепостнического строя возникло и среди дворянства. Наиболее передовые дворяне стали объединяться в политические общества: «Северное общество» (стояло за ограниченную монархию) и «Южное общество» (за республиканское правление).
Деятельность обществ завершилась восстанием 14 декабря 1825 г., которое было жестоко подавлено. Декабристы потерпели неудачу потому, что не решились призвать в свои ряды народ. Но идеи декабризма оказали огромное влияние на передовых людей России, были подхвачены писателями и поэтами.
2. просвещение и культура
Московский университет становится крупным научным центром.
Открываются школы, средние учебные заведения во многих губерниях. Издаются книги, газеты, журналы.
Плодотворной была деятельность Николая Ивановича Новикова (1744 – 1818 г.) – талантливого журналиста, писателя, общественного деятеля. Он написал несколько книг по истории России, стал издавать сатирические журналы («Трутень» и др.), в которых рассказывал о нищете и тяжелом положении крестьян, разоблачал помещичий произвол и взяточничество чиновников. Сатирические сочинения Новикова Екатерина II сочла вредными и заточила автора на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость.
Но дело Н. И. Новикова продолжил И. А. Крылов (1769–1844) – лучший русский баснописец. Много горькой правды говорил И. А. Крылов о несправедливых порядках в царской России, о корыстных чиновниках и чванных вельможах.
Выдающиеся писатели: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев – живо откликались на общественные запросы, в своих произведениях глубоко и правдиво освещали явления жизни.
В начале XIX в. в России открылись университеты в Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в создании которого принял большое участие М. М. Сперанский – видный государственный деятель.
При учебных заведениях стали возникать литературные общества.
«Поход против наук» начался с Казанского университета, откуда в 1819 г. по политическим мотивам были уволены известные профессора. Усилился гнет цензуры. Произведения прогрессивной тематики печатать не разрешалось.
3. расцвет искусства
Конец XVIII–начало XIX в. – время значительного расцвета русского искусства. Все виды искусства выдвинули замечательных русских мастеров.
Много общественных зданий и красивых дворцов было построено в Москве и Петербурге талантливыми зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым (Петровский дворец, Московский университет и др.). Выдающимися архитекторами начала XIX в. были А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге) и А. Д. Захаров (автор проекта здания Адмиралтейства). Здания и соборы строились в стиле классицизма и ампира. (Стиль ампир – стиль величественных построек с колоннами.)
В скульптуре прославились Ф. И. Шубин, земляк М. В. Ломоносова, и Ф. Г. Гордеев.
Известные живописцы Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали правдивые портреты своих знаменитых земляков. Больших успехов добились художники А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А Тропинин.
К народно-песенному жанру обратились музыканты Е. И. Фомин и Д. С. Бортнянский. Особой известностью пользовались написанные ими песни и романсы. Композиторы А. Н. Алябьев («Соловей»), А. Е. Варламов («Метелица»), А. Л. Гурилев («Колокольчик», «На заре туманной юности»), М. И. Глинка («Не искушай меня без нужды») создали песни, основанные на народных мелодиях.
В театрах Москвы и Петербурга ставились оперы, драмы. Выдающиеся актеры того времени – М. С. Щепкин, П. И. Жемчугова.
4. развитие литературы
Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная классовыми противоречиями и революционными событиями, стала причиной обострения классовой борьбы в литературе. В ней обозначилось два полюса: литература (и культура), в той или иной степени отражающая чувства и идеи народа, и литература господствующих сословий, дворянства и буржуазии. Ожесточенные споры между консервативными писателями и прогрессивными велись по разным вопросам, в том числе и об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к народному творчеству, о литературных направлениях, о языке.
Консервативные писатели в своих произведениях пытались отвлечь читателей от современной жизни, увести их в мир мечтаний и грез.
Прогрессивных писателей объединяло стремление к правде, к улучшению жизни простых людей, «боль о человеке». Они создавали гражданскую поэзию, обличающую крепостной строй, воспевающую героическую личность. Лучшие произведения отличались «могучим зарядом» этического начала, идейностью, одухотворенностью. Они учили современников и учат нас глубочайшему чувству ответственности перед народом, благородству, гуманизму, беспощадности ко всему злому, что унижает человека.
Русская литература на рубеже двух веков – это процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлений.
Последняя треть XVIII века – эпоха классицизма и сентиментализма.
Начало – 15-е годы XIX века можно назвать преддекабристской эпохой.
Наиболее существенные особенности – завершение развития классицизма, угасание его творческих возможностей; расцвет и спад сентиментализма, возникновение и развитие романтизма. Значительным явлением надо признать продолжавшийся процесс становления реализма.
С 1815–1825 гг. – период романтизма в русской литературе.
Литературные произведения в духе классицизма и сентиментализма хотя и продолжали появляться, но не играли заметной роли в литературе. Это век романтизма.
II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции).
Работа с учебником.
Домашнее задание.
Подготовиться учащимся по следующим вопросам (1–2 вопроса по выбору):
1. Какие политические события конца XVIII – начала XIX века повлияли на литературный процесс?
2. Чем интересна деятельность писателя Николая Ивановича Нови-кова?
3. Чем необычна деятельность декабристов? Кто эти люди? Каковы их жизненные цели и стремления?
4. Место и роль И. А. Крылова-баснописца в русской литературе.
5. Выразительное чтение одной басни (по выбору), ее анализ.
6. Русская архитектура (или живопись) в конце XVIII – начале XIX в.

Приложенные файлы


Добавить комментарий