Исследовательская работа по теме поморский костюм женщины и девушки.


YIII Муниципальная конференция
младших школьников « Я – исследователь»

«Поморская красота»

Авторы: Бурко Диана и Юплова Екатерина, учащиеся 3 класса
МОУ «Беломорская СОШ №1»
Руководитель: Баранова Наталья Анатольевна,  учитель начальных классов
МОУ «Беломорская СОШ №1»



г. Беломорск
2018г.
Содержание:
I.Введение…………………………………………………………… 3 - 4
II.Основная часть……………………………………………………5- 7
Одежда поморки……………………………………………… 5 - 6
Головной уборы…………………………………………………6
Украшения…………………………………………………… 7
Женская обувь………………………………………………… 7
III.Сходство и различие между поморским девичьим и женским
костюмом ………………………………………………………………8
IV.Заключение…………………………………………………………9
V. Литература…………………………………………………………10
VI. Приложение……………………………………………………….

I. Введение.Поморы - это потомки русских, заселивших регион Белого моря в средние века. [Прил.3ф.1]) Переселенцы приходили, главным образом, из Новгородского и Ростовского княжеств. До них здесь проживали карелы, саамы и ненцы, смешавшиеся впоследствии с русскими переселенцами.
Русский Север – это уникальное хранилище традиций народной культуры. Произведения народного творчества имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Одежда – это один из важнейших разделов народной культуры.
Актуальность.
Женскую поморскую одежду можно увидеть только на праздниках, в которых принимают участие творческие коллективы (Поморский народный хор, фольклорная группа «Сумлянка», хореографический ансамбль "Росинка" [Прил.3ф.2]) Третий год мы посещаем в Районном доме культуры образцовый хореографический ансамбль « Росинка». Руководитель ансамбля Людмила Александровна Бессонова в прошлом году поставила танец «Поморские ляльки». [Прил.3ф.3] В процессе подготовки наши мамы шили куклы - ляльки. А также для нас были сшиты поморские костюмы. [Прил.3ф.4] Мы заинтересовались, а как же называются предметы поморского костюма и чем отличается поморский девичий костюм от женского. Решили выяснить (методом анкетирования), а что знают про поморский костюм учащиеся начальной школы.
Мы опросили 116 учащихся (3-4 классов).
( Приложение 1)
В результате нашего социологического исследования среди учащихся, мы можем сделать вывод, что ребята видели поморский женский костюм, могут назвать визуально сходство и различие, но не знают, как называются некоторые элементы костюма (борок, повойник). И тогда мы решили донести данную информацию до ребят, чтобы они понимали важность возрождения и сохранения традиций поморов.
Цель исследования: изучить старинный женский поморский костюм.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
узнать, как выглядел женский поморский костюм, собрать соответствующий наглядно – иллюстрированный материал;
сравнить костюм девушки и женщины-поморки;
провести анкетирование среди ребят начальной школы;
познакомить ребят начальной школы с поморским костюмом и продемонстрировать его.
Объект исследования: поморский костюм.
Предмет исследования – элементы поморского костюма
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследовательской работы:
теоретический (изучение литературы и ресурсы всемирной сети Интернет);
интервьюирование (Ильиной И.Г, руководителем музея «Рукоделия поморья», Хлыбовой Т.С., искусствоведом);
наблюдение и анализ;
сравнение и сопоставление фактов;
фотографирование;
анкетирование одноклассников.
Гипотеза исследования: считаем, что поморский костюм девушки имеет характерные отличия от женского костюма.

II. Основная часть.
Одежда поморки.
Одежда является частью материальной культуры народа, она теснейшим образом связана с его историей, традициями и обычаями. [ Прил.3 с.2]
Одежда поморов имела свои особенности, она была проста и практична по ткани и покрою. В Поморье крестьянское население носило одежду, сшитую из различного домотканого материала, фабричных тканей.
Мы изучили в литературе особенности внешнего вида костюма поморки. Костюм женщины поморки составляет:
Польская сорочка.
Женская рубашка с круглым открытым воротом и рукавами до локтя, имеющая по рукам манжеты в виде оборки. [ Прил.3 с.2] Накрахмаленная польская сорочка у поморки считается принадлежностью праздничного наряда, одеваемого на гулянье весной и летом и на святочные вечеринки и беседы.[1,с.323] Со слов Ильиной И.Г., мы узнали, что у девушки рубаха была с пышными рукавами, украшенная вышивкой, кружевами, из дорогого материала. Ворот рубахи у женщин-поморок обшивался тесьмой и делался глухим, плотно прилегающим кругом к шее; у молодых девушек – открытый.[1,с.37]
Прямой сарафан без грудки.
Данный вид сарафана бытовал в Поморье. Этот сарафан представлял собой высокую юбку на лямках. [ Прил.3 с.2] Их шили из различных тканей. Женщины носили сарафаны тёмных цветов, более практичные в быту: коричневые, синие, тёмно-зелёные, а девушки – более светлых оттенков: голубого, вишнёвого, зелёного. [2,с.53]Пояс.
С давних пор обязательной частью одежды считается пояс. [ Прил.3 с.2] В Поморье пояса имели широкое распространение. Ими подпоясывали праздничные сарафаны. Считалось, что пояс играет роль оберега от злых духов. [3,с.103]
Ильина И.Г. рассказала, что пояс у поморок были кожаные с пряжками или сукна. Праздничные пояса обшивались золотым шитьём.
Передник.
Также женщины носили поясные передники. [ Прил.3 с.2] Они были праздничные и повседневные из шерстяных гарусных (род грубоватой шерстяной пряжи) тканей. Для отделки использовали чёрный рубленый бисер.
Головные уборы.
Одним из самых важных элементов женского традиционного костюма в Поморье является головной убор, отражающий социально-возрастной статус женщины, а также состоятельность её семьи. Особенностью всех девичьих головных уборов была открытая макушка, в то время как женские уборы полностью закрывали волосы. [ Прил.3 с.3]
Женские головные уборы.
Повойник. Головной убор поморской замужней женщины в виде шапочки с плоским дном. [ Прил.3 с.3] Сзади повойник собирали на шнурок. Поверх повойника привязывалась косынка. [1,с.305] Праздничные повойники были очень красивыми, они имели жёсткое донце, украшенное шитьём золотой или серебряной нитью. В Поморье они назывались «картой» или «кружком». Будничные повойники имели мягкое донце, шились из простых доступных тканей и не украшались.[2,с.79] В процессе общения с искусствоведом Хлыбовой Т.С., нам стало известно, что девушки носили одну косу, заплетая её до конца и вплетая ленту. В то время как женщины плели две косы, для того чтобы было удобно их убрать под повойник. [ Прил.3 с.3]
Девичьи головные уборы.
Повязка и косынка - основные девичьи головные уборы в Поморье. [Прил.3 с.3] Чтобы коса не расплеталась, в неё вплетали ленту, которая была своеобразным символом девичества. Завязывался большой бант на затылке. [3,с.103-104] Поверх голову покрывали косынкой, на которую надевали украшение «нитки жемчужные »- в виде соединённых между собой несколько рядов снизанного мелкого речного жемчуга». « Нитки жемчужные» крепились к косынке, позже (« повязке») при помощи булавок. [ Прил.3 с.4] С исчезновением жемчуга в реках в украшении женского костюма стал присутствовать бисер.
Украшения.
В ходе беседы с Ильиной И.Г. мы узнали, что молодые поморки очень гордый народ. Особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: броши, бусы. Бусы, изготавливали из речного жемчуга, позже из бисера, приёмом низания, желательно в несколько рядов. [ Прил.3 с.4] Украшением облика лица служили серьги, низанные из мелкого речного жемчуга, своеобразные по форме, очень нарядные, являлись прекрасным дополнением к народному костюму[3.с.107], [ Прил.3 с.4]
Браслеты, которые носили женщины, подчёркивали красоту женских рук. Их также изготавливали из жемчуга, а позже из бисера. [ Прил.3 с.4] Со временем в народе стали популярными стеклянные бусы, медные и латунные серьги. [3.с107]
Но особенным отличительным украшением был борок (съёмный воротничок). [ Прил.3 с.4] Традиционно поморские девушки дополняли праздничную рубаху так называемым « борком » - съёмным украшением из присборенной ленты и кружева, которая пришивалась по краю ворота. Для него использовали как покупные кружева, так и связанные крючком.[3.с.102]
Консультанты рассказали, что женщины чаще всего на плечи накидывали шаль с кистями, при этом соединяя её брошью. [ Прил.3 с.4]
Женская обувь.
В отличие от других регионов России, поморки носили только кожаную обувь: ботиночки. [ Прил.3с.4] Молодые женщины и девушки носили обувь фабричного производства. [3,с.105]
III. Сходство и различие между поморским девичьим и женским костюмом.
В результате изучения литературы, посещения краеведческого музея, центра Поморской культуры, общения с консультантами Ильиной И.Г. и Хлыбовой Т.С., мы узнали, как выглядел женский поморский костюм. Сравнив костюм девушки и женщины – поморки, выявили сходство и отличие. [ Прил.3 с.5]
( Приложение 2)
Изучая содержание материала по истории поморского женского костюма, пришли к выводу, что костюм имеет богатую историю. Его основными чертами на протяжении веков оставались: рациональность, многослойность, насыщенные цвета, контрастность. По одежде можно было определить имущественное и семейное положение женщин. Например, повойник и шаль носят только замужние женщины. Костюм девушки-поморки нарядный, светлый и лёгкий, подчёркивает её молодость и красоту. Женщина в таком костюме воспринимается, как центр мироздания, как сама жизнь, а основные части костюма подчёркивают при движении плавность и естественность.



IV. Заключение.
В ходе нашего исследования, гипотеза нашла свое подтверждение,  поморский костюм девушки имеет характерные отличия от женского костюма. Данное исследование помогло нам понять традиции поморов, их культурное наследие.
Мне очень повезло, в моём роду, по папиной линии, были поморы. И я унаследовала от своей прабабушки много старинных вещей: жемчужную нить, броши, настоящий речной жемчуг, кухонную утварь: фарфоровую чашку с блюдцем, фарфоровый стакан с крышкой. Эти вещи я буду беречь и хранить как память о прошлом. [ Прил.3 с.5]
Анкетирование учащихся начальной школы показало, что только около 30% опрощенных хранят вещи предков-поморов, это говорит нам о том, что остальные семьи могли оказаться переселенцами других регионов или уже утратили связь со своими историческими корнями.
Поэтому данное исследование мы будем использовать на уроках окружающего мира и технологии связанное с краеведением, во внеклассной работе, а также хотим представить перед учащимися начальной школы. Ведь поиск неизвестного побуждает нас глубже изучать традиции своего народа.
Данная тема исследования нам очень интересна. Мы решили продолжить работу по исследованию поморского костюма с точки зрения современных модельеров. Хочется верить, что традиционный поморский костюм постепенно войдёт в наш современный мир.


V. Литература:
Дуров И.М. Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении. Петрозаводск. Карельский научный центр РАН,2011,455 с.
Музей-мастерская «Рукоделия Поморья» : сборник материалов / Сост. И.Г.Ильина, С.В.Кошкина. – Беломорск: Общественное объединение « Поморский берег», 2015. – 160с.
Костюм Карелии / Т.Б. Яшкова.- Петрозаводск: Переодика, 2009.- 160с.
Сайты интернета:
https://www.google.ru ( фотографии)
http://vneshnii-oblik.ru ( фотографии)
ttps://vk.com/club1195311558?z=album-65008088 (Музей-мастерская Рукоделия Поморья Центра поморской культуры)
https://pomorskibereg.ru/pomorskij-narodnyj-xor/ (Центр Поморской культуры)

Приложенные файлы


Добавить комментарий