Исследовательская работа ученицы 4 класса :«Образ домового в фольклоре и в жизни моих земляков»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кордюковская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Образ домового в фольклоре
и в жизни моих земляков»
Выполнила: ученица 4 класса
Смирнова Светлана
Руководитель: Смирнова Е.А.,
учитель русского языка и литературы.
с.Кордюково, 2016
Содержание:
стрВведение…………………………………………………………………
3
1. Образ домового в истории и в фольклоре………………………….
5
1.1. История происхождения домовых………………………………..
5
1.2. Другие названия домовых…………………………………………
7
1.3. Упоминание о домовом в фольклоре……………………………..
9
1.4. Характер домового………………………………………………..
11
2. Образ домового в жизни моих земляков…………………………...
14
2.1 Анкетирование учащихся 1-4-х классов……………………….....
14
2.2 Опрос старшего поколения………………………………………...
16
Заключение………………………………………………………………
18
Список используемой литературы……………………………………..
20
Приложения……………………………………………………………..
Введение
279654099695"...зачем теперь мифы и чудеса?!
Кругом телевизоры, пылесосы,
И вот домовые, лишившись спроса,
По слухам, ушли из домов в леса.
А город строился, обновлялся:
Все печи - долой и старье - долой!
И вот наконец у трубы остался
Последний в городе домовой..."
С раннего детства я полюбила книги Т. Александровой про домовенка Кузю. Сначала мне их покупала и читала мама, в моей домашней библиотеке их уже 6 книг. Когда научилась читать, записалась в библиотеку и узнала в новых книгах о других приключениях домовенка Кузи. Я так к нему привыкла, что мне казалось, будто он живет рядом со мной. Я задалась вопросом: существует ли домовой на самом деле? Сказка это или реальность? Я решила исследовать этот вопрос.
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, ведь это воспитывает уважение и интерес к народным традициям.
Объект исследования - домовой.
Предметом исследования - образ домового в верованиях людей.
Цель исследования: выяснить, сохранилась ли вера людей в домовых.
Задачи исследования:
Познакомиться с историей происхождения домовых.
Изучить жизнь домовых.
Рассмотреть образ домового в фольклоре.
Выяснить через опрос и анкетирование, верят ли мои земляки в домового.
Гипотеза исследования: Я полагаю, что современные люди верят в существование домовых.
Методы исследования: наблюдение, опрос, анализ.
Практическая значимость: данная исследовательская работа может использоваться как на уроках литературы, окружающего мира, так и на внеклассных мероприятиях.
I. Образ домового в истории и в фольклоре
. История происхождения домовых.
В первую очередь обратилась к лексическому значению слова «домовой»
Большой энциклопедический словарьДомовой - в верованиях славян и других народов дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушение обычаев.
Малый академический словарь
Домовой - по суеверным представлениям славянских и некоторых других народов: добрый или злой дух, живущий в доме.
Толковый словарь Ожегова
Домовой – в славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома.
ВикипедиЯ — свободная энциклопедия
Домовой  — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.
В энциклопедии «Славянская мифология» я нашла такое определение: "Домовой-покровитель дома, добрый дух, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных"
Для того, чтобы больше узнать о домовом, я обратилась к Интернету.
В ходе своего исследования я нашла несколько версий происхождения домовых:
- Домовые – это покинувшие землю люди, имевшие при жизни определённые недостатки. Домовой имеет душу человека, ведь он был одним из нас до того, как по законам природы стал невидимым хозяином дома, и он вновь станет человеком, когда выполнит свою программу. Некоторые люди после смерти поселяются в наших домах, становятся домовыми, чтобы исправить некоторые черты своего характера.
- Бог Рот (языческий бог у славян) спустился с небес на землю ,размножился, получив своё продолжение в избяных дедушках - домовых, обитавший в каждом славянском доме .
- Домовым может стать человек, который при жизни имел привычку без спросу встревать в дела своих близких или проявлял полное безразличие к происходящему в своём доме.
- Согласно народным верованиям, домовым становился после смерти основатель рода, первый устроитель домашнего очага или (реже) один из хозяев дома, особенно любивший домашнее хозяйство.
Изучив все версии происхождения домовых я пришла к выводу, что домовые – это души людей, задача которых – заботиться о благополучии человеческой семьи.
Другие названия домовых
У домового - обычно невидимого обитателя, «хозяина» двора и дома - много имен. Я попыталась разобраться в этом, и вот что у меня получилось:
Слово «домовой» весьма мало употребительно в народе. Обыкновенно этот дух зовется дворовым, дворовушкой, кормильцем, кормильчиком, наконец, батманкой. Имена домового «господарь», «большак», «дед», «дедко», «дедушко», «братанушко», «доброхотушко», «кормилец», «навной», «хозяин», «хозяинушко» характеризуют отношения домового к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, член семьи, предок, невидимый «хозяин». «За охотливое совместное жительство» домовой - «суседка».
По всему лесному северу России (а мы как раз близки к лесному северу) за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном.
Домового именуют и почетным «другая половина» или просто «он», «сам». Крестьяне были твердо уверены, что «никакой дом не стоит без домового».-19431082550
Домовой - покровитель дома. Еще величают его за очевидные и доказанные заслуги именем «хозяин» и за древность лет его жизни - «дедушка».
Во многих преданиях разных народов об обретении счастья, семейного покоя и процветания встречаются упоминания о домовых духах – духах домашнего очага, приносящих достаток или разорение, долгую жизнь или смерть.
В Белоруссии домового называют Клецником — хранителем домовых клетей и кладовых. Если домовой разгневан, то он принимается за те же проделки, как и чужой домовой. Поэтому его называют Шут, Облом и Садолом.
В Древнем Риме существа, жившие в доме, именовались "пенатами" или "ларами".
В США - "боуги", в Шотландии - "богл" и брауни, в Германии - боглеман. В Японии не стали мудрствовать и обозвали домовых "они". И внешность им придумали не восточную: рыжий, зеленоглазый, кривоногий шкодливый чертик. У украинцев его называют "хатнiй дiдко", В Норвегии домового называют Ниссе. .На Гавайях - они менахуны, в Испании - дуэнде, в Англии – фейри. В Непале считают, что их приходится по двенадцать штук на каждого члена семьи.
Вывод: вера в домовых существует у многих народов, поэтому, названий у домовых великое множество и каждый народ относится с уважением к своим домашним духам.
Упоминание о домовом в фольклоре.
21583652494280Загадочное существо восходит к фольклорному образу, навеянному народной фантазией и связанному со страхом перед необъяснимыми явлениями. «Былички» о домовых широко бытовали в народном сознании. В крестьянской среде было популярным рассказывать истории о невидимых духах, которые любят озорничать над человеком. И если люди забывали оставить на ночь хлеб на столе или как-то обижали его, тот мог натворить все, что угодно.
Обратимся к русским бывальщинам, потому что они лучше любой сказки или легенды показывают волшебное существо в его обыденном состоянии и обыденное же отношение людей к этим существам, если согласиться с тем, что они реальны.
Вот бесхитростный рассказ: «Лошадка у нас тогда была. Наладился кто-то к нам ходить да косичку заплетать. Вот как-то однажды дед пошел в сарай - у лошади опять заплетены косички. Он про себя говорит: «Наверное, домовой». Смотрит – старичок сидит. Он и говорит:
- Сидишь?
А тот сжался, малехонький такой стал, да так тихонечко прокряхтел, сам косу-то плетет.
Мать моя частенько тоже говаривала, мол, уйдет куда-то, вернется, а в избе-то уж все прибрано маленьким таким старичком, седеньким».
Люди замечали, как иногда кошка вдруг опрокидывается на спину и начинает махать лапами по воздуху. Они говорили, что это ее щекочет домовой. Иногда кошка, вылизывая себя, встрепенется и уставится в пустоту, и смотрит, как бы провожая кого-то взглядом. Вот этот невидимый путешественник и есть домовой. Если домовой невзлюбил кошку, долго она в доме не продержится. Если, наоборот, полюбил, то будет с ней играть.
О том, что домовой играл важную роль в жизни наших предков, свидетельствуют пословицы и поговорки:
1. Без домового дом держаться не станет.
2. Купил дом, а с домовыми.
3 . Без домового не жить и не кормить.
4 . Без хозяина дом не стоит.
5. Без кошки да без бабы нет в доме хозяйства; без них и домовой со двора уйдёт.
6. Вертит, как домовой на конюшне.
7. Домовой лешему ворог.
8. На дворе только куры не подчинены домовому, у них свой бог.
9. Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
Домовой, как известно, не любит показываться людям, а предупреждает о событиях в доме разными действиями и звуками, которые производит от полуночи до первых петухов - то есть до 4 часов утра.
Вывод: «Былички» о домовых широко бытовали в народном сознании.
Характер домового.
Домовой - страж не только всего дома, но, главным образом, всех живущих в нем. Шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, рассыпает муку. Но и помогает: моет посуду, колет дрова, качает ребенка. Домового переносят с собой при переходе на новоселье. «Купил дом и с домовыми». С представлениями о мохнатости домового связаны и понятия о достатке дома, его хозяев. Если домовой мохнат, хозяин богат; давящий во сне мохнатый домовой «наваливается к богатству», «голый» - к бедности . Он предчувствует будущее дома и плачет перед пожаром. Древнейшим предшественником домового является воструха, живущий за печкой и караулящий воров.
Домовой начинает капризничать, когда ему не по нраву: ленивый хозяин или просто плохая семья, которая постоянно ругается и забывает его. Тогда домовой начинает рассыпать крупы, мусорить, скидывать посуду, просто кидать вещи на пол или же топать ночью и мешать спать разными скрипами. Домовой любит, чтобы ему ставили какую-нибудь еду, особенно кашу или блюдце с молоком. Чашку с кашей ставили обычно куда-нибудь за печку или в укромный уголок (только не восточный) и приговаривали: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!»
Современному домовому дают и конфетку, причем даже завернутую в фантик, чтобы не разводить по дому тараканов, которых домовые не жалуют, как и люди. Домовой ведь, как это ни странно, питается не материальной едой, а теми добрыми чувствами и мыслеобразами, что возникают у человека, когда он его угощает. Говорят же, доброе слово и кошке приятно. Предлагать угощение с уважением, проговаривая его три раза: «Батюшка домовой, прими угощенье, подношу с почтеньем!» Считается, что тогда он оценит и полюбит хозяина. Правда, есть в этом один секрет: конфетками люди не ему дорожку к себе проторят, а себе - к доброму делу, к семейному вниманию - уважению. Ведь если у них для домового доброе слово нашлось, то и для домашних ласка с нежностью сыщется. Выходит, будет лад с домовиком, будет и домашними».
-1847851338580Даль рассказывает, что домовой стучит и возится, может придушить во сне шутки ради, а если погладит мохнатой рукой, то это к добру. Но, не дай Бог, увидеть домового – это уже к смерти. Любимой лошади домовой заплетает гриву в косички. Однако, оказывается, домового можно увидеть в Светлое Воскресение в хлеву. Собственно увидеть его нельзя, потому что он покажется только, что космат, больше ничего и не разглядишь. После этих противоречивых сведений Даль сообщает также, что на Иоанна Листвичника домовой бесится. Это случается 30 марта. А вот 28 января на Ефрема Сирина домовых закармливают, поставив миску с кашей.
В славянской мифологии домовой - это добрый домашний дух, который живёт вместе с человеком. Домовой помогает человеку по хозяйству, ухаживает за домашней скотиной, очень любит лошадей. Он защищает дом от краж, от пожара и от нечистой силы.
Еще домового представляли добрым, морщинистым старичком, косматым, всё тело у него покрыто шерстью. Таким он и родился. Иногда домовой может принимать облик кошки.
Домовой не причиняет хозяевам зла, если ему по нраву жильцы дома. Он заботится о доме, может предупредить о несчастье, издавая стук или хлопая дверями. А в особых случаях даже может показаться кому- то из домашних.Домовому нравятся настоящие трудолюбивые, хозяева, которые любят и заботятся о своём доме, о семье. Домовой любит, чтобы в доме был порядок и чистота, и помогает хозяевам поддерживать чистоту.
Вывод: по представлению людей все домовые разные, поэтому, как жизнь одного человека отличается от жизни другого, так и уклад жизни каждого домового – свой, особенный, определенный образом жизни людей того дома, где он живёт.

II. Образ домового в жизни моих земляков
2.1. Анкетирование учащихся с 1 по 4 класса
Я провела опрос среди учащихся 1-4 классов, в котором приняли участие 25 человек.
Я задала следующие вопросы:
Кто такой домовой?
Верите ли вы в домового?
Во что одет?
Как вы представляете себе домового?
Где, по вашему мнению, живут домовые?
В каждом ли доме живут домовые?
На первый вопрос ответили что: домовой это маленький человечек – 21 человек. 1 человек ответил, что это сказочное существо, 1 человек – хозяин дома, 2 человека – не знает.
На второй вопрос ответили что: в существование домового верят - 21 человек, не верят – 4 человека.
На третий вопрос ответили: в белых штанах, красной кофте, в лаптях – 15 человек, в рубашке в горошек и штанах – 2 человек, не знаю – 1 человек, в шортах и длинной футболке – 1 человек, в грязной футболке и штанах – 6 человек.
На четвёртый вопрос ответили что: домовой волосатый, маленького роста – 16 человек, маленький, глупый, капризный - 1 человек. С белой бородой – 1 человек, не знает – 1 человек, грязный, лохматый – 5 человек, читает книжку – 1 человек.На пятый вопрос ответили что: домовой живёт за печкой –22 человека. Остальные респонденты назвали различные места: в пещере, далеко в замке, в бане.

На шестой вопрос ответили что: домовые живут в каждом доме - 15 человек. Не во всех домах есть домовые, потому что некоторые люди злые - 4 человека, нет -5, не существуют -1.
Вывод: большинство опрошенных ребят верят в существование домового.
2.2. Опрос старшего поколения
Для того, чтобы узнать, верят ли в существование домового люди старшего поколения в моем родном селе Кордюково, я взяла интервью:
у своей бабушки Смирновой Нины Ивановны, 79 лет.
Вопрос: Бабушка, ты веришь в домового?
- Я воспитывалась в советское время, а вот бабушка и мама рассказывали, что надо оставлять на ночь блюдце на полу для домового, чтобы в доме не было ссор и ругани. Еще домовой любит чистоту и порядок.
Вопрос: А как ты представляешь себе домового?
- Это просто дух такой невидимый, как воздух.
Вопрос: А какие-нибудь истории ты слышала о домовых?
- Моя мама говорила, когда у нее что-нибудь пропадало: «Это домовой шутит». Он, в ее понимании, следит за домом и за хозяйством, помогает людям. Тому, кто ему не нравится, вредит. Например, волосы запутывает.
У Кунгуровой Татьяны Николаевны, учителя биологии и географии нашей школы, 56 лет.
Вопрос: Татьяна Николаевна, Вы верите в домового?
- Верю. Верю в то, что помощником домового является кошка, если домовой её полюбит.
Вопрос: Каким Вы его представляете?
- Маленький человечек, озорной. В белых носках и серенькой одежде, чтоб незаметным быть. А когда спускается в подполье, одевает мягонькие валеночки.
Вопрос: А Вы его видели?
- Нет, не видела, но слышала: однажды я забыла, что у меня варится суп, и вдруг услышала, как в кухне что-то стукнуло. Прибежала, а там в суп сброшена крышка. Так домовой предупредил меня, чтобы я вспомнила про суп.
Вопрос: А где живет домовой?
- В деревенских домах больше, так как домовые любят печки, прятаться под печкой, в подполье
У своей бабушки, Русаковой Валентины Борисовны, 75 лет.
Вопрос: Баба Валя, ты веришь в домового?
- В домового я не верю, но наша бабушка говорила о том, что домовые есть, и будто бы даже их видели. У нас отец был атеистом, не любил, когда про всякие суеверия говорили у нас в семье.
Вопрос: А почему, бабушка, тогда многие верят, что домовые есть в каждом доме?
- Людям хочется верить, что им кто-то незримый помогает, охраняет дом и семью от всяких несчастий.
У Дерябиной Елены Евгеньевны, главного бухгалтера нашей школы, 51 год.
Вопрос: Вы верите в домового?
- Да. Считаю, что это хранитель дома и семьи.
Вопрос: Каким его представляете?
- Маленькое существо, мы его не видим, но особых сучаях может показаться, предупредить о чем-то. Он такой пушистый, уютный.
Вопрос: Расскажите, Вы видели домового?
- Нет, не видела, но присутствие его ощущала. Меня домовой будил, когда мой маленький ребенок плакал ночью.
Вывод: люди верят в домовых потому, что в них верили их родители, бабушки и дедушки, и потому, что им хочется, чтобы кто-то охранял семью и дом.
Заключение
В современном обществе, несмотря на то, что человек считает себя всесильным, люди всё чаще стали верить в существование неземных существ. Домовой – это домашний дух, задачей которого является – хранить домашний очаг. Многие люди, хотя бы раз чувствовали присутствие домового, но некоторые из них не придавали этому значение. При установлении контакта с домовым в доме меняется обстановка – в доме появляется то, чего не хватало (защита дома, спокойствие жителей, порядок, благополучие и многое другое). Для современной жизни – это маленькая сказка, поверив в которую, жить становится интереснее. Часто в современных квартирах, домах можно увидеть игрушку, оберег в образе домового. Желая своим родственникам, друзьям семейного благополучия, достатка, счастья, люди дарят сувениры - домовых
Цель работы достигнута, я выяснила, что вера современных людей в существование домовых сохранилась.
Задачи, которые ставила в работе, достигнуты:
- познакомились с историей происхождения домовых,
-вера в домовых существует у многих народов,
- провела опрос среди старшего поколения и анкетирование среди учащихся 1-4 классов.
В ходе исследования я сделала следующие выводы:
Домовые – это души людей, задача которых – заботиться о благополучии человеческой семьи.
Версий появления домового большое множество, но все они связаны с домом.
Образ домового в фольклоре тесно связан с жизнью людей и домашних животных.
В современном мире сохранилась вера в домового, так как людям хочется, чтобы кто-то охранял семью и дом.
Таким образом, наша ГИПОТЕЗА о том, что современные люди верят в существование домовых, подтвердилась.
Эта тема оказалась ещё интереснее, чем я думала. Хочется как можно больше узнать о домовых и подружиться с домовым в своём доме.
На уроках литературы и истории мы знакомимся только с мифами Древней Греции. Поэтому данная исследовательская работа может использоваться как на уроках литературы, окружающего мира, так и на внеклассных мероприятиях.
Литература
1. Аникин В.П. "Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор" Изд.: Учпедгиз, 1957, 240с.
Большая советская энциклопедия. – М., 1970.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка.
Малый академический словарь.
Науменко Г.Н.."Мифы русского народа "АСТ, 2010 г., 160с.
Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.
Энциклопедии «Славянская мифология»
Интернет-ресурсы

Приложенные файлы


Добавить комментарий