Исследовательская работа Мода и культура одежды.


Мода и культура одежды.
Аксёнова Алина Сергеевна
учащаяся 8а класса
Руководитель: Касимова Татьяна Ивановна
учитель английского языка
МКОУ «Красноярская СШ №2»
Жирновского муниципального района
Волгоградской области
История моды, или история возникновения одежды, подобна зеркалу, в котором отразилась вся история цивилизации. Каждая страна, каждая народность на разных стадиях развития человеческого общества, внесла свой вклад в формирование понятия мода. Много тысячелетий тому назад люди открыли для себя одежду, как средство защиты от неблагоприятных воздействий природы, развиваясь, они начали размышлять о её эстетической функции. [1]
Вопрос о моде, несмотря на свою обыденность, является важным, поскольку мода оказывает большое влияние на формирование эстетического сознания человека. Мода - это только смена образцов и форм одежды, это сложное художественно - эстетическое явление, это поиск нового стиля, манеры поведения, проявление вкуса, внутренней культуры человека.
Объект исследования - мода.
Предмет исследования – эволюция моды.
Гипотеза – эволюция моды выражается в смене эстетического идеала внешности в каждую эпоху.
Слово мода (фр. mode) произошло от латинского слова modus , означающего такие понятия, как - правило, предписание, вид, мера, образ, способ. [3]История моды уходит своими корнями в древние цивилизации. Как возникло понятие «мода», доподлинно неизвестно. Вероятнее всего, оно сформировалось в западно -европейских странах произвольно, в связи с постоянным появлением новых одежд различных фасонов и разных названий. [4]
В русский язык слово «мода» пришло в XVII и распространилось в XVIII в. В эпоху Петра оно означало «образец», «манер». В XVII-XIX вв. в разных языках это слово было тесно связано со словом «обычай»; нередко эти слова использовались как близкие и взаимозаменяемые. В словаре В.И.Даля «мода» определяется как «ходячий обычай, временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах».
В дальнейшем, когда мода выделялась в самостоятельное социальное явление, слова «мода» и «обычай» стали толковаться как противоположные друг другу по значению. Нередко слово «мода» означает быстропроходящую популярность чего-либо.
Можно сказать, что мода – это явление целостное и универсальное, связанное с разными областями жизнедеятельности человека: экономической, психологической, эстетической и др. Эстетическое значение моды в том, что она выражает образец высокого вкуса в виде наглядного образа, стремится приблизить к нему реального человека. [3]
Главная цель моды - преодолеть противоречие между внешним обликом людей и эстетическим идеалом данного времени.
Большое влияние на моду оказывает искусство, оно задаёт тон эстетической культуре эпохи, вкусам людей, их чувству красоты. Нужно проследить эволюцию моды через историю костюма. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. [2]
Предшествовали появлению одежды - татуировки и окраска тела. При помощи рисунков люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и завоевать расположение друзей, привлечь к себе внимание. Первые виды одежды были крайне примитивными. С развитием человека совершенствовались орудия труда, соответственно, усложнялись и формы одежды. Еще до нашей эры, во времена расцвета древних цивилизаций начали закладываться предпосылки для возникновения моды, хотя такого понятия тогда не существовало. Одежда жителей древних государств становилась более разнообразной. Люди научились обрабатывать кожу и мех, производить различные ткани, создавать красители для тканей, плиссировать ткань, делать украшения и т.д. В разных государствах появлялись новые виды одежды, а войны и торговля способствовали проникновению традиций одних народов в культуру других народов. 
Несмотря на неизбежное заимствование вещей, происходящее благодаря различным взаимодействиям между разными народами, каждое древнее государство имело свои собственные традиции ношения одежды. [8]
После падения Древнего Рима (Западной Римской Империи) начинается новый этап развития Европы, известный как средневековье, а, следовательно, и новые вехи в истории моды. Виды и формы одежды в разных регионах в период средневековья (от V в. - ранее средневековье - до XV в. - позднее средневековье) разнородны. Раннее средневековье отличается крайне примитивной одеждой. Довольно простой крой, не отличающийся особым разнообразием, существовал до XI века. В X - XIII веках происходит развитие швейного ремесла, появляются новые модели одежды. [5]
Некоторые специалисты в истории моды считают, что зарождение моды началось в XII - XIII веках, когда в костюме в большом количестве стали появляться элементы, не обусловленные необходимостью, а предназначенные для его украшения. По предложениям историков моды, в XV веке с развитием портновского искусства зарождается конструирование одежды, технология изготовления одежды начинает заметно усложняться. В XV веке в Западной Европе закладываются основы кроя, повлиявшие на изменение форм женской одежды. [2]
В XVI веке и начале XVII века на Европейскую манеру одеваться влияет мода Испании. В этот период, получивший название Золотого века Испании, страна добивается мирового экономического и политического лидерства, и соответственно, многие элементы испанского костюма того времени становятся широко популярными. В конце XVI века влияние на тенденции в европейской одежде начала оказывать и Италия, где в это время зародился стиль Барокко. Италия славилась своими великолепными тканями, и вся состоятельная публика, стремящаяся роскошно одеваться, хотела носить одежду из итальянского бархата, атласа, тафты и кружева. Главной законодательницей итальянской моды в XV веке была Флоренция, а в XVI — Венеция. В эпоху Высокого Возрождения в Италии мода впервые была научно детализирована. В период Ренессанса появились первые литературные источники, в которых говорилось об одежде, первые руководства о том, как одеваться и гримироваться, как наилучшим образом отвечать требованиям современной моды. Эти требования формулировались в итальянской литературе того времени. [6]
История моды знает множество курьезов, неожиданных поворотов и смешных фактов. Например, Людовик XIV прятал под париком свою лысину, вследствие чего все министры и придворные дамы, а за ними и вся знать облачились в парики. А ношение галстуков, по одной из версий, пошло издревле, когда вешали осужденных людей. Если во время казни случался обрыв веревки, то такой человек должен был до окончания своей жизни носить этот «галстук» на шее, как знак того, что он был осужден, казнен, но волею судеб или самим Всевышним был помилован. 
Возникновения современной моды стало возможным благодаря системе моды начавшей развиваться во Франции во время правления короля Людовика XIV, известного как Людовик Великий или Король-солнце.
Французская мода стала доминантной в Европе с середины семнадцатого столетия. В этот период Франция стала одной из самых могущественных мировых держав, центром политической и культурной жизни Европы. Мода создавалась с этой стране как значимый компонент культурной, политической и социальной жизни. Благодаря первому, в некотором роде, создателю моды королю Людовику XIV и его знаменитому министру финансов Жану-Батисту Кольберу (Jean-Baptiste Colbert) государство принимало самое активное участие в развитии индустрии роскоши как части политической и культурной экспансии Франции. В результате возникла новая инфраструктура производства одежды. Создавались государственные предприятия, контролируемые правительством, производство одежды было законодательно отделено от ее продажи. Мода была сконцентрирована при дворе. 
Несмотря на частые войны и революции XVIII и XIX веков, Франции удалось сохранить репутацию законодательницы мод, а Парижу остаться центром мировой моды. На протяжении XVII - XIX веков фасоны одежды постоянно менялись, становясь то более сложными, то упрощаясь. С середины XIX века в моде стали происходить изменения, приближающие её к современности. Элементы мужского костюма начали проникать в женский гардероб, наметилось появление спортивной одежды, зарождалась тенденция упрощения форм одежды. 
Изменения в одежде в XIV—XVI вв. прослеживаются явственнее, чем за многие столетия до этого. Одежда пополняется новыми предметами, меняется ее покрой, в употребление входят новые ткани, а известные раньше распространяются шире, чем прежде. Индивидуализируется костюм. В этих переменах отражались успехи ремесла и торговли, повысившаяся мобильность и ускорившийся темп жизни. Улучшение в целом качества жизни, рост благосостояния непривилегированных слоев населения также имели следствием оживление интереса к костюму, моде. Они служили средством самовыражения и утверждения в обществе. Более чувствительным к влияниям и запросам эпохи был городской костюм. Формы и стиль, вырабатывавшиеся в нем, перенимались другими - как выше, так и ниже стоящими социальными группами. [8]
Родоначальником такого понятия, как «Высокая мода» (Haute Couture), считается французский модельер английского происхождения Чарльз Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth), основатель дома моды House of Worth. В 1868 году Вортом был создан Синдикат Высокой моды (фр. Chambre Syndicale de la Couture Parisienne) – парижская организация, объединяющая Модные дома, существующая до сих пор. Реформатором моды, создателем нового образа жизни, стиля, который царил в Европе и Америке до начала 1920-х годов является французский модельер Поль Пуаре (Paul Poiret). В начале XX века в мире моды появился целый ряд выдающихся кутюрье, изменивших представление о манере одеваться, таких как Коко Шанель (Coco Chanel), Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli), Жанна Ланвен (Jeanne-Marie Lanvin), Жан Пату (Jean Patou) и др. 
На рубеже XIX – XX, в один из интереснейших периодов в истории моды, начала формироваться спортивная мода. 
Современный покрой одежды установился после Первой Мировой войны.
Таким образом, проследив, как развивалась мода на протяжении многих столетий, можно сделать вывод, что наша гипотеза верна. [9]
Мода это движение эстетического вкуса в рамках художественного стиля эпохи, воплощение изменчивых представлений о красоте. Посредством одежды выражалось художественное видение мира.
Мода постоянно меняется, однако есть общие подходы, принципы, которыми мы руководствуемся, формируя свой гардероб. Они сохраняются долго и не теряют своего значения, как бы не менялась мода. В настоящее время культурный человек считается с модой, при этом старается соединить красоту и практичность. Мода существует для того, чтобы к ней индивидуально мог приспособиться каждый. Не следует доводить моду до абсурда. Необходимо учитывать и соответствие моды особенностям нашей фигуры.
Всегда следует помнить о том, что одежда должна соответствовать своему назначению и окружающей обстановке. [10]
Библиографический список
Аршавская, Н.М., Щербакова, Л.С. Мода, вкус и красота. - М., 1991. – 224с.
Вандербильт, Э. Этикет. М., 1995.
Волченко, Л.Б. Этикет и мода. М., 1989.
Гофман, А.Б. Мода и люди. М., 1994.
 Иванов В.Г. История этики средних веков. Спб: Лань, 2002.
Иллюстративная энциклопедия моды Л. Кибалова, О.Гребнева, И.Ламарова - Прага,1987.
Супрун А., Философский Г. Почему мы так одеты. М.,1990.
Тарабукин, Н.М. Очерки по истории костюма. М.,1994.
Школа этикета. Екатеринбург, 1995.
Этикет как самостоятельный культурный феномен и культурная универсалия // Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса - М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - 2009, c. 146-156

Приложенные файлы


Добавить комментарий