Обобщение опыта работы на тему: Формирование нравственной культуры младших школьников средствами народной музыки


Формирование нравственной культуры младших школьников средствами народной музыки
Емельянова Ирина Николаевна,
учитель музыки
МБОУ - «Лицей № 10»
г. Белгород 2017Информация об опыте……………………………………………………… ..
Технология опыта…………………………………………………………….
Результативность опыта………………………………..……………..……..
Библиографический список…………………………………..…………..….
Приложение к опыту…………………………………………………………
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
При образовании чрезвычайно вредно
развивать рассудок и ум,
оставляя без внимания сердце, -
на сердце больше всего нужно обращать внимание.
Иоанн Кронштадский
Условия возникновения и становления опыта
В современном обществе наблюдаются процессы мутации духовной культуры, происходит деформация представлений о любви, красоте, добре, истине, справедливости. Все это свидетельствует о необходимости усиления роли нравственного воспитания школьников. Одним из естественных и действенных способов развития нравственной сферы личности является воспитание средствами этномузыкального искусства, художественно-воспитательный потенциал которого способен формировать ценностное отношение к истории, традициям народа, народной философии, народной музыке.
Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что учащиеся не испытывают к ним достаточного интереса. А ведь одной из основных задач изучения фольклора является формирование нравственной культуры учащихся. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории своего края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию.
Народная музыка, фольклор, позволяет решать задачи не только художественного обучения и эстетического воспитания, связанные с развитием восприятия народного творчества в целом, включая виды и жанры, но и задачи развития и воспитания нравственной культуры: формирования ценностного отношения к окружающему миру, основы национального самосознания, терпимость, трудолюбие, аккуратность, послушание, чувство
коллективизма.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено мини-анкетирование участников фольклорного ансамбля «Сударушка» для выявления отношения к русской народной музыке. Несмотря на то, что только 40% обучающихся признали народную музыку наиболее любимой и интересной, 40% отвечая на вопрос, «Любишь ли ты народную музыку?», дали положительный ответ, 30% отрицательный. 20% учащихся признались, что испытывают трудности в восприятии и понимании народной музыки.
На основании анализа педагогической и методической литературы, учебных программ, результатов анкетирования были выявлены педагогические условия успешного формирования нравственной культуры младших школьников средствами народной музыки. К числу основных педагогических условий отнесены: развитие нравственной культуры школьника средствами народной музыки на основе аксиологического подхода; использование специально подобранного музыкального репертуара, раскрывающего нравственные идеалы и ценности; развитие способности взаимодействовать в коллективе на основе взаимопомощи, единых художественно - образовательных целей.Актуальность опыта
В течение последних десятилетий народная музыка находит все более достойное место в российской образовательной системе воспитания и развития подрастающего поколения. Отшлифованные временем фольклорные средства содержат не только эмоционально-энергетический, но и нравственный потенциал, крепчайшими узами соединяющий человека с родной землей, с окружающими людьми и ведущий его по пути Добра, Любви, Красоты и Справедливости.
Проблема изучения народной музыки и воспитание средствами музыкального фольклора нравственно-эстетической культуры особенно актуальна в нашем Белгородском крае, который называют сокровищницей народного творчества, этнокультурных традиций. Вполне закономерно, что в нашей области разработаны и реализуются целевые региональные межведомственные программы по сохранению и ретрансляции песенно-инструментальных традиций Белгородчины.
Анализ педагогической и специальной литературы позволил выявить ряд противоречий. Важнейшими из них являются следующие:- между необходимостью возрождения традиций нравственного воспитания средствами народной музыки и недостаточной разработкой педагогических условий для решения этого вопроса в учреждениях общего и дополнительного образования детей;
- между большими возможностями этномузыкального искусства в формировании нравственной культуры школьника и недостаточным использованием его потенциала в воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей идеей педагогического опыта выступило положение культурологического подхода о том, что народная музыка, фольклор, позволяет решать задачи не только художественного обучения и эстетического воспитания, связанное с развитием восприятия народного творчества в целом, включая виды и жанры, но и задачи развития и воспитания нравственной культуры: формирования ценностного отношения к окружающему миру, основы национального самосознания, терпимость, трудолюбие, аккуратность, послушание, чувство коллективизма.Длительность работы над опытом
Опытно - экспериментальная работа состояла из двух этапов.
I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.II этап – основной (формирующий) – январь 2015 г. – декабрь 2015 г.Первый этап – констатирующий эксперимент – в качестве основныхзадач включал: анализ практики формирования нравственной культуры школьника средствами народной музыки; выявление и обоснование педагогических условий формирования нравственной культуры школьника средствами народной музыки, анкетирование участников фольклорного ансамбля «Сударушка» для выявления их отношения к русской народной музыке и культуре в целом.
Второй этап - формирующий эксперимент. Основной задачей
формирующего этапа явилась реализация выявленных педагогических
условий формирования нравственной культуры школьника средствами
народной музыки. Анкета обратной связи позволила выявить
определенный интерес детей к русской народной музыке, понимание её
значимости и ценности.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен разработкой системного подхода к развитию нравственного воспитания младших школьников. Основными формами подачи материала были: лекции - беседы, лекции-концерты, практические занятия и, как результат – участие в народных праздниках.
Теоретическая база опыта
Теоретико-методологическую основу исследования составили: философско-педагогические концепции нравственного воспитания личности (Б.Т. Лихачев, Е.Н. Каменская, Г.Н. Кузьменко, В.А. Сухомлинский. К.Д. Ушинский и др.); культурологический и аксиологический подходы к формированию нравственной культуры (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.); исследования воспитательных возможностей этномузыкального искусства в развитии нравственности личности (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский); концепции изучения народной музыки в образовательном процессе (Г.Н. Волков, Н.Н. Гилярова, Л.Л. Куприянова, С.И. Миропольский, Е.В. Николаева, Л.В. Шамина, и др.), исследования народной музыкальной культуры Белгородского региона (И.И. Веретенников, М.С. Жиров).
Базовой категорией концепции нравственного воспитания выступает нравственная культура. Существуют два подхода к раскрытию сущности этого понятия. Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия – «культура», а второй подход видового – «нравственность».
В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» используется как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания. Таким образом, можно утверждать, что культура – процесс и результат образования и воспитания, так как она подразумевает совершенствование, облагораживание физических, и, главным образом, духовных сил человека и общества, т.е. культивирование духа [23, с.356].В кратком философском словаре понятие «нравственность» синонимично понятию «мораль» и рассматривается как нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг к другу и обществом в целом. Новый энциклопедический словарь дополняет, что «в отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают объяснение в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости» [52, с.753].
В структуре нравственности исследователи выделяют такие ее элементы, как нравственное сознание, нравственную практику и нравственные отношения [27,  с.30].
Нравственное сознание включает в себя моральные нормы, принципы, идеалы, понятия справедливости, добра, зла. К характеристике нравственного сознания Г.Н. Кузьменко добавляет ценностное отношение к действительности и в иерархии ценностей особое место отводит нравственным идеалам [28, с.22].
Следует подчеркнуть, что в последние годы заметно заявляют о себе аксиологические аспекты исследования нравственной культуры. Общечеловеческие ценности выступают в качестве устойчивых ориентиров, регламентирующих деятельность, отношения, общение людей.
К базовым элементам нравственной практики Г.Н. Кузьменко, в первую очередь, относит поступок, как сложное нравственное явление. Именно поступки, реализующиеся в практике, составляют линию нравственного поведения человека [28, с.23].
Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, которые возникают в процессе нравственной практики. Они складываются между людьми вне зависимости от сферы деятельности и ее уровня (личностного, группового и т.д.).
Анализ педагогической литературы, посвященной проблеме нравственного воспитания, показывает, что нравственная культура – широкое и емкое понятие. Педагогика рассматривает ее как «часть общей культуры человека, характеризующую единение нравственных чувств, сознания и навыков нравственной деятельности человека в обществе» [23, с.64].
Блестящим примером проникновения философских идей в отечественную педагогику служат педагогические воззрения В.А. Сухомлинского. Согласно В.А. Сухомлинскому, с раннего возраста следует формировать способность к сопереживанию, потребность в самоуважении, способность творить добро, преданность высоким идеалам, чуткость совести и благородство сердца. [48, с.212].
Анализ философской и педагогической литературы позволил выделить в структуре нравственной культуры три компонента: аксиологический, личностный и технологический.
Аксиологический компонент представлен нравственными ценностями, нравственными идеалами, интересами, принципами, убеждениями.
Личностный компонент включает – нравственные качества, свойства, нравственные чувства и эмоции.
Технологический компонент – это нравственные поступки, действия, поведение.
Таким образом, под формированием нравственной культуры школьника рассматривается процесс нравственного воспитания, содействия духовно-нравственному становлению человека, развитию у него:
- нравственных идеалов, ценностей, интересов, принципов;
- нравственных качеств и чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного поведения и поступков (готовности служения людям и Отечеству, взаимодействие в коллективе на основе уважения и взаимоподдержки).
Такие базовые понятия теории нравственного воспитания, как «нравственность», «культура» могут быть дополнены понятием «искусство».
Наиболее точно связь эстетического и нравственного в произведениях искусства отражена в высказывании Д.Б. Кабалевского – прекрасное порождает доброе. [20, с.174].
Новизна опыта.
Новизной опыта является опытно-экспериментальная работа по формированию нравственной культуры младших школьников средствами народной музыки.
РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА
Постановка целей и задач педагогической деятельности.
Целью педагогического опыта является формирование нравственной культуры младших школьника средствами народной музыки.
Формирование нравственной культуры младших школьников средствами народной музыки является наиболее эффективным, если:
- определены направления формирования нравственной культуры школьника средствами народной музыки (освоение общечеловеческих ценностей; выявление нравственного содержания народной музыки; связь русской народной музыки с современностью);
- обеспечены следующие педагогические условия: развитие нравственной культуры школьника средствами народной музыки на основе аксиологического подхода; использование специально подобранного музыкального репертуара, раскрывающего нравственные идеалы и ценности; развитие способности взаимодействовать в коллективе на основе взаимопомощи, единых художественно-образовательных целей.
В соответствии целью педагогического опыта решались следующие задачи:
2. Теоретически обосновать и систематизировать взгляды на проблему формирования нравственной культуры школьника средствами народной музыки.
2. На основе анализа педагогической литературы выявить сущность и компонентную структуру понятия «нравственная культура».
3. Изучить современное состояние проблемы формирования нравственной культуры школьника средствами народной музыки.
4. Выявить и обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования нравственной культуры младших школьников средствами народной музыки.
К наиболее значимым педагогическим условиям, отвечающим запросу нравственного воспитания средствами народной музыки отнесены:1. Развитие нравственной культуры школьника средствами народной музыки на основе аксиологического подхода.
2. Использование специально подобранного музыкального репертуара, раскрывающего нравственные идеалы и ценности.
3.Развитие способности взаимодействовать в коллективе на основе взаимопомощи, единых художественно-образовательных целей.
Формирование нравственной культуры младших школьников средствами народной музыки предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает формирование ценностного отношения к нравственным идеалам и образам русской народной музыки, а через ее влияние на эмоциональную сферу ребенка способствует развитию нравственной культуры.
Реализация условия, связанного с использованием специально подобранного музыкального репертуара, раскрывающего нравственные идеалы и ценности, нацелено на формирование нравственных чувств и эмоций; знакомит школьников с историей и культурой страны; воспитывает ценностное отношение к традициям своего народа.
На основе анализа практики изучения народной музыки в общеобразовательной школе и в факультативных детских ансамблях были выделены тематические разделы, эмоционально-образные сферы детской народной музыки, отражающие общечеловеческие нравственные ценности. К числу наиболее были отнесены: тема труда и дружбы, семьи, образ Родины, образ родной природы, народные обрядовые праздники. Народные песни, воспевающие красоту человеческого труда, помогают детям глубже осмыслить такие нравственные качества, как сотрудничество, содействие, взаимопомощь, трудолюбие. Примером в этой связи служат детские народные песни «Ах, вы, сени, мои сени, добела отмыты», «Аленький наш цветок», «Во кузнице», «Уж я сеяла ленок», «Серпы золотые» и др. Общеизвестно, что нравственные качества ребенка закладываются в семье. Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В своей воспитательной деятельности русский человек не раз убеждался, что трудно воспитать нравственного человека, если в нем нет чувства любви и уважения к матери. «Колыбельные песни», «Заболела Дунина головка», «Частушки для мамы» и другие песни о маме являются ценностным материалом в работе детского фольклорного ансамбля.
Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родной природы: дуб-батюшка, речка-матушка. Детям очень импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление её могуществом и красотой в любое время года. Образами родной природы наполнен один из самых поэтических разделов детского творчества – детский календарный фольклор. Такие детские песни, как «Во лузях», «По малину в лес пошли», «Ах, утушка моя луговая», «А я по лугу», «Ходила младёшенька по борочку», «Комара женить мы будем», являются прекрасный материал для детского творчества, воспитания ценностного отношения к природе родного края. Центральной темой нравственного воспитания подрастающего поколения всегда является образ Родины. Приобщение детей к музыкальному наследию своего народа, развивает чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Именно фольклору относится все более заметное место в выполнении задач нравственного, этического, патриотического воспитания. Ярким примером используются русские народные песни «Ты, живи, Россия», «Солдатушки, бравы, ребятушки», «Славны были наши деды» и другие; песни белгородского композитора В. Уварова – «Белгородчина», «Белгородский край родной». Особое место в приобретении социального и нравственного опыта занимают обряды, традиции, обычаи, которые сопутствовали каждому шагу человека, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Погружаясь в работе с коллективом в праздничную обрядность, учащиеся постигают сложный мир человеческих взаимоотношений, учатся не отступать перед трудностями, активно бороться за добро и справедливость.
Одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности успешно осуществляется только в коллективе и через коллектив.
Особое значение в развитии детей играет творческий коллектив, воспитательное значение которого активно проявляется через соревнование, конкуренцию, критику, оценку достижений участников своими товарищами. Кроме того, ряд таких ценных качеств, как воспитание внимания, воли, дисциплины, навыков самоконтроля, умения владеть собой, а также, взаимопомощь, сотрудничество и сотворчество – безусловно, легче привить через работу в коллективе.На занятиях фольклорного ансамбля активно используются детские народные игры. Игра всесторонне действует на развитие детей: ленивый полюбит труд, незнайка станет знающим; и то, что для ребенка кажется обычным, станет интересным. Здесь вносится элемент большой ответственности каждого ее участника: и за себя, и за окружающих, и за то, как складываются коллективные отношения. «Игра – дело серьезное» – эта мысль постепенно обретает реальную форму общения, основанного на взаимоотношении детей друг к другу.
Творческая дисциплина, царящая на занятии, объединяет всех присутствующих общими интересами, действиями, настроением и совместно достигаемыми результатами. Подобранные народные детские игры дают первые ростки сплочению ребят, способствуют развитию положительного отношения участников ансамбля друг с другом. С другой стороны, – игровые действия детей, сочетающие пение, двигательные возможности, проявления артистизма, – помогают выявить личностные качества и музыкально-сценические способности учащихся.
В работе с детьми задача воспитания школьников в коллективе и через коллектив становится приоритетной и гармонично сочетается с развитием музыкально-творческих способностей. Узнавая себя и возможности других, дети с пониманием относятся к выбору солистов, к распределению ролей в фольклорных праздниках, а самое главное – становятся толерантными, терпимыми друг к другу. Наблюдения за поведением детей, их общением, как на занятиях, так и внеучебное время, позволяют сделать вывод о том, что у большинства школьников наряду с сугубо деловыми отношениями, связанными с общими творческими интересами, достижениями высокого результата в выполнении общих задач, проявляются такие личностные качества, как доброжелательность, уважительность, отзывчивость, готовность к бескорыстной дружбе.Задача нравственного воспитания в процессе занятий не является самоцелью, а гармонично сочетается с музыкально-творческим развитием детей. Основными формами подачи материала являются: лекции-беседы, лекции-концерты, практические занятия и, как результат – проведение праздников.
В процессе освоения фольклорного материала формируются представления детей о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном проговаривании и пропевании народно - поэтических текстов развивают голос, речевую и певческую культуру, постепенно формируют культуру чувств. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют каждому ребенку точнее передать и, в конечном счете, освоить национальный характер самовыражения.
Формирование нравственной культуры младших школьников средствами народной музыки – это сложный и длительный процесс, и серии занятий, участие в праздниках, посвященных изучению нравственного потенциала народной музыки, не могут в полной мере решить данную проблему, вместе с тем, не исключается возможность развития у школьников нравственных идеалов, интересов, принципов, нравственных качеств и чувств.
РАЗДЕЛ III. Результативность опыта
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена мини-анкета обратной связи для участников фольклорного ансамбля.
Отвечая на вопрос: «Как ты считаешь, почему необходимо изучать русскую народную музыку?», дети отметили:
«…русская народная музыка воспитывает в нас доброту»;
«…потому, что когда мы её слушаем или поём, мы узнаем как раньше жили люди»;
«потому, что русская народная музыка хорошая, интересная, яркая.
«потому, что народные песни поют бабушки и дедушки, и мы должны их знать»;
«потому, что она красивая».
Отвечая на вопрос, «Что тебя больше всего привлекает на занятиях?» 45% отметили – беседы о народных праздниках, традициях, обрядах; 75% – народные игры; 95% – исполнение народных песен; 60% – исполнение народных движений.
Анкета обратной связи позволила выявить определенный интерес детей к русской народной музыке, понимание её значимости и ценности.
Анализируя ответы на вопрос, «Что представляется тебе наиболее ценным в содержании народной музыки?», 75% отметили – «народная музыка знакомит нас с прошлым русских людей», 56% отметили – «народную музыку хочется петь и слушать, потому что она воспитывает нас, делает добрее, внимательнее ко всем: к маме, бабушкам и дедушкам, учит нас быть трудолюбивыми и беречь природу, не обижать животных и птиц».Заслуживают внимания ответы на вопрос: «Как ты думаешь, пригодятся тебе знания, полученные в ансамбле в дальнейшей жизни?». 85% детей ответили положительно, 15% – отрицательно.
Анализ формирующего эксперимента позволил сделать вывод, что реализация обоснованных педагогических условий достигла следующих результатов:
- выработаны ценностные отношения к историческому и культурному наследию русского народа;
- произошло более глубокое осознание института семьи, ее роли в возрождении и сохранении нравственных традиций семейного воспитания;
- взаимодействие в коллективе на основе взаимопомощи, единых художественно-образовательных целей способствовало развитию творческих способностей детей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: – Издательский центр «Академия», 2004.–336с.
Аникин, В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: учебное пособие. / В.П. Аникин. – М.: Изд-во Московского университета, 1969. – 80с.
Асафьев, Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия / Б. Асафьев. – Л.: Музыка, 1968. – 143с.
Асафьев, Б.В. Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. — С. 167-178.
Балашова, С.С., Медушевский, В.В., Тарасов, Г.С. и др.; Спутник учителя музыки. Сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение,1993. – 240с.
Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) // В.С. Библер – М.: Знание, 1990. – 64с.
Блинов, В.М. Эффективность обучения. Методологический анализ определения этой категории в дидактике / В.М. Блинов. – М.: Педагогика, 1976. – 270с.
Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. // Гл. ред.А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 768с.
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / под ред. Шпикаловой Т. Я. М., 2000. – 272с.
Веретенников, И.И. Русская народная песня в школе: Белгород. Издательство Шаповалова. 2005. – 210с.
Веретенников, И.И. От народного первоисточника к многообразию исполнительских форм. Народное музыкальное творчество Белгородского края: Издательский дом «В. Шаповалов», Белгород, 2000. – 216с.
Власенко, Л.Н. Особенности традиции Белгородско-Курского региона в Белгородской области. Материалы II Региональной научно практической конференции: ИПЦ «Политерра».: 2008. – С.43 – 46.
Волков, Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 168с.
14. Ворошилова, О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные
мероприятия с младшими школьниками / авт. – сост. О.В. Ворошилова. – Волгоград: Учитель, 2007. –106с.
Гилярова, Н.Н. Народная музыка в России: прошлое и настоящее. Музыкальная психология и психология музыкального образования под. Гращенко, А.Г. Педагогический аспект традиционной народной культуры: Материалы II Региональной научно-практической конференции: ИПЦ «Политерра».: 2008. – С.165-168.
Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традицийнародной художественной культуры: Дис. д – ра пед. наук: М., 2001. – 486с.
17. Жиров, М.С. Духовно нравственное развитие личности в контексте
ценности семьи и традиционных семейных отношений / М.С. Жиров //
материалы международной научно-практической конференции
«Славянский мир и Православие глазами молодых». – Белгород: ООО
«Антиква», 2002. – С. 56-62. С. – 61.
18. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. – М.: Республика, 1993. – 301с.
19. Исаев, И.Ф. Профессиональность преподавателя: культура, стиль,
индивидуальность: учеб. Пособие/ И.Ф. Исаев. – Москва, Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 312с.
20. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное порождает доброе // Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1989. –178с.
21. Кабалевский, Д.Б. Программы общеобразовательных учреждений:
Музыка. Искусство: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2009. –225с.
22. Каменская, Е.Н. Этика: конспект лекций / Е.Н. Каменская. — Ростов
н/Д:Феникс, 2005. – 15с.
Кармин, А. С., Новикова, Е.С. Культурология. — СПб.: Питер, 2004.
Кленова, В.А., Колесникова, Г.Н.; Духовное воспитание учащихся через этнокультурный компонент. Материалы VI научно – практической конференции. 2012. – 431c.
25. Колпакова, О.В. Жить припеваючи. История русской народной песни // О.В. Колпакова. – М.: изд. Белый город. – 2005. – 47с.
26. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1955. – 652с.
Кузнецов, Ф.Ф. Размышления о нравственности. – 2-е изд. Доп .– М: Сов. Россия, 1988. – 44с.
Кузьменко, Г.Н. Этика: учебное пособие. – М.: Инфра, 2002.
Куприянова, Л.Л. Русский фольклор: программно-методические матер. 1 – 4классы / авт. сост. Л.Л. Куприянова. — М.: Мнемозина, 2008. – 160с.
30. Линник-Ботова, С.И., Стрельник, В.И., Казначеева, ТА. Духовно –
нравственное воспитание дошкольников на материале народной
художественной культуры. – Белгород: Изд – во ООО «ГИК», 2008. –
144с.
31. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей,
1996. – С.15
32. Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н. Лосский // Философия и
жизнь. – М., 1991.С.38
33. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М:
ЦГЛ «Элизе Трэйдинг», 2004. – 125с.
Макаренко, А.С. Цель воспитания // Пед. соч.: В 8 т – М.: Педагогика, 1984. – 105с.
Медведев, Д Национальная образовательная инициатива "Наша новая
школа" [Электронный ресурс] / Д. Медведев. – Электрон. текст. дан. –
Режим доступа : http://mon.gov.ru/.
Молчанова, И.Н. Роль русской народной музыки в системе формирования нравственной культуры школьника. Сборник докладов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященных 150 – летию со дня рождения П.С. Столыпина. 2012. — С. 41—45.
Музыка. 1 – 4 классы. Рабочие программы. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений ФГОС / Критская Елена Дмитриевна, Сергеева Галина Петровна. – М.: Просвещение, 2011. – 64с.
Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. редактор Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 672с.
Науменко, Г.М.Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной
школы. М.: Издательский центр «Академия».: 1996. – 136с.
Николаева, Е.В. История музыкального образования.: Древняя Русь/ Е.В. Николаева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 208с.
Неменский, Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое Педагогическое мышление. М., Просвещение, 1989. – 278с.
Пропп, В.Я. Фольклор. Литература. История. – М.: Лабиринт, 2002. – 464с.
Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике/ сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Высш. шк., 1986. – 536с.
Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьникам / авт. – сост. О.В. Ворошилова. – Волгоград: Учитель. 2007. – 106с.
Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика Автор: Сорокин П. А. Издательство: М.: Астрель. 2006. – 176с.
Социология нравственного развития личности. – М: Политиздат, 1986. – 240с.
Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576с.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1974. – 288с.
Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива.– Издательство «Молодая Гвардия», Москва, 1975. – 240с.
Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании //Избранные сочинения: В двух томах. – М., 1953. – 136с.
Ушинский, К Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Пед.
соч. – М., 1988. Т.1. –115с.
Философский словарь / под ред. Н.Т. Фролова, 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздание, 1991. – 474с.
Цыпин, Г.М. Музыкальная психология и психология музыкального образования// Теория и практика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 293с.
Шамина, Л.В.Музыкальный фольклор и дети: Научно – методическое пособие / сост. и ред. Л.В. Шамина. М.: 1992. – 40с.
Шамина ,Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования. // Сборник научных трудов НИИ культуры. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М., 1990. – 313с.
Шпикалова,  Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. метод. пособие / Т.Я. Шпикалова, Г.П. Покровская / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.П. Покровской. – М. – Владос. – 1995. – 272с.

Приложенные файлы


Добавить комментарий