Доклад на тему Развитие эстетического вкуса на занятиях по учебному предмету «Слушанию музыки».


Развитие эстетического вкуса на занятиях по учебному предмету «Слушанию музыки».
В справочной литературе по эстетике мы находим следующее определение понятию музыкально-эстетический вкус:Эстетический вкус— способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» — «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического. Советские ученые, представители теории эстетического воспитания — Ю. А. Лукин и В. К. Скатерщиков видят в структуре эстетического вкуса три начала: — «Эстетический вкус по своей сущности выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком... — Вкус выступает... как критерий совершенства или несовершенства... — Вкус представляет собой систему эстетических симпатий и предпочтений, а также антипатий и конкретизирует, «расшифровывает» эстетические потребности». Эта формула («нравится» — «не нравится») есть результат взаимодействия чувственного и рационального познания. Однако в любой ситуации суждение вкуса не может быть сведено ни к чистой эмоции, ни к чистой мысли. Оно включает в себя эстетическое наслаждение предметом и его рациональную оценку.
Эстетический вкус – это определенный уровень способности воспринимать, переживать различные природные, общественные и художественные явления с точки зрения их красоты. Но эта способность – не данность раз и навсегда , она зависит от всего комплекса знаний и аспектов развития индивида и поэтому может являться своего рода «индикатором» его духовного богатства. Эстетический вкус всегда имеет динамический характер ,т.е. способен изменяться вместе с изменением условий ,в которых живет и действует человек .При этом вкус обладает так называемым «признаком обратимости», он может у одной и той же личности не только развиваться, но и останавливаться в своем развитии.
К основным критериям оценки эстетического вкуса С. А. Наумов относит чувства меры, гармонии,изящного, а также разборчивость, гуманность, истинность оценок. Под мерой понимается то единство качественной и количественной стороны предмета или явления, та гармония внутреннего и внешнего, при нарушении которых они изменяют свое качество, перестают быть самими собой. Хорошо развитое чувство меры всегда выступает стимулом к целесообразности, естественности, качеству и красоте создаваемых продуктов и совершенных человеком поступков.
Гармония – от греческого «согласие, лад, красота». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей ей стройность и законченность. «Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить ее в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящем радость бытия», - пишет С.А. Наумов.
Вкус – способность оценивать предметы и явления в их исторически сложившихся отношениях к человеку. Существуют общие критерии оценок, формируемые обществом. Таким критерием является общественный или общечеловеческий эстетический идеал. Он действует как объективный фактор по отношению к индивидуальному эстетическому идеалу и вкусу и потому придает им в определенной степени общий характер и направленность. Чувство изящного проявляется, когда человек непринужденно воспринимает, глубоко переживает и восторгается изяществом форм в природе, стихах, музыкальных сочинениях, произведениях изобразительного искусства, предметах практического направления.
Развитый эстетический вкус обладает устойчивостью по отношению к новациям в эстетической и художественной области. Он отвергает то, что нежизненно, не соответствует общественному эстетическому идеалу и поддерживает ценное, новаторское в природе, жизни, искусстве. Развитый эстетический вкус включает в себя эстетическое восприятие, осознанное оценочное суждение, использование эстетических понятий и категорий в качестве ориентировочной основы познания и самопознания. В нем проявляется общая сформированность эстетических потребностей и художественно-творческих способностей индивида. При определении критериев сформированности эстетического вкуса приходится отвлекаться от предметной сферы вкусовых оценок, от обыденных правил вкуса.
Эстетический вкус как вид эстетической способности и потребности человека – существенная особенность личности. Ее уникальность определяет и своеобразие эстетического вкуса. Те или иные вкусовые предпочтения зависят от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека. И такое своеобразие в рамках хорошего вкуса вполне допустимо. Иное дело – извращенные вкусы или откровенная безвкусица, искажающая саму сущность эстетического.
Вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действительности, считает В.К.Скатерщиков (М., 1974), как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения к этим предметам. Вкус – это критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты, а также продуктов этой деятельности.
Как же воспитывается эстетический вкус? Воспитание эстетического вкуса осуществляется благодаря, во-первых, развитию способности ощущать выразительность искусства; во-вторых, теоретическому обучению (изучению элементов музыки); в-третьих, творческой исполнительской деятельности учащихся. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьниками, когда освоена его идейно-художественная сущность. На успешность решения поставленной задачи – воспитание эстетического вкуса средствами музыки – большое влияние оказывают уроки по слушанию музыки. Будучи организованными, систематическими и целенаправленными, они развивает навыки слухового внимания, специфика которого заключается в умении прослеживать становление музыкального образа в произведении.
Многогранный мир человеческих чувств и переживаний, воплощений в музыкальных образах, проходит перед ребенком, когда он вслушивается в звуки музыки. В музыке дети постигают многое об окружающем мире, развиваясь в эмоциональном и художественном отношении. Для полноценного воспрятия музыкальных произведений необходимо помочь школьнику понимать специальный язык музыки. Музыкальные занятия предоставляют возможность наиболее полно развивать их индивидуальные способности. Занятия в музыкальной школе развивают творческие способности, расширяют кругозор школьников, воспитывают у них устойчивые интересы и художественные вкусы. Ребята учатся видеть красоту окружающей действительности.
Накопление детьми огромного количества музыкальных впечатлений нередко носит стихийный неорганизованный характер, что оказывает отрицательное влияние на развитие музыкального восприятия и, соответственно, эстетического вкуса. Ведущей задачей на занятиях по слушанию музыки является формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем – непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку.
Нами были разработаны игровые задания для младших школьников, повышающие слушательскую музыкальную культуру. Вкратце опишу их.
«Слушая музыку». Всю музыку можно разделить на две большие группы: музыка, которая поется (вокальная) и музыка, которая исполняется на различных музыкальных инструментах (инструментальная). Слушая вокальную музыку, подумай, какие способы исполнения использует певец, где он поет громче, где тише, и делает ли это более выразительным его исполнение. Прослушай романсы М.И.Глинки «Веницианская ночь», «Жаворонок», «Уснули голубые…», С.И.Танеева «В дымке-невидимке», каватину Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дж.Россини, инструментальные произведения П.И.Чайковского «Детский альбом», С.С.Прокофьева «Детская музыка», Р.Шумана «Альбом для юношества», А.И.Гречанинова «Детский альбом» какие из перечисленных произведений относятся к инструментальной, а какие к вокальной музыке? Объясни, почему ты так думаешь.
«Если стало интересно…»
Прослушай романс «Жаворонок» М.И. Глинки и ответь на следующие вопросы: какое настроение воплощено в музыке? Менялось ли настроение музыки на протяжении романса? Имелись ли в романсе инструментальное вступление и заключение? Какой способ исполнения использовался? Теперь постарайся передать свои впечатления каким-либо рисунком. Можно сделать и аппликацию, и коллаж, и слепить что-нибудь. Подумай, какой материал для работы ты изберешь?
«Рисуем симфонию».
Прежде чем рисовать, ответь на вопрсы: из каких частей состоит сонатная форма? Что такое экспозиция? Из каких частей она складывается? Какая часть сонатной формы наиболее сложна для восприятия? Что такое кульминация? Какую роль выполняет реприза? Что такое кода? Всегда ли соната завершается кодой?
В сонатной форме сочиняется первая часть симфонии. Условно первую часть симфонии мы обозначим большим прямоугольником, а внутри расчертим прямоугольники поменьше. Первый маленький прямоугольник назовем «экспозиция». Внутри него нарисуй контрастными цветами две разные геометрические фигурки. Эти фигурки будут обозначать две контрастные темы экспозиции: главную и побочную. Второй маленький прямоугольник – «разработка». Пофантазируй, как будут взаимодействовать наши фигуры, нарисованные разными цветами, и изобрази это. Третий прямоугольник называется «реприза». Подумай , как можно изобразить наши геометрические фигурки в несколько измененном виде. Четвертый маленький прямоугольник – «кода». Как, по-твоему , могут выглядеть здесь наши фигурки?
Прослушай первую часть симфонии№40 В.А.Моцарта, держа перед собой наше наглядное пособие. Что общего есть между сонатой и симфонией? В какой части сонаты применяется сонатная форма? После прослушивания пересмотри нарисованное тобой, уточни наше пособие.
В качестве контрольного задания можно предложить детям прослушать вокальные и инструментальные произведения и рассказать, что в каждом из них старался отобразить композитор. Список возможных произведений:
Э. Григ симфоническая сюита «Пер Гюнт»К. Сен-Санс сифоническая фантазия «Карнавал животных», Мендельсон Ф. «Песни без слов» , Чайковский П. «Детский альбом», Н. А. Римский-Корсаков Океан-море синее из оперы «Садко», Н. А. Римский-Корсаков Полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. А. Римский-Корсаков Океан-море синее из оперы «Садко», Н. А. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»


Приложенные файлы


Добавить комментарий