Проект в детском саду Хантыйская кукла Акань


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»»

Проектная работа
Куклы народов ханты





Участники проекта:
Дети подготовительной группы
«Умка», родители.
Руководители проекта:
Викторова Т.А., Михайлова Л.В.
г. Белоярский
2013г
Содержание
1. Паспорт проекта……………………………………………………………………3
2. Актуальность ………………………………………………………………………4
-обеспечение …………………………………………………………………………..
-предполагаемый результат……………………………………………………………
-ожидаемый результат………………………………………………………………….
-продукт проектной деятельности…………………………………………………….
3. Этапы работы над проектом……………………………………………………...5

4. Основные направления реализации проекта……………………………….…11
5. Перспективный план работы ……………………………………………………12
5. Приложение………………………………………………………………………….13-
Выводы…………………………………………………………………………………9
Литература……………………………………………………………………………10

Паспорт проекта
Название – «Куклы народов ханты»
Тип проекта: исследовательско – поисковой, творческий.
По числу участников проекта: групповой .
По времени проведения: краткосрочный .
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По профилю знаний: «Коммуникация», «Познание», «Труд».
По характеру участия ребенка в проекте: от начала и до конца проекта.
Автор: Дети подготовительной группы (6-7 лет). Группа «Умка», «Центр развития ребенка МАДОУ д/с «Сказка», г. Белоярский, ХМАО - Югра.
Руководители: Викторова Т. А.- воспитатель, Михайлова Л.В. – воспитатель.

Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2013г. – ноябрь 2013г.

Актуальность
Одна из актуальных проблем современности - воспитание нравственно – патриотических чувств у детей, как основа развития личностных и гуманных качеств у подрастающего поколения.
В наше время это особенно необходимо для формирования в детях уважительного отношения к разным национальным формам культуры. Поэтому, в последние годы мы все чаще обращаемся к народному опыту как средству всестороннего воспитания детей, как неисчерпаемому источнику знаний о многовековых традициях народной культуры различных этносов, входящих в состав Российской Федерации. Сегодня можно констатировать, что Россия и населяющие ее народы возвращаются к своим историческим корням, к истокам духовности.
Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера, была приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Она складывалась через отношения между человеком и природой. Эти отношения и связи, оберегаются в обычаях, религиозных верованиях, праздниках, игрушках.
Это ТВОЯ малая родина – говорим мы детям, когда знакомим с родным краем. «ЧЕЛОВЕК, который знает историю своих предков, вырастет добрым, умным, справедливым» - говорят родители, читая литературу своим детям.
Естественным образом, интерес у детей, к образу жизни коренных народов ханты - развивается, и, у детей, возникают естественные вопросы о жизни и быте коренных народов, о сказках и мифах, легендах и обрядах. Проследить развитие истории народов ханты их образ жизни, помочь познать некоторые национальные обряды мы можем доступным способом - через игру, а точнее через национальную хантыйскую куклу.
Мы - взрослые, обязаны создать условия для детской поисковой деятельности, которые будут способствовать обогащению внутреннего мира и расширению знаний о малой Родине, а также формированию волевых качеств, активности, любознательности, отзывчивости, способности решать интеллектуальные и личностные задачи, развитию творческого потенциала и продуктивных навыков.
Именно этому и посвящена данная работа.
Цель проекта - документально изучить и практически проверить значение хантыйской куклы в жизни коренных народов севера.
Объект исследования: значение хантыйской куклы в жизни народов севера.
Предмет исследования: условия развития хантыйской куклы в жизни народов севера.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой успешное исследование значения хантыйской куклы в жизни народов ханты детьми будет осуществлено, если будет документально изучена и практически проверена роль хантыйской куклы в жизни коренных жителей, включающая следующее содержание:
-специальная организованная среда для осуществления детской исследовательско- поисковой деятельности;
- активные формы и методы взаимодействия, что позволяет сформировать необходимые теоретические знания и практическую готовность в осуществлении детской исследовательско- поисковой деятельности;
Методы: теоретические(анализ и синтез) , эмпирические(изучение опыта, первоисточников, изучение продуктов национального творчества, беседы наблюдение, сравнение, описания, объяснения, методы обработки результатов исследования)
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой, методами исследования сформулированы следующие задачи:
Дети
- сформировать представления у воспитанников о традиционной игрушке обских угров; 
- показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической культуре хантов и манси; 
- воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям; - развитие детей мелкой моторики пальцев рук при обучении изготовления куклы;
-развитие интереса к коллекционированию.- развивать у воспитанников творческие и физические способности, логическое мышление и эстетический вкус. 
Родители
-создание в семье благоприятных условий для поисково- исследовательской, практико-ориентированной деятельности ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
-развитие совместного творчества родителей и детей.
Обеспечение:
- экскурсия в этнографический музей под открытым небом г. Белоярский;
-экскурсия в мини-музей МАДОУ д/с «Сказка»
-экскурсия в детскую библиотеку г. Белоярский;
-образцы традиционных кукол коренных народов ханты на печатной основе;
-чтение художественной/документальной литературы;
-статья: «Хантыйская кукла «Акань»
- специальная методическая литература.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к истории возникновения игрушек разных видов у коренных народов ханты;
- умение рассматривать, сравнивать куклы, составлять описательные рассказы;
- знание техники изготовления хантыйской куклы – Акань(виды кукол)
- умение обыгрывать куклу, используя традиционную хантыйскую утварь;
- совместно с родителями находить оригинальные решения в создании различных видов хантыйских кукол Акань;
- подбирать и составлять интересный речевой материал к своей работе
(стихи, сказки, загадки, чистоговорки и т.д.)
Ожидаемые результаты
Для воспитанников:
-удовлетворенность результатами в поисково-исследовательской, творческой деятельности;
-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми, атрибутами, пособиями, способствующая использовать продукт своей деятельности в игре;
-возможность использовать ан практике полученные знания в непосредственной деятельности со сверстниками;
Для родителей: 
- развитие совместного творчества родителей и детей;
-повышенная компетентность родителей о истории происхождения национальной хантыйской куклы и способах ее изготовления;
-готовность к сотрудничеству с воспитателями.
Для педагогов:
Удовлетворенность от результатов своей деятельности. 
Новые проекты, перспективы.
Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.
Продукт проектной деятельности:
- изготовление куклы «Акань».
Основные этапы реализации проекта
Подготовительный(1-2неделя):
- опрос родителей и детей о том, кто из них знает историю происхождения национальной куклы Акань, знает как ее мастерить;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор методической литературы;
- папка- передвижка «Куклы народов ханты»;
-подбор информации с детьми для изготовления национальной куклы по желанию;
-размещение информации в социальных сетях
Основной (3-7 недели):
- пака- переджвижка: «История происхождения национальной куклы обско-угорских народов»;
-пака-раскладушка: «Происхождение и история народов ханты и манси»
- посещение национального музея под открытым небом г.Белоярский;
- рассматривание кукол сделанных хантыйскими мастерицами;
-посещение детской библиотеки г.Белоярский;
- оформление альбома с коллекцией видов национальной хантыйской куклы;
- создание альбома «Хантыйский фольклор» (загадки о вселенной природе, загадки о животных, хантыйские легенды, хантыйские орнаменты;
-дидактическая игра « Подбери узор»;
- рисование национальной хантыйской куклы Акань;
- конструирование из бумаги «Хантыйская утварь»;
- сочинение сказок для кукольного театра;
- занятие по ознакомлению с окружающим « Край мой северный»;
- сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке Анэ»;
- создание альбома: «Хантыйские куклы» - совместная практическая работы детей и родителей по изготовлению работ с составлением описательных рассказов о своей работе.
- изготовление национальных кукол совместно с родителями.
- выбор критерии, которым должна удовлетворять кукла-игрушка в соответствии с национальными традициями:
1.     Размер куклы не больше ладони.
2.     Соответствие цвета в одежде.
3.     Платье куклы с украшениями.
4.     Кукла должна быть недорогой.
5.     Необходимо использовать в работе остатки ткани, лоскуты.
6.     Приемы работы должны быть доступными для нас.
7.     Кукла выполняется только ручными швами.
8.     Кукла должна получиться красивой и оригинальной.
Первоначальные идеи и выбор лучшей идеи
 
Название куклы/ критерий Кукла- «акань» Кукла-«пакы» Кукла-дерево Кукла- ягода Куклы младенцы Куклы-мужчины Кукла «пор-нэ»
Наличие материала + + + - + - +
Оригинальность внешнего вида - + - - - + -
Простота в изготовлении + + + + + - +
Недорогой, доступный материал + + + + + - +
Нет влияния на экологию + + - - + - +
  5 5 3 2 4 1 4
Заключительный этап(8 неделя):
- оформление выставки «Встали куклы в хоровод»
-защита проекта «Куклы народов ханты»
Перспективный план работы над проектом «Куклы народов ханты» в подготовительной группе (6-7 лет), «Умка», 2013г.
№ Месяц Тема Программное содержание Работа с родителями
I Этап – Подготовительный.
1. Сентябрь
Сентябрь
Беседа о жизни народов хантов. Познакомить детей с жизнью народов севера. Воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины. Познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, каюр, хорей, оленья упряжка; активизировать словарный запас детей: полярная ночь, полярный день, мох, национальный костюм, северное сияние.Папка - передвижка- куклы- северных народов ханты
2 Рассказ воспитателя о куклах Акань. Рассматривание открыток куклы Акань.
Познакомить детей с народной куклой Акань. Рассказать о её значении в жизни хантов, о её традиционном использовании. Найти отличительные особенности куклы Казымских и Сургутских хантов. Выставка открыток на тему «Куклы народов Ханты»
II Этап – Основной.
3 Октябрь
Экскурсия в мини- музей детского сада.
Продолжать знакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре вселенной.
Выставка книг современных хантыйских писателей и поэтов.
4 Экскурсия в музей под открытым небом «Нуви-ат» Развивать у детей способность отличать культуру и быт народов ханты от культуры других национальностей. Расширить из знания: на какой территории живут ханты, каким ремеслом занимаются, какое ведут хозяйство. Систематизировать знания детей об одежде этих народов, посуде, обуви, детских игрушек, куклах Акань, об умелом использовании этими народами природного материала и шкур диких животных. Воспитывать у детей национальное чувство, дружелюбие к этим народам, уважительное отношение к нации ханты Привлечь родителей к помощи в организации посещения музея.
5 Октябрь
Экскурсия в библиотеку. Предложить родителям, что бы они, побеседовали с детьми о том как дети сходили в библиотеку. И что нового там узнали.
6 Просмотр презентации. «Куклы народов Ханты» Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Познакомить с технологией изготовления Акань. Вызвать желание самостоятельно сделать такую игрушку.
7 Занятие на тему. «Кукольный домик» Изготовление хантыйской утвари из бумаги.
8 Встреча с мастерицей. Продолжать знакомить детей с народным Хантыйским творчеством. Учить изготавливать куклу Акань. Соблюдая народные традиции. Развивать интерес к ручному труду. Воспитывать аккуратность в работе. Выставка кукол Акань.
9 Рисование куклы Акань. Изготовление альбома: Куклы Хантов совместно с родителями.
10 11 С/ Р игра «Хантыйская семья» Продолжать учить детей придумывать сюжет игры. Опираясь на ранее полученные знания. III Этап- Заключительный.
12 Ноябрь
Оформление выставки «Встали куклы в хоровод»
Защита проекта «Куклы народов ханты»
Выводы
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации познавательной деятельности детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в создание альбома «Хантыйские куклы» и т.д.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками воспитателя, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Мы убедились, что организация познавательной активности дает положительные результаты. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей.
Необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации познавательной активности детей к приобщению национальным хантыйским традициям, для развития нравственно – патриотических чувств.
Проект можно адаптировать ко всем возрастным категориям детей посвященный приобщению к истокам хантыйской культуры, традициям.
Проект способствовал сближению с семьями воспитанников: родители принимали активное участие в проводимой работе.
Все проводимые мероприятия были проведены с учетом психофизиологических особенностей детей, что повышало их любознательную активность и способствовало к дальнейшей исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА
Н.И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)
Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов.- Йошкар-Ола, 2000.
Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772). Л., 1947.
Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М.; Л., 1949.стр. 59
Кулемзин В.М. Игры детей обско-угорских народов.- СПб.:ТОО «Алфавит», 1999.
Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. Вып. 4. СПб., 1891.
Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.
Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т.А.Исаева и О.В.Стародубова; пер.с языка ханты О.И.Щербакова.- Тюмень, 2006.
Тахтуева А.М. Материальная культура юганских ханты.-  Изд-во «Северный дом», 1990.
Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки). Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990.
Презентация проекта
Андрей: Однажды, девочки, в группу принесли куклу, и не обычную…Мы стали ее рассматривать.
Настя: А, что было необычного для тебя, Андрюша?
Андрей: Она была не похожа на тех кукол, с которыми вы играете.
Настя: Ты прав, Андрюша. Это кукла не простая, а национальная- хантыйская.
Коля: В ней было что таинственное, и загадочное. Рассматривать было ее смешно, и страшно, но в тоже время стало интересно что же эта за кукла такая.
Андрей: Саша, вот вы девочки много знаете о куклах, а какие хантыйские куклы бывают?
Саша: куклы казымских и обских хантов называются «акань», а куклы юганских  хантов – «пакы». 
Настя: Сургутские куклы – это куклы –ягодки (канэк-пакыт),  кукла -клюковка, кукла-морошка, куклы-шишки, куклы-растения, куклы-деревья (юх-пакыт), куклы младенцы, кукла «пор-нэ», юганская – это акань.
Коля: Ого! Мне так хочется более подробно рассказать об одной из них!
Настя: Конечно же. Мы расскажем о казымской кукле- обереге- Акань.
Саша: Акань – изобрели древние люди –ханты.
Андрей: Играли в нее в любое время года девочки, обычно 2–3 человека.
Коля: Куклы для игры изготовлялись из тряпок, в игре с куклами воспитывалась самостоятельность;
Настя: девочки обучались навыкам ведения домашнего хозяйства, разыгрывали семейные сценки. 
Коля: Я знаю, всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.
Саша: Куклы, изображающие мальчиков, могут иметь имена по названию зверей: «Плэнки» — мышь, «Кучер-ики» — бурундук, «Воки-ики» — лиса.
Коля: А чем они отличаются?
Настя: Они отличаются не только одеждой, но и способом изготовления головы.  
Андрей: Куклы всех обских угров делаются без лица, ног и рук.
Саша: Это связано с религиозным запретом, так как с ними куклы якобы становятся священными.
Лера: Уважать чужие традиции обязательно важно!
Андрей: Здорово! Давай ребятам скажем, где можно узнать о хантыйских куклах?
Настя: Хорошо! Сначала наши воспитатели сделали подборку открыток Сургутского музея с куклами.
Андрей: Потом мы пошли в музей «Нуви- Ат». Нам экскурсовод рассказала о жизни и быте хантыйского народа.
Саша: Затем мы посетили библиотеку. Нам подобрали нужный материал про кукол. Который мы вместе с воспитателями тщательно изучили.
Настя: Ещё мы ходили в национальный музей, мастерица нам рассказала и даже показала как надо мастерить хантыйскую куклу.
Андрей: Дома вместе с родителями все дети сделали акань, а сенья Эмиля Патракова « пакы».
Коля: Давайте объясним, почему мы решили сделать Акань ?
Настя: Акань- это казымская (обская) кукла, а мы живем рядом с национальным селом Казым.
Андрей: Мы собрали всю информацию и сделали технологическую карту и убедились в правильности своего выбора.
Первоначальные идеи и выбор лучшей идеи
 
Название куклы/ критерий Кукла- «акань» (обские) Кукла-«пакы» (сургутские) Кукла-дерево Кукла- ягода Куклы младенцы Куклы-мужчины Кукла «пор-нэ»
Наличие материала + + + - + - +
Оригинальность внешнего вида + + - - - + -
Простота в изготовлении + - + + + - +
Недорогой, доступный материал + + + + + - +
Нет влияния на экологию + + - - + - +
5 4 3 2 4 1 4
Настя: Саша, давай, покажем, как она выполняется?
Саша: Выполняются они двумя способами: сшиванием и обмоточным.
Настя: С мастерицей мы делали обмоточным способом.
Саша. У нас был необходимый материал, чтобы выполнить эту куклу.
Настя: Особенностью этой куклы является то, что каждый день ее наряжают, а на ночь обязательно разбирают, потому что ханты считают, что если ее оставить на ночь, то она будет беспокоить ребенка.
Саша: Руки и ноги у кукол не делают, чтобы она не была похожа на человека.
Саша: Для платья подбирают яркие ткани и цвет имеет значение: голубые (вода), зеленые (деревья, листья), красные (тепло, огонь). Вся отделка происходит в ручную.
Лера: Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна выполнены в соответствии с народными традициями.
Андрей: Девочки, замечательная у вас получилась Акань.
Коля: Ребята, мне пришла мысль, дело в том, что ребятам, из других городов нашей страны, не удастся так близко познакомиться с народным творчеством коренных жителей, которая представилась нам.
Все вместе: Точно!
Коля: А у меня возникла идея, а что если нам, подробнее узнать об игрушках народов ханты?
Саша: А что, это мысль! Я, с мамой читала о головоломках, берестяных игрушках.
Настя: Давайте, предложим ребятам?
Вместе: Давайте.
Название куклы/ критерий

Кукла- «акань» (обские)

Кукла-«пакы» (сургутские)
Кукла
«нёрым-ях»
Кукла- ягода
Куклы младенцы
Куклы-мужчины Кукла-дерево Кукла «пор-нэ»
Наличие материала + + + - + - + +
Оригинальность внешнего вида
+ + - - - + + -
Простота в изготовлении
+ - + + + - - +
Недорогой, доступный материал
+ + + + + - - +
Нет влияния на экологию
+ + - - + - + +
5 4 3 2 4 1 3 4

Приложенные файлы


Добавить комментарий