Урок на тему: Основные направления развития современной литературы. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе

Урок
Тема: Основные направления развития современной литературы
Цель урока:
ознакомить учащихся с современными тенденциями в русской литературе, представителями разных литературных направлений;
развивать аналитическое мышление, навыки конспектирования,
прививать любовь к литературе, воспитывать вдумчивого читателя.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Виды работы: лекция преподавателя с элементами беседы
Оборудование: портреты писателей
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II.Мотивация учебного процесса
III. Актуализация знаний: беседа с учащимися, что они читают, какое направление в литературе их привлекает; имена каких современных писателей знают.
IV. Новая тема
1. Слово преподавателя
Развитие современной русской литературы – живой и стремительно развивающийся процесс, каждое художественное произведение в котором является частью быстро меняющейся картины. Вместе с тем в литературе происходит создание художественных миров, отмеченных яркой индивидуальностью, определяемых и энергией художественного творчества, и разнообразием эстетических принципов.
Современная русская литература – это литература, которая появилась на русском языке, начиная со второй половины 80-х годов до настоящего времени. В ней отчётливо видны те процессы, которые определили её развитие в 80-е годы, 90-900 годы и, так называемые «нулевые», т. е. после 2000 года.
Следуя хронологии, в развитии современной литературы могут быть выделены такие периоды, как литература 1980-90 годов, литература 1990-2000 годов и литература после 2000 года.
2. Вопрос учащимся (из повторения):
Какие периоды в развитии литературы XX века мы изучали? Назовите их, назовите имена писателей и поэтов, их произведения. Чем запомнились произведения?
3. Слово преподавателя (продолжение).
Мы рассмотрим каждый из периодов развития литературы конца XX-начала XXI веков, их особенности. Проследим, сохранились ли в этой литературе лучшие традиции литературы предшествующих лет.
Задание учащимся: сделать записи основных положений лекции
План изложения материала
1. Место литературы 1980-2000-х г.г. в общелитературном процессе
2. Писатели-реалисты.
3. Литература «новой волны»
4. Литература зарубежья.
5. Литература второго тысячелетия.
6. Жанровые формы.
7. Современная драматургия.
8. Жанр эссе.

Преподаватель.
1. Место литературы 1980-2000-х г.г. в общелитературном процессе
3.1.1980-90-е годы войдут в историю русской литературы как период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм. В это же время произошла полная смена культурного кода, состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя
3.2. Последнее десятилетие с 2000 г., так называемые «нулевые» годы, стало средоточием многих общих динамических тенденций: были подведены итоги столетия, усилилось противостояние культур, произошло нарастание новых качеств в различных сферах искусства. В частности в литературе наметились тенденции, связанные с переосмыслением литературного наследия.
3.3. В связи со сменой эстетических, идеологических, нравственных парадигм, произошедших в 1980-90-е годы, радикально поменялись взгляды на роль литературы в обществе. Россия XIX и XX веков была литературоцентристской страной: литература брала на себя многочисленные функции, в том числе она отражала философские поиски смысла жизни, формировала мировоззрение и несла воспитательную функцию, при этом оставаясь беллетристикой.
Вопрос учащимся (из повторения): какие проблемы поднимались , например, в романе «Отцы и дети» И.Тургенева, в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и др. (В романе И. Тургенева – проблемы старшего и младшего поколения, противопоставление двух разных общественных сил, борьба мировоззрений, роль нигилизма в обществе, отношение к искусству, литературе, науке, отношение к русскому мужику, нравственные вопросы; в поэме Н.Некрасова –нравственные и этические проблемы - греха, счастья и др.)
3.4. В настоящее время литература не играет ту роль, которую она выполняла прежде. Произошло отделение литературы от государства, минимализировалась политическая востребованность современной русской литературы.
На развитие современного литературного процесса большое влияние оказали эстетические идеи русских поэтов Серебряного века.
Вопросы учащимся (из повторения):
1. Какое литературное направление появляется в России в конце 19-начале 20 в.в.? (Модернизм)
2. Что означает слово «модернизм»? (новый, современный)
3. Почему оно возникло? (Разочаровавшись в действительности и реалистических её воспроизведений, протестуя против устаревших литературных форм, литераторы стремятся найти новые формы, темы, средства художественной выразительности)
4. Назовите основные литературные течения этого периода (символизм, акмеизм, футуризм).
5. Назовите поэтов Серебряного века (А.Блок, В.Брюсов, А.Ахматова, Н.Гумилев, В.Маяковский)
Безусловно, классическое наследство, вписанное в хронологическое пространство между А.Пушкиным и А.Чеховым, по-прежнему остаётся источником, из которого современная литература черпает образы, сюжеты, часто вступая в игру с устойчивыми мифологемами. Продолжают развивать лучшие традиции русской литературы писатели – реалисты .
2. Писатели – реалисты
Словарь: реализм
90 – годы - реалистические традиции продолжают развивать Сергей Залыгин, Фазиль Искандер, Александр Солженицын, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Владимир Войнович, Владимир Маканин, Даниил Гранин, А.Азольский, Б. Екимов, В. Личутин. Творчество этих писателей развивалось в разных условиях: одни жили и творили в условиях зарубежья (А. Солженицын, В. Войнович, В. Аксёнов), другие безвыездно жили в России.
Особое место в литературе принадлежит писателям, которые обращаются к духовно – нравственным истокам человеческой души. Среди них творчество В. Распутина, писателя, наделённого даром обращаться к самым злободневным моментам современности.
Привести примеры. Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Какие проблемы затрагивает? (экологические, нравственные, память предков, верность родному дому, жестокость, мира)
Продолжая и развивая традиции великой русской литературы, писатели этого направления исследуют социально-психологические и нравственные проблемы нашего времени. Их по – прежнему продолжают волновать такие проблемы, как взаимоотношения человека и времени, человека и общества. В неблагополучном мире они ищут ту основу, которая могла бы противостоять хаосу. Они не отрицают наличие смысла бытия, но ставят вопрос о том, что собой представляет реальность, что делает человеческую жизнь осмысленной.
3. Литература «новой волны»
В литературоведении появилось понятие «другая проза», «новая волна», «альтернативная литература», которыми обозначают произведения авторов, чьи произведения появились в начале 80- х годов, эти писатели, разоблачая миф о человеке – преобразователе, творце своего счастья, показывают, что человек – это – песчинка, брошенная в водоворот истории.
Создатели «другой прозы» изображают мир социально сдвинутых характеров, на фоне грубой и жестокой действительности, идея подразумевается. Так как авторская позиция замаскирована, то создаётся иллюзия надмирности. Она до известной степени порывает цепочку «автор – читатель». Произведения « другой прозы» мрачны, пессимистичны. В ней выделяют три течения: историческое, натуральное и иронический авангард.
Художественное освоение мира писателями часто происходит под лозунгом постмодернизма: мир как хаос. Что же такое постмодернизм как литературное направление?
Словарь: Постмодернизм – после модерна.
Как литературное направление постмодернизм сформировался в 60-е годы 20 века. Основные черты постмодернистской литературы:
-сочетаемость разных жанров (драма –детектив, комедия –трагедия и др.)
-римейк (когда классические произведения переписываются заново, заимствуются сюжеты, персонажи из литературы прошлого)
- ирония
- противоречивость текста
- отсутствие одного определенного смысла текста произведения («многосмысловость»)
- преобладающее настроение - трагизм
- универсальный гуманизм, т.е. гуманизм не только по отношению к человеку, но и ко всему живому, природе, миру, Вселенной.
Основное в литературе постмодернистов – внимание к внутреннему миру личности, понимание роли литературы в этом процессе, стремление открыть новые идеи, новые средства выразительности.
Под пристальным вниманием писателей – неореалистов оказывается душа человека, и сквозная тема русской литературы тема «маленького» человека в их творчестве приобретает особое значение, так как она сложна и загадочна не менее, чем глобальные изменения эпохи. Под знаком нового реализма рассматриваются произведения А.Варламова, Руслана Киреева, Михаила Варфоломеева, Леонида Бородина, Бориса Екимова.
Вопрос из повторения: Кто из писателей XIX века поднимал тему «маленького человека»?
(Н.Гоголь «Шинель», Ф.Достоевский, «Бедные люди», А. Чехов)

Преподаватель. Современную литературу заметно обогатила творческая активность российских писательниц. Произведения Людмилы Петрушевской, Людмилы Улицкой, Марины Палей, Ольги Славниковой, Татьяны Толстой, Дины Рубиной, В. Токаревой часто оказываются в зоне притяжения к традициям русской литературы, и в них заметно влияние эстетики Серебряного века. В произведениях писателей – женщин звучит голос в защиту вечных ценностей, добра, красоты, прославляется милосердие. У каждой писательницы свой почерк, своё мировидение. И герои их произведений живут в этом, полном трагических испытаний, часто уродливом мире, но свет веры в человека и его нетленную сущность воскрешающие традиции большой литературы сближает их произведения с лучшими образцами русской литературы.
Гоголевская поэтика, отразившая гротескно-фантастическую линию, получила продолжение в русской литературе XX в творчестве М.А.Булгакова.
Вопрос: В каком произведении М.Булгакова мы встречаемся с этим? (Вспомнить эпизоды – проделки кота, сеанс черной магии и др.))
4. Литература Зарубежья
Преподаватель. В 80 -е годы с началом перестройки, главнейшим принципом которой была объявлена гласность и потеплением отношений с Западом, в литературу хлынул поток «возвращённой литературы», важнейшей частью которой была литература Зарубежья. Эмиграция первой, второй и третьей волн создали такие центры русской эмиграции, как «Русский Берлин», «Русский Париж», «Русская Прага», «Русская Америка», «Русский Восток». Это были писатели, которые продолжали творчески работать вдали от своей родины.
Вопрос: Назовите причины третьей волны эмиграции (из повторения) (Разочарование в кратковременности «оттепели», реакция на идеологическое и политическое давление власти, контроль над писателями и жесткий цензурным режим; вытеснение из советской литературы писателей, которые создавали новаторские в тематическом и стилистическом отношении произведения. Отсутствие коренных перемен в жизни советского общества, период «оттепели»ничего не изменил) Преподаватель. Читателю стали доступны произведения русских писателей, чьи произведения издавались за рубежом. Начиная с творчества В. Набокова, А. Солженицына, Б Пастернака, у читателя появилась возможность познакомиться в творчеством целой плеяды талантливых писателей: В. Войновича, С. Довлатова, В. Аксёнова, Э Лимонова. и др. Отечественная литература обогатилась за счёт возвращения «потаённой литературы», отринутой советской цензурой. Романы Платонова, романы М.Булгакова, Б.Пастернака «Доктор Живаго»; А.Ахматова « Поэма без героя», « Реквием».
5. Литература второго тысячелетия
Преподаватель. «Нулевые» назревают где- то в 1998-99 годах, и это связывают с такими политическими событиями, как августовский кризис 1998 года, бомбардировка Белграда, взрывами в Москве, что стало водоразделом, послужившим началом «неоконсервативного поворота», после которого могут быть рассмотрены многие события последующих поколений.
В литературе происходит исчезновение новых групп, течений, объединений, размывание границ между существующими. Увеличивается число авторов из регионов, что объясняется усталостью от московского текста, а с другой - появлением новых поэтических сил в глубинке, вырвавшихся из провинциального гетто. В литературе происходит нарастание гражданских мотивов в поэзии, «политизация прозы «нулевых» - с её военной темой антиутопиями, и « новым реализмом» Обычный человек, его судьба и его «трагическое чувство жизни» сменяет традиционного героя. Вместе с трагическим в сферу человеческой жизни входит смех. Невиданное сближение трагического и комического воспринимается как веяние времени.
6. Жанровые формы
Современная литература характеризуется всплеском развития и интереса читателей к жанру детектива. Остросюжетные ретро – детективы Б. Акунина, иронические детективы Д. Донцовой, психологические детективы Марининой – неотъемлемая составляющая современной литературы.; возникают синтетические жанры: роман – сказка («Белка» А. Кима»,повесть-эссе(« Смотрение тайн, или Последний рыцарь розы» Л. Бежин), роман – мистерия («Сбор грибов под музыку Баха» А. Кима), роман – житие («Дурочка» С. Василенко), роман – хроника ( « Дело моего отца» К. Икрамова), роман – притча ( «Отец – лес» А. Кима) .
7. Современная драматургия
На смену драматургии, тяготеющей к социальной проблематике, во второй половине XX века пришла драматургия, которая тяготеет к решению вечных, непреходящих истин. После перестройки изменилась тематика драматургических произведений. Конфликты стали жёстче, непримиримее, в них отсутствует какая либо нравоучительность. Целый этап в развитии драматургии связан с творчеством Л. Петрушевской (1938). Как драматург она выступила в 70-е годы. По её признанию она начала писать довольно поздно, её художественным ориентиром стала драматургия А. Вампилова. Уже в 80-е годы её драматургию называли « поствампиловской». Возрождает в русской драматургии традиции критического романтизма, соединяя их с традициями игровой литературы, использует элементы абсурда. Испытывает тяготение к жанру сценки , анекдота.
Написанная в начале 80 – х годов пьеса «Три девушки в голубом» стала культурным событияем.
Драматургия Александра Галина (1937) тяготеет к философскому осмыслению жизни и исполнена размышлениями о месте человека в этом мире. Его художественная манера далека от жесткой оценки человека. Галин автор пьес «Стена», «Дыра», «Звёзды на утреннем небе», «Тамада», « Чешское фото». Автор не обличает, а скорее сострадает героям, живущим в мире, где не может состояться любовь, счастье, успех. Например, в пьесе «Чешское фото» не только сострадание вызывает у автора герой –неудачник Лев Зудин, проведший молодость в тюрьме за публикацию смелой фотографии в журнале. Он верит, что не всё в жизни обман, « ради чего – то мы живём».
8. Жанр эссе
Эссе (с франц. попытка, проба, опыт, очерк)- прозаическое произведение небольшого объёма, свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по какому-либо поводу. Высказываемые мысли не претендуют на исчерпывающую трактовку. Это один из жанров литературы, который развивается более четырёхсот лет.
Эссеистика по-прежнему обозначает опыт, поставленный на способности человека к самоанализу Характерными признаками эссеистики являются свобода композиции, которая представляет собой монтаж различного материала, строящийся по ассоциации. Исторические события могут излагаться в беспорядке, описания могут включать общие рассуждения, они представляют собой субъективные оценки и факты личного жизненного опыта. Такое построение отражает свободу мыслительного рисунка. Существенными признаками эссе является конкретнотсь темы, но тема охватывается максимально широко, и может служить поводом для рассуждений. Так как подлинным предметом эссе является сам автор.

V. Выводы по теме.
Преподаватель.
Мы закончили краткое знакомство с литературой конца XX века-начала века XXI. Я обратила ваше внимание на узловые моменты в развитии литературы, кратко вам их рассказала. Надеюсь, что заинтересовала этим литературным процессом.
1.Какие направления в современной литературе вы можете назвать?
2. Что включает в себя понятие «новая волна « в литературе?
3. Какое из произведений. названных на уроке , вы хотели бы прочитать?
4. Творчество какого писателя вас могло бы заинтересовать?
6. Выводы по уроку.
VII Домашнее задание
Изучить материал конспекта. Написать эссе (размышление на выбранную самостоятельно тему)
Используемые источники:
Бондаренко В. Реальная литература - М.: Просвещение, 1996.
Какие направления в современной литературе вы запомнили?
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Приложенные файлы


Добавить комментарий