Конспект урока 8 класса литература. Тема: Ромео и Джулетта .


Урок литературы в 8 классе по программе Г.И. Беленького
ТЕМА: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и  Джульетте…»
ЦЕЛИ: 1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира;
                  помочь понять смысл трагедии «Ромео и Джульетта»;
              2) развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения
                  разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического
                  произведения;
              3) расширять кругозор учащихся; развивать эстетическую восприимчивость;
                  формировать интерес к творчеству Шекспира.
ТИП УРОКА: урок-погружение в произведение
МЕТОДЫ: словесный, практический, познавательный
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта»,
                                     аудиомагнитофон, фонограмма – фрагменты из балета
                                     С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор,
                                     видеокассета – фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и
                               Джульетта»; компьютер; слайды по эпохе Возрождения,
                               созданные в программе Power Point.
 
ХОД УРОКА:
                                                                                   Любовь всегда прекрасна и желанна,
                                                                                   Особенно, когда она нежданна.
                                                                                                                                 У. Шекспир
Организационный момент
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
        Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный Шекспир.
        Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных. Отправимся же и мы в путь.
Рассказ подготовленного ученика об эпохе Возрождения
      и просмотр слайдов, созданных на компьютере  в программе Power Point         Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ΧIV-ΧVI века, в других странах конец ΧV-начало ΧVII века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени.
         К концу ΧV- началу ΧVI века большинство стран Западной Европы вступают на путь капиталистического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период называют эпохой Возрождения. В ΧV- ΧVI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий). Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы. Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Проявляется радость открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо природы человек!» - воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый образ» человека – одно из величайших завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм называют идеализирующим и прекрасным. Стремление к идеализации образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.
Учитель: Мы говорим сегодня о пьесе, и я надеюсь, вам удалось отыскать материал о развитии театра в эпоху Возрождения?
Сообщение о театре эпохи Возрождения
        Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане презирали, считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи накопления богатств.
         Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.
         Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов.
          Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.
          Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.
          Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возникает в ΧVI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.
Знакомство с личностью У. Шекспира
(Работа с карточкой-информатором)
Учитель: Пришло время узнать и о самом Шекспире. Перед вами карточка-информатор, где записана краткая биография писателя. Внимательно прочитайте и расскажите о Шекспире.
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР  ПО БИОГРАФИИ У. ШЕКСПИРА
23 апреля 1564 года – родился Уильям Шекспир в Англии в Стратфорд-он-Эйвон в семье
                                     торговца и почтенного горожанина
Около 1580 года – бросает школу, чтобы помогать отцу
Ноябрь 1582 года – вынужденно женится на Энн ХэтэуэйМай 1583 года – рождение дочери СьюзенФевраль 1585 года – рождение двойни: сына Гамлета и дочери ДжудитВторая половина 1580-х годов – отъезд Шекспира из СтратфордаРубеж 1590-х годов – приезд в Лондон; создание первой пьесы – хроники «Генрих VI»
1592-1594 года – эпидемия чумы в Лондоне; театры закрыты; создание пьес: хроника
                              «Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой, первая
                              трагедия «Тит Андроник»; выпуск в свет впервые под своим именем
                              поэм «Венера и Адонис» и «Лукреция»
1595-1596 года – трагедия «Ромео и Джульетта»; затем комедия «Венецианский купец»
 
Осень 1599 года – становится совладельцем, актером труппы и основным драматургом
                                театра «Глобус»; создание трагедии «Юлий Цезарь» и комедии «Как
                                вам это понравится»
1600 год – трагедия «Гамлет»
1601-1606 года – период «великих трагедий»: «Троил и Крессида» - 1601-1602, «Все
                             хорошо, что хорошо кончается» - 1603, «Отелло» - 1604, «Король Лир» -
                            1605,  «Макбет» - 1606
               1606 год – начало последнего периода шекспировского творчества
            1613 год – отъезд Шекспира на родину; создание трагедий на античные сюжеты
                              («Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский» - 1607-1608 года)
              1610-1612 года -  поздние «романтические пьесы», например, «Зимняя сказка» и «Буря»
             Март 1616 года – составление и подписание завещания из-за болезни
           23 апреля 1616 года – смерть Шекспира
           25 апреля 1616 года – погребение Шекспира в алтаре церкви Святой Троицы на окраине
                                                 СтратфордаПредставление подготовленным учеником герба дома Шекспира,
нарисованного  им самим
          Герб Шекспиров имеет форму щита, пересекаемого по диагонали копьем; поверх щита на венке стоит сокол, держащий одной поднятой лапкой копье.
          Символика щита соответствует смысловому значению имени Шекспира – «потрясающий копьем». Знатоки геральдики особенно отмечают то обстоятельство, что на рисунке герба изображен сокол. Это будто бы было символом близости к королевской семье.
          Хотя отец Шекспира был женат на дворянке, звание жены не переходило ни к мужу, ни к сыну. Шекспир настойчиво добивался герба – не для отца и не для сына (Гамлет умер одиннадцатилетним) – для упрочения собственного социального статуса и права именоваться джентльменом.
Учитель: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.
           В конце ΧVI века, точнее – в 1596 году Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса ΧΧ века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли…
           Самое интересное заключается в том, что Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
           В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.
Беседа с классом по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
- С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам
   это удивительным?
                                       (В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей                                        пьесы.)
- Давайте прочитаем пролог.
            а) Чтение вслух пролога
Учитель: В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.
- Определите тему трагедии.
                                        (Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении                                         юных героев.)
- Где происходит действие?
                                        (В Италии, в Вероне и Мантуе.)
- Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?
                                         (Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее                                          давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже
                                          давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему
                                          льет кровь.)
- Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта»,
   который называется «Монтекки и Капулетти».
            б) Прослушивание в грамзаписи фрагмента «Монтекки                и Капулетти» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»
- Какое настроение воплощено в этой музыке?
                                           (Враждебное.)
- В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?
                                           (Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих                                            семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и
                                           Капулетти.)- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.
                                            (Сюжет – это система событий в произведении. Элементы
                                             сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)
- Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира.
                                             (Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа                                             Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;
                                             завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и
                                             зарождение любви;
                                             кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считая
                                             своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из                                             жизни;
                                             развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)
- Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
                                             (Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и                                              авторские ремарки)
- Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под   влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с  Джульеттой?
                                              (акт 1, сцена 1- три  отрывка)
- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?
                                               (Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не                                                отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
- Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?
                                               ( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщает                                                девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь
                                                обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта
                                               отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь
                                                единственно для вас.» - акт 1, сцена. Юная героиня еще не
                                                думала о любви, о браке, она спокойна.)
- Вспомните, сколько лет Джульетте?
                                                (Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)
- Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-
   девочка».
            в) Прослушивание в грамзаписи фрагмента
                «Джульетта-девочка» из балета С. Прокофьева
- Почему автор делает героиней такую молодую девушку?
                                                  (Автор хочет подчеркнуть, что любовь может прийти в                                                   любом возрасте.)
- Как и где вспыхивает чувство юных героев?
                                                  (Возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и                                                   Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в                                                  надежде встретиться с Розалиной.)
             г) Просмотр видеофрагмента из фильма Ф. Дзефирелли                 «Ромео и Джульетта» - встреча)- Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от  друга.
                                                   (акт 2, сцена 5)
- Что мешает их любви?
                                                   (Вражда их семейств.)
- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
                                                   ( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и                                                     красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает
                                                     дочь Капулетти, он начинает действовать. Из
                                                     мечтательного юноши он превращается в смелого,
                                                     мужественного человека, способного принимать решения
                                                     и отвечать за свои поступки.
                                                    Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была
                                                    покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою                                                    любовь.)
- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую   роль в судьбе героев?
                                                   (Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и
                                                    кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга
                                                   Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из                                                   Вероны.)- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?
                                                    (Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей                                                     супруги и не желает ему зла.)
- В чем видят герои смысл жизни?
                                                     (В любви. Они не могут оставаться друг без друга,
                                                      поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая
                                                      снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за
                                                      твое здоровье пью, Ромео!»  Ромео перед смертью,
                                                      выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)- Почему погибают герои?
                                                     (Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии,                                                      примирению, доброте и любви.)
- Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.
             д) Выразительное чтение развязки трагедии
                          (с рассказа монаха Лоренцо)
- Есть ли смысл в гибели героев?
                                                      (Да, так как после смерти героев враждующие семьи
                                                       примиряются.)
             е) Анализ эпиграфа к уроку
- Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока?
                                                       (Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь,                                                        которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли
                                                       жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель
                                                       открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что
                                                       любовь сильнее смерти.)
Итог урока
Заключительное слово учителя
          Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.
          История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
Домашнее задание
           Написать отзыв о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Урок литературы, 8 класс, 4 четверть
Тема: Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева       «Фотография, на которой меня нет»
Цель: 1. Углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева.
2. Выявить  художественную  идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции.
3.Формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.
4.Развивать нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе.
Оборудование: компьютер, презентация
Домашнее задание: 1.Прочитать рассказ
2.Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и её лечение. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Тема урока. Запись эпиграфа
Как много жёлтых снимков на Руси
 В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил
 Сиротский смысл семейных фотографий:
 Огнём, враждой
 Земля полным-полна,
 И близких всех душа не позабудет…
                                                                             Николай Рубцов
Как прекрасно устроен человек!
 Какой великий дар ему дан - Память.
                                                                             В.П.Астафьев.
–Эти слова принадлежат замечательному писателю ХХ века В.П.Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых. Начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы читали в 5 классе(«Васюткино озеро»)
3.Сообщение ученицы об авторе (презентация)
Беседа по содержанию рассказа.
–Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).–Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).
–Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).–В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя)
4.Слово учителя:
–Рассказы, вошедшие в первую книгу «Последнего поклона», автор назвал «страницами детства». Главный герой здесь ребёнок, Витька Потылицын. Он открыт всему миру, оглядывается вокруг себя. И мир поворачивается к нему только доброй своей стороной.
– Какие ещё рассказы из книги «Последний поклон» вы читали ранее?
–Что их объединяет? Астафьев пишет о главном – о душе человеческой.
–Итак, в центре рассказа мальчик Витька. В чём ещё особенность композиции рассказа? (Рассказ включает ряд эпизодов из прошлого. Эти  эпизоды, как страницы фотоальбома, листает в своей памяти герой.)– В параллелях с каким героями мы можем рассмотреть образ мальчика Витьки? (слайд)
5. Анализ текста
–Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).–Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
1) всем хотелось угодить;
2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
–Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.
Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька - друг) пересказ отрывка–В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
–Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.–А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).
Чтение отрывков:
1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”
–Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья)
–Каково отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).
–Хорошая бабушка у Витьки?
–А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).
Чтение отрывков:
1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”
–Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).
–Кто был инициатором этого события? (Учителя).
– Ребята, дайте определение слову «учитель» ( после ответов – слайд)
–Как вы понимаете слова писателя «…важно, чтобы осталось слово учитель…» В каком значении употреблено это слово?
– Какое из определений больше соответствует образу учителя из рассказа?
( запись в тетради)
–Расскажите об учителях Виктора.
–За что жители деревни уважают учителей?( за нравственный пример и в поведении, и по отношению к людям)
–Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение). Чтение отрывков.
Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
“Я принёс тебе фотографию,» - сказал учитель.
Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
–Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).
–С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя). Чтение отрывка
–Почему Витьке запомнился эпизод со змеёй?( Именно в этот момент герой получил настоящий урок мужества)
Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.
Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.
–Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?
–Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.
–Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).
–Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни?
Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.
–Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).–Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).
Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”
–Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.
–Как понимаете эти слова? «История заслуживает внимания и уважения».
–А наш герой научился быть внимательным и уважительным?
5.Подведение итогов.
1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
– О том, как быть добрым,
–О человеческой памяти,
–О способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,
– О Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,
–О любви к родной земле.
2. Каков герой Астафьева?
–Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”
6. Домашнее задание:
 подготовить рассказ о фотографии из семейного альбома, пользуясь памяткой.
Открытый урок по литературе в 8 классе.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КРУПИНИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА.
Тема. Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Цель урока: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века и их произведениями.

Задачи:
- учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное.

- работать над выразительным чтением.

- развивать мышление, устную связную речь, память.

- воспитывать любовь к Родине и родной земле.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация.
Материальное обеспечение: репродукции картин русских художников, учебники, музыкальный файл, портреты русских художников эмигрантов, книжная выставка, картины с изображением Парижа, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Орг. момент.

У: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада Вас приветствовать в гостях на заседании «Зеленой лампы».


II. Психологический настрой.
- На улице весна! С теплым, добрым, радостным солнцем.- Давайте, чтобы на протяжении сегодняшнего урока у нас было такое же солнечное и доброе настроение.
III. Беседа.
У: - Ребята, в этом году мы отмечали 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Мы много читали произведений на эту тему, знакомились с авторами. Тема Великой Отечественной войны вам знакома.

IV. Проверка домашнего задания.

Тест по материалу прошлого урока (5минут) интегрированный.


V. Сообщение темы и цели урока.
У: - Ребята, тесты беру на проверку, оценки поставлю всем.
Тема Великой Отечественной войны неразрывно связана с нашей Родиной. Ведь столько было потерь за ее освобождение.
У: - Скажите, что такое Родина?

- Как вы понимаете значение этого слова?

-Что для вас обозначает это слово «Родина»?

Д: - Это страна, наша деревня.

У: - Да, Родина может быть большой и малой.
Работа со словарем С.Н.Ожегова.

У: - Давайте посмотрим по словарю значение этого слова.

- составитель толкового словаря С.Н.Ожегов определил это значение так: Родина – отечество, родная сторона, место рождения, происхождение чего-нибудь, кого-нибудь.

Учитель раздает определение на листах, а дети записывают его в тетрадь.

VI. Слово учителя.

У нашей родины – России - сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к ее судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжелых испытаний. Тема родины была актуальна всегда, она остается актуальной и на сегодняшнее время, когда каждому человеку необходимо не только определить свое место в жизни, но и осознать свою значимость для этой страны, в которой он живет.
Учитель читает эпиграф урока.

«Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте ее верными сынами и дочерьми»
( Надпись на одной из неизвестных могил Сен - Женевьев – де - Буа.)


У: - О России говорили многие, политические деятели, выражали свои чувства по – разному художники, писатели и поэты.

- А как называются люди, которые пишут стихи? ( Поэты).

- Сегодня мы с вами будем говорить о поэтах xx века. Поэтах русского зарубежья, т. е теми поэтами, которые уехали за рубеж.

Ребята записывают число и тему урока в тетради.

У: - На партах у вас план сегодняшнего урока, обратите на него внимание.

Целью урока будит знакомство с русскими поэтами XXвека уезжавшими за рубеж, а также будем работать над выразительным чтением и учиться анализировать стихотворения.

Слово учителя.

У: - Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и Гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Цветаева, И. Северянин, К. Бальмонт, и т.д.Многие были вынуждены оставить Родину, но это было не бегство из страны, объятой пламенем войны, это был период творческого подъема. Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти.
Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения.
Русские писатели – эмигранты ясно понимали: в чужой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие России.
«Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России», - констатирована в 1920 году одна из газет».

Эпиграф.

«И вот мы остались без Родины,
И вид наш и жалок, и пуст.
Как будто бы белой смородины
Обглодан раскидистый куст».
(И.Северянин)

Учитель раздает проблемный вопрос урока на листочках.

У:- Ребята, сейчас я задам вам вопрос, а вы подумайте в течение урока, а в конце на него дайте ответ.

Проблемный вопрос.

( Насколько значимо для нас с вами наследие русского зарубежья?Какой урок дает нам история на примере трагических судеб русских эмигрантов?)

Работа по учебнику.
У: - Открыли учебники на стр. 221. Вам нужно было подготовить дома сообщения об авторе русского зарубежья на выбор.
Портрет поэта вывешивается на доске.
Ученик рассказывает краткую биографию
Иннокентия Анненского.
Краткая биография Иннокентия Анненского
 
Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.
Родился в Омске в семье крупного чиновника. По матери приходился дальним родственником Пушкину. Когда ему исполнилось четыре года, семья перебралась в Томск, а через год – в Петербург, где отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. Но в 1874 его разбил паралич, и материальное положение семьи стало очень тяжёлым.
Окончив гимназию в 1872, Анненский лишь в 1875 поступил в университет. Окончил историко- филологический факультет Петербургского университета в 1879.
В это время он женился на Надежде Валентиновне Хмара-Барщевской, вдове с двумя сыновьями-подростками, которая была старше его на 23 года. Через год у них родился сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом «В. Кривич».
После окончания университета началась многолетняя педагогическая деятельность Анненского: он преподавал греческий и латинский языки в гимназии, был директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе, читал лекции по истории древнегреческой литературы на Высших женских курсах в Петербурге.
Одновременно с преподавательской работой перевёл и опубликовал трагедии Еврипида. Издавал статьи о русской литературе, писал стихи и поэтические трагедии.
Лирика его, носившая символический характер, отличалась глубокой искренностью и в дальнейшем оказала сильное влияние на творчество поэтов-акмеистов, которыеобъявили Анненского своим духовным учителем.
У: - Ребята, вы узнали что-нибудь новое для себя из биографии писателя?

- Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться на несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.
Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение « Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И не каждый дождется пробуждения.

- А теперь давайте прослушаем аудиозапись стихотворения
Иннокентия Анненского «Снег».
- Подумайте, о чем это стихотворение?

Беседа.
У: - Итак, о чем же это стихотворение?
Д: - О зиме.
У: - В первую очередь автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снежинок.
- Что же пишет автор?
- Почему он не может полюбить зиму? Смотрите внимательно в текст.
« Полюбил бы я зиму, да обуза тяжка».
Поэт сравнивает зиму со своей жизнью, тяжкой , что зима тоже такая же тяжелая, что от нее даже дыму не уйти в облака. Здесь автор использует метафору.
- Он понимает, что снежное убранство- это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно было бы скрыть полностью все то, чего не хочется видеть.
Работа по картине.
У: - Посмотрите, как художник Зяблов изобразил репродукцию «Снег» на стихотворение Анненского.
- Точно ли передал художник чувства и мысли поэта?
- Каким образом он их выразил?
У: - Обратите внимание, какие эпитеты использует Анненский?
- Какую роль они играют в стихотворении?
Мир кажется ему убогим и непривлекательным.
Найдите это в тексте.
« Резанность линий», « нищенский след» « ослабелый сиреневый снег» - все это вызывает противоречивость чувств. В то же время он признается, что зима это любимое время года.
У: - Найдите, пожалуйста, в тексте момент, когда он трепетно относится к этому времени года?
( Когда мягкий и уже тающий снег «ложится усталый на скользящий обрыв»)
У: - А что автор имеет ввиду под непорочными снами?
(Анненский говорит про « непорочные сны», наполненные мечтами и надеждами).


VII. Выразительное чтение стихотворения «Снег».
Ребята, не забывайте за проблемный вопрос.
У:- В Париже и Берлине, Риме, Нью-Йорке – везде русская эмиграция боролась за собственный голос. В Европейских столицах были организованы русские лит. центры, издательства. Центром далеко от России, они не теряли связи с родной землей. Их мысли и души были вместе с родиной.
Звучит отрывок песни Э. Пиаф «Париж».
У:- Ребята, закройте глазки, отдохнем и перенесемся в ту эпоху, представим Париж.
В это время учитель продолжает пояснять, перенося детей в то место и плавно переходим к другому автору и стихотворению.
У: - С ноября 1920 года они обосновались в Париже и, как когда-то в Петербурге стали проводить свои «воскресенья» на 11 – бис Колонель Боннэ. В этом доме и возникла мысль о «Зеленой лампе».
Париж. Предрождественское воскресенье. Дождь. Мы сидим за длинным чайным столом на 11 – бис Колонель Боннэ. Мережковский вяло обсуждает заседание «Зеленой лампы».
У: - Кто такой Мережковский?
Портрет поэта вывешивается на доске. Следующий ученик делает свое сообщение.
Ученик рассказывает краткую биографию Мережковского.
У: - Что нового вы для себя узнали?
-Что хотели бы узнать?
Слово учителя.
В один из приездов на дачу Дмитрий Мережковский весной 1896 года написал стихотворение «Родное». В это время он уже был известным поэтом. Мережковский очень глубоко переживал смерть своей матери. На даче под Петербургом каждая мелочь напоминает о ней и хранит тепло ее рук. Поэтому он часто гуляет и отмечает «Родимые, печальные места!»
Слушание аудиозаписи стихотворения в исполнении Покровской «Родное».
У:- Подумайте, что же хотел сказать Мережковский на ваш взгляд.
(Слушание муз. композиции Покровской «Родное».)
У: - Итак. О чем же хотел сказать нам автор, как вы думаете?
- Его успокаивает «протяжный гл однообразны сосен».
- Найдите эпитеты. Песни, какие?
-Белые.
-А май какой?
-Бледный.
У:- О чем это может нам сказать?
Яркие краски мая меркнут в глазах автора, ему кажется, что наступила осень.
«В полях затишье полное тоски»- говорит он.
У:- И автор использует сравнение, неожиданно удивляясь, что «крепкий запах березы напоминает о наступлении весны.
- С чем Мережковский сравнивает майский дождь?
Д:- С бесконечными слезами.
У:- Однако, он признается, что в родном доме боль притупляется – смотрите последний куплет.
Он постепенно начинает смиряться с мыслью, что самые близкие люди рано или поздно ходят. Но остаются воспоминания, которые являются бесценными и могут причинить как боль, так и радость.
У: - Что нужно знать самым первым, чтоб проанализировать стихотворение?
Чтобы сделать анализ стихотворения необходимо знать его историю создания.
У:- Не забывайте о вопросе!
- Физическая минутка.
- Выразительное чтение стихотворение «Родное».
У:- Давайте послушаем биографию Н.Заболоцкого.
Третий ученик рассказывает сообщение о Н Заболоцком.
- Прослушайте его стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению, подумав над вопросом №1 стр.224.
У: - Обратите внимание на презентацию как четко художник понимает чувства автора.
- Что же показал нам автор? Сравните фото с художественным образом стихотворения.
Автор показал изменчивость природы вечерней на Оке. Как четко выразились все линии, становятся видны все мелочи и детали мир становится
VIII - Выразительное чтение стихотворения.
Игра.
Собери стихотворение (ребята делятся на пары и собирают стихотворение кто быстрее).
VIIII. Беседа по проблемному вопросу.
У: - Итак, кто из прочитает мне проблемный вопрос нашего урока?- Кто даст на него ответ?
Мы пришли к выводу, что наследие русского зарубежья важно для нравственного развития, любви к Родине, и познания ее во всем ее величии.
И несмотря на то, что поэты находились зарубежом их неоставляли чувства любви к Родине. Частица Родины в душе помогала им выжить.
У: - Что бы вы еще хотели узнать?
У: - Давайте проведем рефлексию. Она у вас на партах в виде теста.
X. Рефлексия.
1. На уроке я работал/ла -
2. Своей работой на уроке я -
3. Урок для меня показался -
4. За урок я -
5. Мое настроение -
6. Материал рока мне был -
7. За урок я оцениваю себя на -
XI Домашнее задание.
Домашнее задание даю интегрировано.
Стихотворение наизусть на выбор. Для всех.
Анализ стихотворения на выбор. Кто сможет.
План анализа стихотворения лежит на парте у каждого.
Мы еще продолжим разговор о поэтах русского зарубежья на следующем уроке. А сейчас спасибо за урок. Занятие окончено.



 
 

Приложенные файлы


Добавить комментарий