Исследовательская работа Историческая эпоха в балладе А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге


Новосибирская область
Областной литературный конкурс
«Души прекрасные порывы»
номинация
Творчество А.С. Пушкина

«Историческая эпоха в балладе А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
Исследовательская работа
Волкова Екатерина
(15 лет)

Руководитель:
Котлова Александра Ивановна
Учитель немецкого языка
2017
«Историческая эпоха в балладе А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
Творчество А. С. Пушкина не только величайшее литературное наследие, но и источник знаний по русской истории. А.С. Пушкина всегда живо интересовала история родной страны. «Капитанская дочка», «История Пугачевского бунта», роман «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник» и другие произведения гениального поэта являются исторически достоверными, отражающими реальные события истории России . Пушкин увлекался чтением летописей и знакомился с «Историей государства российского» Н.М.Карамзина. Тема древнерусской истории привлекала его внимание. Он интересовался личностью князя Вещего Олега настолько, что даже посетил его могилу горе Щековица. А в 1822 году появилась «Песнь о вещем Олеге». В основу ее легло летописное сказание «Смерть Олега от коня своего» из «Повести временных лет». Сам Пушкин назвал свое произведение «Песнью…», подчеркнув связь с устным народным творчеством и стремлением воспеть «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой».
А.С. Пушкин
Цель исследования: Историческая эпоха истории Древней Руси, нашедшая отражение в «Песне о Вещем Олеге».
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме «Историческая эпоха IX-X веков»;
- познакомиться с историческими событиями Древней Руси в период правления Вещего Олега;
- выявить, какие факты из истории древнерусского государства нашли свое отражение в балладе «Песнь о Вещем Олеге»;
Объект исследования: баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», литературные и исторические источники: Повесть временных лет, Карамзин «История государства Росссийского»
Предмет исследования: эпоха Древней Руси и её отражение в балладе.
Актуальность исследования.
В наши дни не только не исчезает интерес к древней истории России, а даже усиливается. Среди трудных вопросов истории важное место занимает вопрос «Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе». Казалось бы, как связано произведение А.С. Пушкина и эта проблема, ведь поэт описывает историю из жизни русского князя Вещего Олега?
В действительности, Вещий Олег один из первых варяжских князей, призваных славянскими племенами в трудную годину межплеменных усобиц. В Повести временных лет XII века легенда сообщает о призвании тремя племенами – словенами ильменскими (новгородскими), кривичами и мерей (или весью) варяжских князей- братьев Рюрика, Синеуса и Трувора с целью прекратить межплеменную вражду. «Кто в Киеве начал первым княжети» волновал автора летописи «Повесть временных лет»и он отвечал на этот вопрос, согласго легедам своего времени. Повесть временных лет описывает события IX- X веков, когда варяг Рюрик со своим родом пришел в качестве князя в Новгород, и варяги , с ним пришедшие назывались «русью». Два его дружинника - Аскольд и Дир захватили княжение в Киеве. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал.
Этот изначальный период русской истории вызывает огромное количество споров между историками. Не все источники и свидетельства об этом периоде древнерусской истории считаются абсолютно достоверными. Тем не менее, Олег считается первым русским князем, хотя он был по своему происхождению варягом. Именно об этом князе написана знаменитая пушкинская баллада.
Какие же вопросы рассматривает данная работа:
1.Вещий Олег и его деяния. Образ князя- воина. Варяги на Руси.
2. Язычество Древней Руси. Человек и судьба.
3. Реальность и вымысел в балладе о смерти князя Олега.
1.Вещий Олег и его деяния.

О Вещем Олеге - древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древние летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными. Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge , что означало изначально (на протошведском— Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам. В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.
Объединение Киева и Новгорода (условная дата — 882 год) считается временем возникновения Древнерусского государства. Правление Олега продолжалось с 882 до 912 годы, это было время укрепления границ Руси. Следующие 25 лет Олег был занят расширением державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (Повесть временных лет), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: « И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу ». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань русским городам. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда.
Щит на вратах Цареграда.
К значимым делам Олега относят его боьбу с хазарами. Хазарский каганат ( 650—969)— средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Контролировали территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Жестокая, беспощадная политика осуществлялась хазарами в отношении славян, земли которых стали для поработителей неисчерпаемым источником "живого товара". Основной целью славянской политики Хазарского каганата было ослабление русских территорий и уничтожение Киевского княжества. В борьбу с Хазарским каганатом вступали русские князья - Олег и Игорь. Но окончательный смертельный удар по Хазарскому государству нанес Святослав Игоревич.
А.С. Пушкин перечисляет в «Песне» дела князя:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам :
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
…Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда ;
И волны, и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Перед нами Олег – воин и победитель, древнерусский князь. Он был полководцем, правителем и предположительно жрецом. Рядом с ним была его дружина, варяги и славяне, обученные искусству сечи.
Варяги – воинственный народ сурового севера – жили за Балтийским морем, которое тогда называли Варяжским морем. Варяги были хорошими мореходами; они плавали по морям на длинных кораблях с веслами, большим парусом и головой дракона впереди.
Варяги, за которыми закрепилась слава бесстрашных воинов, приглашались в наемные дружины для охраны торговых путей, конвоирования купеческих караванов, защиты территорий удельных князей и участия в междоусобных войнах с другими народами. Именно варяги составляли ядро русских дружин.
В тексте баллады называются различные виды оружия дружины Олега: пращ (приспособление для метания камней), стрела, «лукавый кинжал», секира (оружие, топор с небольшим лезвием на длинной рукояти).
Князь Олег, одержавший победу над Византией, едет по полю «в цареградской броне», это византийская броня – особый род доспехов, представляющий собой верхнюю одежду из металлических пластинок или колец, которая защищала воина во время сражения. Кудесник также говорит Олегу о его победе над Византией, упоминая такую деталь: «Твой щит на вратах Цареграда».
Что же представлял собой этот щит? Огненная свастика символизирует землю предков, в центре девятиконечной звезды инглии (символ веры первопредков) окружена великим коло (круг богов-покровителей), который излучает 8 лучей духовного Света к Сварожьему Кругу. Вся эта символика говорит о громадной силе, которая направляется на защиту Родной земли.
Щит Вещего Олега
«Повесть временных лет» сообщает также, что в 912 году князь Олег погиб от укуса змеи.
«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?». И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть?». Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?». Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три».
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море».
Почему князь Олег назван Вещим? На этот вопрос также нет единого ответа. Некоторые исследователи утверждают, что Олег был не только князем, но и жрецом. Вещий – значит обладающий даром духовного предвидения и ведающий древнюю мудрость богов и предков.
Другая точка зрения о происхождении слова «вещий» отражает содержательную сторону легенды, но эта точка зрения не выдерживает никакой критики, так она не связаны с реальными событиями из жизни князя. Волхв поведал Олегу о его дальнейшей жизни. Ведать – знать, в данном случае своё будущее. После чего Олег стал ведать, какая судьба ожидает его в отдалённом будущем, т.е. стал вещим относительно своей дальнейшей судьбы.
Несомненно, прозвище свое Олег заслужил своей жизнью. У слова «вещий» два обозначения: «рассудительный» и «предсказатель». Именно таким и был Олег. Для своего времени это был высокообразованный человек, которому к тому же была дана природная мудрость и умение находить выход из любой ситуации. Он был правтелем Руси более 30 лет. История о смерти князя от укуса змеи всего лишь красивая легенда, которая только добавляет таинственности к образу этой исторической личности. Об этом пишет также Карамзин, с трудами которого был знаком А.С. Пушкин.
Деяния Олега Вещего, верховного правителя созданной им державы, сплошная череда героических подвигов, которая увенчалась беспримерными событиями в истории Руси: и тем, что вещий князь прибил щит победителя над воротами поверженного Царьграда, и укреплением государства, и борьбой с Хазарским царством. После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное».
2. Язычество Древней Руси. Человек и судьба.
В балладе А.С. Пушкина создан образ князя- воина, и в повествовании мы встречаем описание воинского быта древнерусских воинов, связанных с их веровниями и обрядами Древней Руси. До Крещения Русь была языческой. В балладе мы узнаем о служителях верховного славянского божества Перуна – волхвах. Перу́н — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна. Волхвы́ (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») — древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения и якобы умевшие заклинать стихии и прорицать будущее. Слово волхв родственно старославянское «говорить сбивчиво, неясно; бормотать», из чего следует, что волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей, главным средством магической практики которых было слово. От слова «волхв» происходят слова волшба, волшебство — «колдовство». В древнеславянской иерархии волхвы традиционно занимали высокое место рядом с правителем. Князья приходили к волхвам за предсказаниями (Гостомысл, Олег Вещий). Слово
«кудесник» происходит от древнерусского кудесъ, то есть «чары, колдовство» отсюда кудесник, ку́десить «чудить, подшучивать». Связано со словом «чудо» — первоначально кудо, из праслав. čū́do «чудо, чары».
Диалог между князем и волхвом погружает нас в мир языческих традиций:
Из темного леса, навстречу ему,
Идет вдохновенный кудесник ,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший свой век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
"Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня".
Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни: волхва и князя.
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…
В. М. Васнецов. Волхв.
Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека «тайного знания». Князь Олег – носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завоеватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство – это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается, подчинить своей сильной воле. Грозное предсказание касается судьбы верного коня князя, который должен стать причиной его гибели.
Твой конь не боится опасных трудов…
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.
В балладе А.С. Пушкина мы встречаем два символических образа: коня и змеи.
Конь в славянской традиции - одно из наиболее мифологизированных священных животных. Конь — атрибут высших языческих богов (Хорса, Перуна) и христианских святых, и одновременно существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, проводник на “тот свет”. Соответственно, конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего — смерть: конь предвещает смерть в бою своему хозяину. В балладе кудесник предсказывает смерть Олега Вещего от коня. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином.
"Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!"
Речь идет о том, что, когда погибал воин, вместе с ним в могилу клали его коня. Слова "ковыль обагришь" означают, что конь прольет кровь на ковыль, и ковыль станет багровым, то есть красным. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. В балладе Пушкина нет речи о масти коня, но подчечкиваются седины мудрого, опытного воина и жреца-кудесника.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана ...
Змея в произведении Пушкина - символ смерти. Змеи были связаны с Перуном. Значений и назначений у змей (как символов) было несколько. Змеи из Перуновой свиты символизировали тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии. Змеи эти многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные (молнии). Змей -Горыныч – сын горы небесной (тучи). Змеи были хранителями кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Отсюда – змея - символ врачевания. Змеи из свиты богов подземного царства стерегут преисподнюю и являются символами смерти.
Все эти языческие символы оживают в балладе Пушкина. Князь Вещий Олег доверяет предсказанию волхва и отсылает своего коня.
Олег усмехнулся; однако чело
И взор омрачилися думой,
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит, и треплет по шее крутой.
"Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай; уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя .
Прощай, утешайся, да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!
В. М. Васнецов.
Тема рока, неминуемой судьбы, занимавшая еще Пушкина в "Песни о вещем Олеге" выражена ярко в русле романтической поэзии: "Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе", - здесь и тревожная "мгла" времени, и неотвратимость будущего. Узнав о гибели своего коня, князь хочет поклониться его костям. Но предсказание кудесника сбывается.
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!"
Из мертвой главы гробовая змея
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
В. М. Васнецов.
Вот рассказ Карамзина о легендарной смерти князя Олега: "Сей герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствия. Окруженный знаками побед и славы, государь народов многочисленных, повелитель войска храброго мог казаться грозным и в самом усыплении старости. Он совершил на земле дело свое – и смерть его казалась потомству чудесною. "Волхвы, - так говорит летописец, - предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался…"
Ковши круговые запенясь шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899).
Дважды в балладе упоминается тризна – поминальный пир у древних славян. Тризна — часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок». Говорится о «круговых ковшах» – сосудах для вина, из которых по очереди, «по кругу» было принято пить, когда праздновали победу или поминали умершего. Эти и другие детали погружают читателя вглубь веков, говорят о победах и традициях наших предков.
И вот уже на кургане пируют княгиня Ольга и князь Игорь. Жизнь продолжается. Впереди новые сражения, история, полная загадок и легенд и тайн.
3. Реальность и вымысел в балладе о смерти князя Олега.
Вопрос о смерти князя от укуса змеи также не имеет однозначного ответа. Еще Карамзин указывал на легендарность этого события Н.М. Карамзин, назвавший «мнимое пророчество волхвов или кудесников» «явной народной басней, достойной замечания по своей древности».
Современные исследователи, сравнивая различные летописные источники, пытаются разгадать тайну смерти Вещего Олега.
Мы уже прочитали отрывок из Повести временных лет, в которой летописец Нестор описал смерть князя от укуса змеи.
В книге доктора философских наук Валерия Никитича Демина на основе летописных и иных исторических источников прослеживается становление России и населявших ее народов, автор высказывает оригинальные научные суждения, во многом не совпадающие с общепризнанными взглядами. Он находит иные свидетельства, которые приведены далее.
В Новгородской Первой летописи младшего извода история смерти Вещего Олега излагается несколько иначе. «И прозваша и Олега вещии; и бяху людие погани и невегласи. Иде Олег к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну (укусила) змиа в ногу, и с того умре: есть могыла его в Ладозе».
Оказывается, умер князь Олег в Ладоге по дороге в Новгород. Напомним, Старая Ладога - первая столица Рюриковичей, и именно здесь похоронили Олега. Здесь же и его могила, которую, кстати, экскурсоводы показывают немногочисленным туристам и поныне.
Далее: новгородский летописец не отрицает смерти Олега от укуса змеи, но делает важное уточнение, которого нет у Нестора: змея «уклюнула» Олега не на днепровском или волховском берегу, а «за морем»! Действительно, «за морем», но только не Балтийским (Варяжским) или Белым, есть немало змей, от укуса которых можно скончаться на месте. В Новгородской летописи, однако, сказано, что после укуса Олег «разболелся». Если совместить Несторову летопись с Новгородской, то получится: князя привезли из-за моря смертельно больным, и он пожелал умереть на родине.
В 2000 году исследователь А.А. Власов попытался оценить вероятность гибели Олега от укуса змеи, исходя из предположения, что летописное сказание может быть правдой. Но какую бы версию не рассматривали в наши дни исследователи, найти какие – либо доказательства о событиях более тысчететней давности не представляется возможным.
Выводы.
В какой мере в балладе Пушкина соединяются реальность и вымысел? Баллада – это произведение, стихотворение фантастического, исторического или героического характера, часто по мотивам народных преданий. В балладе большую роль играют пейзаж и диалог. Важны в балладе даже не сами события, не сюжет, а чувство автора, которое передается читателю, эмоциональный настрой. Несомненно, в произведении А.С. Пушкина прослеживаются все эти факторы.
В балладе Пушкина зримо представлена эпоха Древней Руси. Пушкин воссоздает эпоху княжения Вещего Олега. Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Баллада Пушкина возродила интерес к древней истории Руси у современников поэта и у последующих поколений. Это настоящий шедевр, над которым время невластно. Повествование завораживает читателя, вызывает восхищение романтическими образами баллады, заставляет нас перечитывать страницы древней русской истории. Более двух столетий трагическая судьба героя заставляет нас не только переживать за его гибель, но и обращаться к русской истории, к летописям и повествованиям о великих воинах и героях .
Литература.
А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»
1. История России с древнейших времен до конца 17 века. / Под ред. Сахарова А. Н. и Буганова В.И. М. Просвещение. 1997.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 2-3. - Тула: Приокское кн. изд., 1990.
3. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. - К., 1963.
4. Осётров Е. Живая древняя Русь. - М.: Просвещение, 1984.
5.А. В. Галанин © 2010 Русские не славяне
6. H. H. Велецкая Символы славянского язычества. http://russianmyth.ru/religiya-drevnix-slavyan/В.Н. Демин "Русь Летописная" изд. 2003 г. «О загадке смерти Олега»
Статьи из Википедии:
Князь Олег Вещий.
https://ru.wikipedia.org/ Волхвы.
https://ru.wikipedia.org/ Хазарский каганат.
https://ru.wikipedia.org/wiki
Иллюстрации Васнецова
сайт http://www.liveinternet.ru/users/kittyblanka/post153315858/
"Песнь о Вещем Олеге" в иллюстрациях В. М. ВаснецоваВ конце 1890-х годов В. М. Васнецов работал над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина для академического издaния к столетию со дня рождения поэта в 1899 году. Оформление, созвучное эпически-величавым строфам Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг. Васнецрв создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции.

Приложенные файлы


Добавить комментарий