Презентация по литературе на тему Поэма А.С.Пушкина Цыганы


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

«Роковые страсти» в поэме А. С. Пушкина«Цыганы» Выполнил учащийся 11 класса МБОУ «СОШ №10» г. Балахны Клементьев Денис Руководитель: учитель русского языка и литературы Лагутина Н.С. История созданияУ Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы. Дени Раффе. "Кочующие цыгане в Молдавии". Литография 1837 года. Именно с такими цыганами встречался во время южной ссылки молодой Пушкин. Поэма "Цыганы" начата в Одессе в январе 1824г., где и были написаны вчерне первые три отрывка поэмы (145 стихов). Примерно через два месяца после приезда в Михайловское Пушкин возобновил работу над "Цыганами" и завершил ее: остальные 394 стиха поэмы были написаны им вчерне в неделю (между 2 и 8 октября). К 10 октября черновик был перебелен и написан эпилог. Рисунки А. С. Пушкина к поэме «Цыганы» Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. Наконец песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на её неверность. Старый отец девушки предлагает Алеко не препятствовать счастью девушки, приводя в пример свои отношения с матерью Земфиры — Мариулой. Детям степей чуждо стремление европейца вмешиваться в естественный ход событий и пытаться контролировать его. В другом рассказе старик пересказывает предание о заброшенном в степь поэте; Алеко не без удивления узнаёт в нём Овидия, некогда изгнанного из Древнего Рима на черноморский берег.Застав Земфиру во время свидания с молодым цыганом, Алеко пренебрегает советом старика и закалывает их обоих. Цыганы не могут понять его эгоистичного стремления обладать любимой ценой её жизни: «Оставь нас, гордый человек!» Свободолюбивый Алеко, центральный герой поэтического текста, не только подвержен бунтующим страстям, но обречён сам порождать их. Он представялет собой разочаровавшийся, одинокий и непонятый символ времени, который, с одной стороны, привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны, страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости. Старик Отец Земфиры является воплощением подлинного знания о жизни, символом всепрощения и непротивления событиям жизни. Он произносит духовный приговор над Алеко; однако «золотой век» остаётся в прошлом, так что безусловная Правда Старика не оказывается столь однозначной в условиях окружающего мира, который оказывается заражённым «роковыми страстями», несмотря на итоговую поверженность идею порочного губительного индивидуализма. Восток, денницей озаренный,Сиял. Алеко за холмом,С ножом в руках, окровавленныйСидел на камне гробовом.Два трупа перед ним лежали;Убийца страшен был лицом.Цыганы робко окружалиЕго встревоженной толпой. Тогда старик, приближась, рек:«Оставь нас, гордый человек!Мы дики; нет у нас законов,Мы не терзаем, не казним —Не нужно крови нам и стонов —Но жить с убийцей не хотим…Ты не рожден для дикой доли,Ты для себя лишь хочешь воли;Ужасен нам твой будет глас:Мы робки и добры душою,Ты зол и смел — оставь же нас,Прости, да будет мир с тобою». Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме. ВикторинаВ каком произведении Пушкина, помимо "Цыганы" звучит романтический мотив бегства в далекие края?Ответ: «Кавказский пленник»О ком Пушкин сказал, что хотел изобразить в нём «равнодушие к жизни и к её наслаждениям» и «преждевременную старость души», и к каким ещё его героям можно отнести эту характеристику?Ответ: О Пленнике, но можно эту характеристику отнести и к Алеко, и к Онегину.

Какое приключение послужило толчком для создания «Цыган»?Ответ: Пушкин влюбился в цыганку и несколько дней кочевал с цыганским табором: «И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил».Что привело Алеко в табор?Ответ: "Он хочет быть как мы цыганом;Его преследует закон"Желание сбежать от неволи душных городов, где нет любви, и нет веселий.


Согласны ли вы, что Алеко эгоист? Если да, то почему?В чем конфликт поэмы?Ответ: Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров — мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обременённой сложными условиями выживания
Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Как вы думаете, совместимы ли эти понятия?Имел ли Алеко право убивать человека? Спасибо за внимание!

Приложенные файлы


Добавить комментарий