Дидактические игры на уроках физики


Дидактические игры на уроках физики
Выдающийся ученый и педагог С.А.Шмаков образно выражает значение игры, называя ее восьмым чудом света: «О знаменитой пирамиде Хеопса знают все… А игра?! Игра – одно из интереснейших явлений культуры… Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные».
Игра, учение, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые представляют игру лишь как забаву и развлечение.
Для учителя игра является средством изучения детей. К.Д.Ушинский писал: «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б устраивали учительскую семинарию, то сделали бы там теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».
Дидактические игры необходимо использовать на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения.
Дидактические игры по содержанию и методике их проведения разрабатываются учителем. Задача учителя заключается в том, чтобы, учитывая значение игры, найти ей надлежащее место в школе (на уроках и во внеклассной работе).
Дидактические игры, применяемые на уроке или на занятиях кружка, должны быть очень разнообразными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения.
Классификация физических игр в зависимости от игровой цели:
Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала. Например: «Защита темы».
Игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (индивидуальные, коллективные, например, эстафеты на знание формул, единиц измерений и т.д.).Игры, направленные на выполнение занимательного задания. Например, опустить яйцо в бутылку, начертить с помощью сообщающихся сосудов горизонтальную прямую.
Игры с раздаточным материалом (лото).
Рассмотрим подробнее творческие игры учащихся. Иногда их называют имитационно-процессуальными, потому что их содержание заимствовано детьми из окружающей среды. Именно эти игры многие психологи относят к числу игр, в которых наиболее сильно проявляется фантазия детей, использование ими мнимых ситуаций и переносных значений.
Важно отметить, что эти игры в своей основе являются творческими, а не искусственным или шаблонным воспроизведением действительности. Примером творческих игр может быть суд над каким-нибудь физическим явлением или физической величиной.
Эта игра организуется следующим образом: за несколько дней до игры класс делится на две группы – свидетелей защиты и свидетелей обвинения. Выбирают главного судью, народных заседателей, прокурора, адвоката, подсудимого и ученого секретаря суда.
Учебная цель данной игры – повторить физические законы, лежащие в основе данного явления, и как можно больше узнать о его значении в жизни людей. В творческой игре все действия ученика определяются той ролью, которую он в этой игре выполняет. В такой игре раскрывается характер учащихся, понимание ими явлений, фактов окружающего мира, физических законов.
Место игры на уроках физики может быть различным.
При опросе учащихся с целью разнообразить опрос и одновременно научить школьников применять полученные знания можно провести такую игру.
Вызванного к доске ученика просят выйти из класса. Учитель называет положение теории: между молекулами различных тел существуют промежутки. В течение 1-2 минут ученики придумывают примеры, подтверждающие это положение молекулярно-кинетической теории, затем в класс приглашают вызванного ученика и ему приводят эти примеры, то есть отгадав этот физический закон, привести доказательства в пользу своего ответа.
2. При закреплении знаний можно использовать игру «Третий лишний». Принцип игры: два явления из трех логически связаны, третий рисунок изображает явление, непосредственно не связанное с предыдущим. Например, на одной из карт можно изобразить два рисунка, отображающих демонстрацию явления теплопроводности, и третий рисунок, иллюстрирующий явление конвекции (рис.1).

Рис.1
Задача ученика – определить «лишний» рисунок в данном комплексе. Эта игра позволяет развивать умение логически мыслить, анализировать, обосновывать выдвигаемые положения.
3. В процессе повторения пройденного. Ряд игр, преследующих эту цель, может составляться на одном и том же фактическом материале – одни и те же физические явления, законы формулы, встречаясь ученику в двух-трех играх, заставляют его вспоминать, сравнивать, устанавливать сходство и различие и тем самым способствуют активному, а не механическому закреплению знаний.
Например, игра: «Знаешь ли ты физические приборы?». В эту игру с успехом могут играть ученики любого класса. Играющим раздают поровну карточки с характеристиками приборов. В «котле» - 30 - 40 чистых фишек. По жребию определяют, кто первый будет зачитывать вслух характеристику прибора. Сидящий слева от него должен дать ответ. Если ответ правильный, игрок берет фишку из котла и сам зачитывает характеристику следующего прибора. Если ответ неверный, отвечает следующий игрок. Выигрывает набравший большее число фишек.
При проведении этой игры в классе можно устроить выставку приборов. Тогда ученик, кроме правильного ответа, должен показать прибор всем играющим.
Лото. Игра, построенная по принципу парных картинок. Такие лото применяются в целях проверки и закрепления знаний учащихся по большой теме курса; для упражнения в использовании физических законов, формул; для развития у учащихся умения логически правильно и связно обосновать высказываемые мнения.
На каждую парту раздают карты с четырьмя рисунками, изображающими физическое явление, рисунок опыта, схему, физический прибор. Перемешивают маленькие карточки, на которых написаны или названы явления, или формулировка закона, или соотношение между величинами. Учитель выбирает одну маленькую карточку и громко читает название физического явления. Играющий, у которого на большой карте есть соответствующий рисунок, должен ответить ему формулировкой закона и объяснить рисунок. Если ведущий называет закон, то играющий отвечает названием явления или соотношения между величинами.
При правильном ответе маленькая карточка закрывает большую. При неправильном – карточка отбирается. Выигрывает тот, у кого не остается незакрытых полей на большой карте. Жюри (из учащихся класса) в течение урока выставляет учащимся оценки, которые после согласования с учителем переносятся в журнал.
При выполнении домашнего задания – подбор материала для различных игр: кроссвордов, головоломок, т. е. у учащихся поддерживается интерес к предмету не только во время уроков, но и при выполнении домашних заданий. Самостоятельное составление игр заставляет учеников неоднократно обращаться к учебнику. Ученик это делает добровольно, просматривая по учебнику больший, чем обычно, по объему материал.
Подобные домашние задания позволяют учителю соединить в единый процесс закрепление нового материала и повторение пройденных ранее тем, уступая роль ведущего хорошо успевающим ученикам.
Воспитательное значение игры: они дисциплинируют учащихся, воспитывают самоконтроль, ответственное отношение к дому, четкое соблюдение установленных правил. Игра как метод обучения широко используется в современных технологиях обучения, альтернативных авторитарным методам.

Приложенные файлы


Добавить комментарий