С.С. Прокофьев. Кантата Александр Невский. План урока по предмету Музыкальная литература 4 год обучения.


План урока по музыкальной литературе
4 год обучения
Тема: Кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева
Цель: познакомить обучающихся с кантатой «Александр Невский» С.С. Прокофьева.
Задачи: 1. Образовательная:
Знакомство с кантатой «Александр Невский» С. Прокофьева. 1939 г.,
Кантата – торжественная песня.
Написана на стихи поэта В. Луговского, для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Состоит из 7 частей.
2.Воспитательная: осознанное отношение к кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, перспективы, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Список методической и используемой литературы
1.Дмитриева Л.В. Музыкальная литература «Адаптированная образовательная программа для детских музыкальных школ и школ искусств». – Срок обучения – 4 года. - Усть-Ордынский, 2015.
2.Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка XX века. Четвертый год обучения.– Ростов н/Д: Феникс, 2003.
3.Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Музыка зарубежных стран. – М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.
4. Электронные источники: материал http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/milehina/anevsk.html,
музыка: http://www.youtube.com/watch?v=1REYcSiiwXgвидео фильм о ледовом побоище : http://www.youtube.com/watch?v=Mogb6fLkAcYкантата видео запись: http://www.youtube.com/watch?v=c7Rs00UH-CE1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания:
1. Какое место симфония занимает в творчестве композитора?
2. С чем связан замысел этого произведения?
3. Расскажите, каково строение симфонии.
4.Какова основная идея произведения?
5. Какую роль играет тема побочной партии первой части в драматургии цикла?
3.Объяснение нового материала
Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.
В кантате семь частей: Каждая из частей поражает яркостью образов.
«Русь под игом монгольским»«Песня об Александре Невском»«Крестоносцы во Пскове»«Вставайте, люди русские»«Ледовое побоище»«Мёртвое поле»«Въезд Александра во Псков»
Слушая одну только музыку, как будто видишь перед собой кадры фильма – бескрайние равнины Руси, разорённый немцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.
“Зримость” образов – характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к «Александру Невскому» - под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Для композитора очень важно видеть кинокадры, почувствовать, впитать в себя характер и ритм каждой сцены.
Слияние видимого и слышимого, движущегося изображения и музыки особенно замечательно в картине «Ледовое побоище»
“Песня об Александре Невском” - вторая часть кантаты. Музыка величавая и строгая. Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и дается предостережение: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор – мужские голоса, дополненные альтами. Основная мелодия повествовательна, размерена.
В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин.
В средней части песни повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трехдольный размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы – бряцанье оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождающих в старину эпические песни.
“Вставайте, люди русские” - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно другого характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио. Фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Советской Армии.
С давних пор на Руси существовал обычай – возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
В средней части появляется новая тема – певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из «Руслана» Глинки.
В рассмотренных двух частях кантаты перед нами предстала в музыке Прокофьева Русь богатырская и героическая, величавая и привольная.
В шестой части – «Мертвое поле» - воплощен образ лирический скорбный. Здесь поет один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: После Ледового побоища, закончившегося победой дружины Александра Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический – Родина оплакивает своих сыновей.
Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «плачей», слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия замечательна сочетанием напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
Для изображения крестоносцев Прокофьев привлек средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты.
Если в характеристике русских звучали мелодии, опирающиеся на различные песенные интонации, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе церковных католических хоралов.
Основные темы псов-рыцарей впервые появляются в третьей части кантаты. Затем они проходят в пятой части, которая называется «Ледовое Побоище». Это грандиозная симфоническая картина с участием хора. Она открывается музыкальным пейзажем – пустынное зимнее озеро перед началом битвы. Издалека доносится сигнал крестоносцев. Вслед за тем слышится дробное равномерное постукивание, вначале еле слышное. …Тяжело мчатся закованные в железо тевтонские всадники. На них рогатые шлемы, закрывающие лицо капюшоны с зияющими глазными отверстиями. Тевтонское войско построено в форме клина. «Скок свиньи» - так назван этот эпизод в фильме.
Ритм скачки подчеркнуто однообразен, бездушен, механичен. На него наслаиваются в оркестре пронзительные и завывающие голоса тубы, саксофона, труб и других инструментов. В музыке Прокофьева тевтонские рыцари скачут «с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». Эпизод вражеского нашествия приобрел у Прокофьева остро современный характер.
Кроме оркестра здесь участвуют еще хор – рыцари поют воинственный фантастический хорал. Их пение переходит в яростные крики: «распнем побежденных, уничтожим врага».
Нарастающее звучание оркестра и хора можно сравнить с крупным планом в кино. Кажется, что вражеское войско с оглушительный лязганьем и грохотом надвигается прямо на слушателя.
Вступление в бой русской дружины Александра Невского отмечено энергичным звучанием у трубы темы хора «Вставайте, люди русские». Батальные эпизоды подобно кинокадрам быстро проносятся перед слушателями. В одном из них появляется русская тема – легко и стремительно летящая, удалая. Это тема «русской атаки». Она слышится то совсем близко, то издали. Снова впечатление кинематографической смены планов: то «крупный кадр», то отдаленная перспектива «побоища».
В кульминационных эпизодах противоборствующие темы сталкиваются, «сшибаются» друг с другом, как противники в бою. Прокофьев применяет особый прием сочетания тем: они даются одновременно, при этом каждая остается в своей тональности. Возникает сложное сочетание. Своей резкостью оно подчеркивает остроту схватки. Вражеская тема затем искажается, «слабеет».
Удивительна «зримость» музыкальных образов и в картине гибели крестоносцев. Оркестровыми средствами переданы и треск льда, и холодные темные волны, заливающие поле битвы, и мрачный драматизм происходящего.
Огромное симфоническое напряжение разрешается в заключении всей картины. Тихо и светло звучит русская тема. Это знакомая уже мелодия – её пели альты в середине хора «Вставайте, люди русские» на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». Теперь она поручена первым скрипкам в высоком регистре в сопровождении нежного дрожащего тремоло у вторых скрипок. Это музыка мира и тишины, наступивших на освобожденной земле.
После «Ледового побоища» следует разобранная выше шестая часть – «Мертвое поле». Завершается кантата торжественным, величественным финалом «Въезд Александра во Псков», где звучат уже знакомые нам русские темы.
В кантате «Александр Невский», посвященной далеким исторический событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием. 
4.Слушание:
видео фильм о ледовом побоище : http://www.youtube.com/watch?v=Mogb6fLkAcYкантата видео запись: http://www.youtube.com/watch?v=c7Rs00UH-CE5.Обобщение урока
1.С каким сочинением С. Прокофьева связано создание кантаты «Александр Невский»?
Какое место в творчестве композитора занимает историческая тема? Перечислите произведения, написанные на эту тему.
Как композитор показал в музыке кантаты столкновение двух враждующих лагерей – русского и тевтонского?
Перечислите название частей кантаты.
Назовите основные темы кантаты. Как они используются в произведении?
6.Домашнее задание. Задание 11 прочитать, ответить на вопросы. (учебник М. Шорникова Музыкальная литература, 4 год обучения)

Приложенные файлы


Добавить комментарий