Презентация по обществознанию Теория цивилизаций (10 класс)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Тема: Цивилизация и общество. 10 класс. План:Понятие цивилизация.Основные классификации цивилизаций.Основные теории развития цивилизации. Проблема: Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то каким образом? Подходы к изучению историиСтадиальный(Линейно-исторический)(Формационный)подходавторы: К.Маркс,Ф.Энгельс,Л.Морган,Э.ТоффлерЛокальный(Культурно-исторический)(Цивилизационный)подходавторы: Н.Данилевский,О.Шпенглер, А.ТойнбиСистемный(Этнологический)подходавторы: БенталанфиЛ.Гумилев. В целом во второй половине XVIII — начале XIX вв. утвердилось три подхода к пониманию «цивилизации»: 1) унитарный (человечества как единого целого); цивилизация как идеал прогрессивного развития 2) стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); 3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

Стадиальная теория.Была представлена в работах Льюиса Моргана («Древнее общество»; 1877) и Фридриха Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884). Формационный (стадиальный подход) В большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер). «Аграрная (доиндустриальная) цивилизация» — это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами.«Индустриальная цивилизация» — общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.«Постиндустриальная (информационная) цивилизация» — общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания 1. Понятие цивилизация.Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1)исторически сложившееся явление, оформленное в государственное образование, обычно в форме империи ( например: египетская цив-ция, византийская цив-ция и т.д). 2) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века
В XIX веке европейские историки, получив первые сведения о восточных обществах, пришли к выводу, что между обществами, находящимися на стадии цивилизации, могут существовать качественные различия, что позволило им говорить не об одной цивилизации, а о нескольких цивилизациях.
Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Формационный подход берет за основу объективно существующие социально-экономические отношения.
Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера, сформулировал концепцию мировых цивилизаций как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура». История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.
Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.)Раннеклассовая (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) Античная (VIII в.до до н. э. — V в. н. э.) 1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) 2-е поколение (VIII—XIV вв.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, девнеамериканская Второй исторический суперцикл (VI—XX вв). Средневековая (VI—XIV вв.) Раннеиндустриальная (XV — ередина XVIII в.)Индустриальная (середина XVIII—XX в.) 3-е поколение (VI—XIV вв.) 4-е поколение (XV—XX вв.) Византийская, восточно-европейская, восточно-славянская, китайская, индийская, японская Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская Третий исторический суперцикл XXI—XXIII вв. (прогноз) Постиндустриальная (XXI — начало XXIII в. — прогноз)5-е поколение (XXI — начало XXIII в. — прогноз)Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, российская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская Локальные цивилизацииПисатель и историк Жозефа Гобино в работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853—1855), выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает, и западная цивилизация не является исключением. Николай Яковлевич Данилевский, в своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил стареющей европейской цивилизации молодую славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения.
Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918).



Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. О.Шпенглер называл культурой период развития великих империй от зарождения до апогея (расцвета), а цивилизацией период угасания- от апогея до исчезновения.

Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд Тойнби. В своём 12-томном труде «Постижение истории» (1934—1961 гг.) британский учёный подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития. Появление становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение. На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская цивилизация). Проблема: Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то каким образом? Домашнее задание:Параграф 4. Вопросы к параграфу, практикум 1и 2. Стр 38.

Приложенные файлы


Добавить комментарий