ПЛАН УРОКА ПО «ХОРОВЕДЕНИЮ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ


ПЛАН УРОКА ПО «ХОРОВЕДЕНИЮ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Тема урока: Подготовка к выполнению письменной аннотации на хоровое произведение.
Цель урока: Научить студентов формулировать свои выводы обо всех компонентах хоровой звучности, подготовить студентов к самостоятельной хормейстерской деятельности.
Задачи урока:
Уметь определять студентом все компоненты хоровой звучности.
Уметь анализировать компоненты хоровой звучности.
На основе анализа элементов хоровой звучности научить выбирать студентов практические приемы и методы работы над хоровым произведением.
Ход урока
План аннотации на хоровое произведение.
Историко – стилистический анализ
1. Творческий портрет композитора и его основные произведения
2. Краткая характеристика творчества поэта,разбор поэтического текста
3. История создания произведения,его основная идея и содержание
4. Жанр произведения
Творческий портрет композитора и его основные произведения
Биография композитора излагается кратко, с опорой на наиболее значимые факты его жизни и творчества.
Характеристика творчества композитора – идеи, темы, образы его произведений, их жанровая основа.
Хоровое творчество композитора.
Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста
Краткая биография автора
Краткая характеристика творчества поэта
Разбор поэтического текста
История создания произведения,его основная идея и содержание
История создания, какие произведения сочинялись одновременно с этим хором, его место и роль в творчестве композитора
Основная идея и содержание литературного текста.
Если сочинение является составной частью крупного хорового цикла, хором из оперы, то в характеристике творчества композитора должна быть освещена кратко опера или цикл.
Дополнительные сведения
Если музыкальное произведение является обработкой народной песни или переложением вокального произведения, то помимо данных о композиторе необходимо привести сведения об авторе обработки, жанре произведения, выявить особенности бытования произведения в традиционном виде.
Жанр произведения
В сочинениях для хора a cappella жанр может быть определен как хоровая миниатюра, мадригал, виланелла, обработка народной песни, баллада, хоровое скерцо, оперный хор и др.
Музыкально – теоретический анализ произведения
План раздела:
Форма произведения.
Характеристика мелодии.
Ладотональный план.
Метроритм.
Фактура произведения.
Форма произведения.
Определить форму произведения.
При наличие нескольких частей указать на сходство или контраст между частями, найти взаимосвязь с музыкальным образом.
Характеристика мелодии.
Определить, в каком голосе проводится основная мелодическая линия.
Виды мелодического рисунка:
повторность звука,
опевание звука,
восходящее или нисходящее движение,
поступенное или скачкообразное движение,
широкий или узкий диапазон,
варьированное повторение отрезка мелодии,
распевность или прерывистость мелодической линии,
задержания,
наличие полутоновых интонаций, увеличенных или уменьшенных интервалов.
Ритмическое оформление мелодии:
ровные длительности
пунктирный ритм
синкопы
триоли
мелкие длительности
выдержанные звуки
вступление из – за такта
совокупность движений мелодии вверх, вниз
Анализ ладовой стороны мелодии:
Определить настроение мелодии в мажорном или в минорном ладу.
На основе анализа выяснить выразительный характер мелодии, ее эмоциональный строй, характер интонации (лирический, драматический, мужественный, элегический).
Ладотональный план.
Определить основную тональность, отклонения.
Как вывод – настроение музыкального образа.
Колорит мажорного лада применяется в музыке, выражающей веселье, жизнерадостность. Средствами гармонического мажора произведению придаются оттенки скорби, повышенной эмоциональной напряженности. Минорный лад, как правило, используется в драматической музыке.
Метроритм.
Определить метр (двухдольный, трехдольный…) и размер.
Определить характерные ритмические фигуры (синкопы, триоли, пунктирный ритм, хоровая педаль, выдержанные звуки).
Определить преобладающее движение (мелкими, крупными длительностями, выдержанные звуки, вступление из – за такта).
Соотношение ритма между всеми голосами.
Наличие ферматы, её место и роль в раскрытии музыкального образа.
Фактура произведения.
Определить фактуру произведения:
одноголосию свойственен монодический склад,
полифонический склад образуется при одновременном звучании двух или более мелодических линий,
при гомофонно-гармоническом складе главным голосом может выступать любой из хоровых голосов.
Вокально- хоровой анализ
Тип и вид хора
Тип хора:
однородный – (детский, женский, мужской),
смешанный (полный, неполный)
Вид хора:
2х,3х, 4х ит.д. голосный хор
(с divizi в партии С, А, Т, Б).
Диапазон партий
Диапазон партии сопрано:
Диапазон партии альта:
Диапазон партии тенора:
Диапазон партии баса:
Диапазон всего хора:
Тесситура
(высокая, средняя, низкая),
(удобная, неудобная).
Ансамбль
Естественный
Искусственный
ЗвуковедениеLegato
Non Legato
Staccato
Атака звука
мягкая,
твёрдая
Дыхание
общехоровое
цепное
по партиям
Характер звука
прикрытый, открытый, светлый, приглушенный, сочный, мощный………………)
ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ТРУДНОСТИ
Интонационные трудности
Движение на одном звуке
Исполнение скачков (на какие интервалы и в каком голосе)
Исполнение полутоновых интонаций
Выдержанные звуки
Октавные унисоны
Неодновременное вступление партий
Вступление из-за такта
Сложные аккорды
Отклонения в другие тональности
Приёмы работы над интонацией
Интонирование с каждой партией сольфеджио и вне ритма
Для точного перехода из одной тональности в другую нужно выучить моменты перехода отдельно с гармонической поддержкой.
Выдержанные звуки необходимо петь с тенденцией к повышению.
Сложные аккорды необходимо интонировать сольфеджио в разных сочетаниях, исполнить аккорды мелодически и гармонически
Вступление из-за такта - впевать медленно, делая остановку на затакте, используя приём «ферматного» выстраивания неточно звучащего аккорда.
Пропевание произведения в других тональностях - приём транспонирования.
При разборе интонационных трудностей опираться на правила итонирования в мажоре и миноре.
Метроритмические трудности
Переменный размер, при котором нет равномерной пульсации сильных и слабых долей
Выдержанные звуки, при которых певцы теряют ощущение пульсации метра, что ведёт к нарушению темпа, ритма и ритмического ансамбля.
Синкопы
Пунктирный ритм
Триоли
Неодновременное вступление хоровых партий
Неодновременное снятие хоровых партий
Несовпадение ритмического рисунка между хоровыми партиями
Фермата (снимаемая или неснимаемая)
Приёмы работы над ритмом
прохлопывание ритмического рисунка
проговаривание теста песни со всем хором
проговаривание теста песни или интонирование с отдельными хоровыми группами
проговаривание текста или интонирование в различных темпах (от самого медленного до самого быстрого)
проговаривание текста песни или интонирование, строго исполняя дирижёрские указания, варьирующего трактовку исполнения
чёткость и активность дирижёрского жеста
непрерывное ощущение пульсации метрических долей, объединенных в группы. Начало каждой группы надо отмечать акцентом или «зажимом» в зависимости от характера произведения.
необходимо после «удара» на начало доли сокращать силу звучности, а последующую шестнадцатую исполнять легко, коротко и остро, непосредственно перед следующим ударом, как бы «привязывая» её к началу новой доли.
Дикционные трудности
Разбор текста
Правила из текста с примерами слов
При исполнении быстрых произведений, слова следует произносить легко и очень активно, при минимальном движении артикуляционного аппарата. В произведениях драматического, торжественного характера слова произносятся "крупно", с хорошей артикуляцией. От характера произведения зависит и то, как будет произноситься текст: в распевных - мягко, в маршевых - скандированно.
Исполнительский анализ
Темп произведения
Этот темп:
сохраняется на протяжении всего произведения
меняется
происходит (замедление или ускорение)
темпа.
Динамика
Динамические оттенки ( подвижные и постоянные)
Кульминация ( где находится, чем подчеркивается)
Список литературы

Приложенные файлы


Добавить комментарий