Программа внеурочной деятельности Хоровое пение для 1-4 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вохомская средняя общеобразовательная школа»
Вохомского района Костромской области

Программа внеурочной деятельности
«Хоровое пение»
для 1- 4 классов
Направление – общекультурное
Возраст учащихся: 6 – 10 лет














Руководитель: Скрябина Е.С. - учитель музыки высшей категории

Вохма
Содержание

Пояснительная записка...3
Актуальность (педагогическая целесообразность)
Цель и задачи
Основные ценностные ориентиры содержания курса
Особенности возрастной группы учащихся, которым адресована
программа.
Режим занятий
2. Планируемые результаты реализации программы внеурочной  деятельности и критерии результативности......5
Содержание программы..... 9
Тематическое планирование......10
Методическое обеспечение образовательной программы
Учебно-тематический план на первый год обучения.
Тематическое планирование работы на первый год обучения
Учебно-тематический план на второй год обучения.
Тематическое планирование работы на второй год обучения
Репертуар ...15
6. Список литературы.....17
















Пояснительная записка

Музыка - это один из уникальных и важнейших способов коммуникации, связывающая людей через пространство и время. Роберт Шуман в своем знаменитом своде «Жизненных правил для музыкантов», обращаясь к юным музыкантам, настойчиво советовал: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность...».
Хоровое искусство играет большую роль в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, ее творческого потенциала. В современный период хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития музыкальных способностей детей. Хоровое пение дает возможность каждому ребенку проявить свои способности, независимо от уровня подготовки и его природных данных.
Программа соответствует требованиям Федеральным государственным образовательным стандартом – (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, планируемых результатов с учетом Федеральных государственных требований.
Актуальность (педагогическая целесообразность):
В соответствии с ФГОС ООН программа внеурочной деятельности «Хоровое пение 1-4 класс» реализуется через внеурочную деятельность. Программа ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ «Музыка 1-4 класс».
Педагогическая целесообразность данной образовательной внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Хоровое пение относится к самым доступным видам коллективного музыкального исполнительства и является важным средством формирования художественного и эстетического вкуса, формирует гражданскую позицию подрастающего поколения.
Помимо воспитательных и образовательных составляющих, есть и физиологический аспект: тренировка голосового аппарата в раннем возрасте формирует здоровый голос взрослого человека. Младший школьник знакомится с технологиями охраны голоса, дыхательной и звукообразующей системы и здоровья в целом.
Программа актуальна, так как базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Ребенок находит в великих композиторах прошлого и современности своих друзей, поскольку их замыслы становятся его замыслами, они духовно пересекаются в моменты исполнительского творчества.
Цель реализуемой программы: Развитие личности младшего школьника в новой системе ценностей современного общества, самореализация учащихся в процессе музыкально - хорового искусства.
Цель программы соответствует требованиям к личностным результатам освоения Основной Образовательной Программы, установленным ФГОС.
Задачи:
I. В области достижения предметных результатов:
- научить петь без дирижёра, научить хоровому пению (умение слушать себя и соседа в процессе пения);
- формирование навыков певческой установки, певческого дыхания.
- формировать координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полётностью, вибрато.
- формировать навыки певческой эмоциональности и выразительности.
- работать над артикуляцией,
II. В области достижения метапредметных результатов:
- развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;
- развивать образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;
- создать условия для творческой самореализации ребенка.
III. В области достижения личностных результатов:
- содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности;
- воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;
Основные ценностные ориентиры содержания курса:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе практического освоения содержания песен как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества через исполнение народных и авторских песен разных эпох и стилей.
3. Формирование интонационно-слухового опыта учащихся.
4. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения.
5. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях района.
Для успешной реализации цели и задач программы очень важным является создание доброжелательной, теплой атмосферы на занятиях, поддержание постоянного интереса учащихся к хоровым занятиям.
Программа предоставляет возможность детям исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на разных этапах эстетического развития. В образовательной программе разработан подробный репертуарный план по годам обучения.
Каждый год обучения служит закреплению накопленных вокальных навыков и знаний, одновременно является дальнейшим шагом творческого развития учащихся и предполагает более высокий уровень знаний и навыков.
Педагог свободен в выборе репертуара для овладения учащимися вокально-хоровых навыков. Допустимо исполнение песен под фонограмму минус, однако разучивание песенного материала должно быть обязательно в сопровождении фортепиано, с голоса учителя.
Таким образом, начиная с детства, ребенок окунается в атмосферу музыкального искусства, а музыка сопровождает его на протяжении нескольких лет, что впоследствии может оказать влияние на будущую профессию, связанную с музыкальным искусством.
Певческий голос – природный музыкальный инструмент. Практически каждый ребенок обладает природными голосовыми и слуховыми данными. Детские голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они беднее голосов взрослых. Гортань у детей расположена высоко и меньше в 2-2,5 раза, чем у взрослых. Хрящи гортани – гибкие и мягкие, полностью не сформированы, поэтому детская гортань эластична и подвижна. Дыхательные мышцы – слабые, емкость легких мала, поэтому сила голоса небольшая.
Вокально-хоровые упражнения занимают большое место в системе хоровой работы с детьми. Основная цель упражнений – выработка специальных навыков, которые помогают певцу в передаче художественного образа песни. Вместе с тем, планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Пение упражнений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние.
Хоровые упражнения делятся на две категории:
1. упражнения, которые применяются вне связи с разучиванием конкретного произведения, исполняются в начале занятия в качестве распевания, направлены на развитие певческих навыков, таких как: музыкальный слух, звукообразование, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание;
2. другие упражнения связаны с конкретным хоровым произведением и направлены на преодоление в нем определенной трудности.
При этом данный раздел включает освоение дыхательной гимнастики А. Стрельниковой и фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова.
Дети, особенно в младших классах, любят петь, так как детям данного возраста свойственна конкретность мышления, образность представлений, а хоровая музыка связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Однако не у всех детей это получается достаточно хорошо. И задача учителя заключается в том, чтобы он учил детей петь, развивая их певческие данные, формируя певческие навыки.
Особенности возрастной группы учащихся, которым адресована программа.
Возраст детей 6 -10 лет. Это учащиеся 1,2,3,4 классов. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в хоровом кружке.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в хоровом кружке.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Продолжительность занятия – 1час.

2. Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности и критерии результативности.

Учащиеся научатся
понимать дирижерские жесты
познакомятся с различными образцами народного песенного творчества
научатся эмоционально откликаться на звучащую музыку, осознанно воспринимать ее
расширят кругозор в области музыкального искусства
обретут уверенность при публичных выступлениях
овладеют навыками совместной певческой деятельности
Учащиеся получат возможность научиться
проявлять творчество при исполнении музыки
оценивать свое исполнение и самостоятельно устранять недочеты
самостоятельно выбирать музыкальное творчество как сферу своей деятельности
Личностные результаты освоения программы:
формирование основ гражданственности, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения лучших образцов отечественной песенной культуры;
становление толерантности по отношению к истории и культуре разных народов на основе знакомства с их народными песнями;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;
воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству.
Метапредметные результаты освоения программы:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
создавать исполнительский план хорового произведения;
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.) – участие в концертных выступлениях различного уровня (класс, школа, район, город, регион);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
работать над унисоном в хоре и хоровой партии;
осознавать свою роль в многоголосном пении;
работа над произведениями с сопровождением разного уровня сложности и самостоятельности (дублирующим голос и не дублирующим голос);
работать с минусовками;
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства (нотная грамота, теория музыки, музыкальная литература) для разучивания и исполнения хоровых произведений различной степени сложности;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
расширять музыкальный кругозор.
Предметные результаты освоения программы:
Знать:
Элементарные способы воплощения художественно-образного содержания хоровых произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
нотную грамоту;
правильную певческую установку;
особенности музыкального языка хорового искусства.
Уметь:
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
исполнять хоровые произведения с аккомпанементом и без сопровождения;
правильно пользоваться вокальным дыханием;
исполнять хоровые произведения различной сложности (в соответствии с возрастом и техническими возможностями) в рамках учебного материала;
анализировать хоровые произведения различных жанров, эпох и культур
Дети должны научиться петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения
Репертуар подобран с учетом возрастных особенностей и голосовых возможностей учащихся младшего школьного возраста и поделен на разделы по принципу формирования тех или иных навыков. На одном занятии допустимо формирование разных приемов исполнения музыки. Кроме того, песни, исполняемые на занятиях хоровым пением, дополняют материал, изучаемый на уроках музыки, что позволяет учащимся укрепить знания, освоив их практически, через эмоциональное переживание, движение, игру на элементарных музыкальных инструментах. Занятия хоровым пением позволяют выявить музыкально одаренных детей.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки на общих мероприятиях. Традиционными являются фестиваль-конкурс и смотр строя и песни.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Основные параметры певческого развития и результата работы по формированию певческих навыков в младшей школе приведены в таблице.

Параметры
Критерии певческого развития


Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный результат

Хороший результат

Музыкальный слух
Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону.
Относительно чистое интонирование по всему диапазону.

Чистое интонирование по всему диапазону.

Способ звукообразования
Твердая атака, придыхательная атака.
Мягкая атака с элементами придыхательной.

Мягкая атака.

Тембр голоса
Тусклый, сиплый, резкий, глухой, бесцветно-тихий.
Светлый, слабый. Чистый, тихий. Легкий, тихий.
Чистый, светлый, легкий, нежный, звонкий, полетный, серебристый.


Диапазон
В пределах терции-кварты.
В пределах сексты.
В пределах октавы. Шире октавы.


Дикция
Нечеткая. Согласные смягченные, пропуск согласных
(в окончании особенно), искажение гласных
Более четкая. Исправление искаженных гласных, согласных.
Ясная. Согласные твердые, активные. Гласные округленные, но не расплывчатые.


Дыхание
Судорожное, поверхностное. Вдох перегруженный, выдох ускоренный. Дыхание шумное.
Вдох более спокоен. Выдох протяженнее. Дыхание менее шумное.
Спокойное, тихое, ровное. Вдох оптимальный, выдох сохраняет вдыхательную установку.


Музыкальная эмоциональность
Вялое, безразличное пение. При слушании музыкальных произведений ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.
Поет довольно выразительно, с некоторым подъемом, но не умеет слушать музыку, рассеян, невнимателен. К слушанию музыкальных произведений проявляет некоторый интерес, но вяло поет.

При исполнении песен активен. Поет в характере произведения. Любит музыку, внимательно слушает ее. При обсуждении музыкального произведения активен.





3. Содержание программы

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

Работа над певческой установкой и дыханием. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа
4. Тематическое планирование
Методическое обеспечение образовательной программы

Тема или раздел программы
Формы занятий
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
Формы подведения итогов

1
Вводное занятие. Охрана труда.
Беседа
Словесные, наглядные, практические
ТСО,
оборудование кабинета

Обсуждение

2
Вокально-хоровая работа.
Репетиция,
беседа,
прослушивание.
Пластическая
импровизация
Метод
многократного
повтора, показ,
пропевание,
практические
методы,
сотрудничество

Записи
произведений,
ТСО, нотный
материал,
текстовой
материал,
фортепиано.
Участие в школьных мероприятиях концертные выступления, конкурсы, фестивали.

3
Слушание музыки
Прослушивание,
беседа,
рассуждение
Показ,
словесный
(разбор
произведения),
творческие
задания

Записи
произведений,
портреты
композиторов,
ТСО,
Фортепиано.
Обсуждение

4
Работа над произведением
Репетиция, игра,
беседа,
прослушивание,
импровизация
Наглядный
(показ), игровой,
практический,
многократного
повтора,
элементарное
дирижирование,
тактирование,
пропевание про
себя.

Фортепиано, записи песен.
Концертные выступления, конкурсы, концерты для родителей.

5
Концертно-
исполнительская
деятельность
Выступления,
праздники,
фестивали,
концерты,
концертные
поездки.
Открытые мероприятия, открытые занятия.
Необходимая аппаратура для выступлений
Выступления на
разных
концертных
площадках,
выездные
концерты.




Учебно-тематический план
на первый год обучения.


Наименование разделов и тем
Общее количество часов
в том числе





теоретических
практических

1.
Певческая установка. Певческое дыхание.


2

0,5

1,5

2.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.


8

1

7

3.
Работа над дикцией и артикуляцией


10

1

9

4.
Формирование чувства ансамбля.


7

0,5

6,5

5.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.


7

0,5

6,5

Итого:
34
3,5
30,5


Тематическое планирование работы
на первый год обучения

Первое полугодие.


Тема занятия

Часы

1
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
0,5

2
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
0,5

3
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
4

4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
5

5
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
3

6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
3,5



Второе полугодие




Тема занятия
Часы

1
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но так же активное в медленных).
1

2
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
4

3
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
5

4
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
4

5
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
3,5


Всего 34 часа




Учебно-тематический план
на второй год обучения


Наименование разделов и тем
Общее количество часов
в том числе





теоретических
практических

1.
Певческая установка. Певческое дыхание.


2

0,5

1,5

2.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.


8

1

7

3.
Работа над дикцией и артикуляцией


6

0,5

5,5

4.
Формирование чувства ансамбля.


10

0,5

9,5

5.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.


8

1

7

Итого:
34
3,5
30,5


Тематическое планирование работы
на второй год обучения

Первое полугодие.


Тема занятия
Часы

1
Владение голосовым аппаратом. Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. Повторение понятий о строении голосового аппарата, вокально-хоровой работе, гигиене певческого голоса. Певческая установка.
0,5

2
Певческое дыхание. Распевание и вокально-хоровые упражнения на овладение вокально-хоровыми навыками (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, артикуляционная гимнастика, типы певческого дыхания, цепное дыхание), упражнения для правильного формирования гласных, чередование их с согласными.
0,5

3
Музыкальный звук. Различные виды мелодического движения (поступенное, скачкообразное, восходящее, нисходящее). Развитие звуковысотного и динамического диапазона, виды атаки звука, способы звуковедения.
4

4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Развитие подвижности голоса и хорошей артикуляции.
3

5
Формирование чувства ансамбля. Интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в достаточно быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
5

6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Работа над сценическим образом. Движение под музыку. Музыкально-ритмические игры, подбор подходящих движений под музыку, пластические импровизации Эмоциональность как составляющая сценического образа. Выразительность и артистичность исполнения.
4


Второе полугодие


Тема занятия
Часы

1
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения. Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
1

2
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. Осознание наличия механизма перехода из одного регистра в другой (регистровый порог).
4

3
Работа над дикцией и артикуляцией. Добиться полной свободы артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней и верхней челюсти, их согласованной работы и активизации.
3

4
Формирование чувства ансамбля. Слушать и контролировать себя при пении. Слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и звучании голоса; одновременно со всей партией или хором усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, хором произносить согласные, начинать и завершать произведение; формирование сознательного и критического отношения к своему пению, самоконтроль во время пения. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
5

5
Формирование сценической культуры. Пение под фонограмму. Создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа; создание необходимого эмоционального настроя; организация энергетического взаимодействия хора и дирижера в процессе исполнения.
4

Всего 34 часа
Репертуар
первого года обучения

Распевания:
«До-ре-ми»; «Лесенка», «Дон -дон», «Андрей - воробей», «Счет», «Сорока»,
«Ладушки», «Скок - поскок».
Фрагменты разучиваемых произведений, упражнения на развитие слуха и
голоса, ритма;
Народные песни:
« Как у наших у ворот» р.н.п.
«Во поле берёза стояла» р.н.п.
«Ладушки» р.н.п.
«Соловушка» р.н.п.
А я по лугу» р.н.п.
«Кукушечка» р.н.п.
«Светит месяц» р.н.п.
«Солнышко» укр.н.п.
«Ладушки» бел. н.п.
«Ку -ку в чаще лесной» нем.н.п. обр. Р. Рустамова
Классические произведения:
«Мой Лизочек» П.И. Чайковского;
«Белка» Н.А. Римского - Корсакова;
«Колыбельная» А.Лядова, слова народные;
«За рекою старый дом» И. - С. Баха;
«Весенняя» музыка В. Моцарта, слова К. Овербека;
«Сурок» музыка Л. Бетховена;
«Пастух» музыка И. Гайдна, слова Я. Серпины;
«Слава солнцу» (канон) музыка В. Моцарта.
Песни современных авторов:
«Осень» музыка Е. Осиновой;
«Если б не было школ» песня из к\ф «Утро без отметок»;
«Снеженика» музыка Я. Дубравина;
« Зимняя песенка» музыка М.Красева, слова С. Вышеславцевой;
«Ленинградские мальчишки» песня из к\ф «Зелёные цепочки»
музыка Й. Шварца, слова Коростылёва;
«Весна пришла» музыка Г. Читчан;
«Маме в день 8 марта» музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен;
«Мама» песня из к\ф «Мама».
«Горошина» В.Карасевой.
«Песня о Москве» Ж.Колмогоровой.
«Осень золотая» Т.Барбакуц.
«Я люблю свою землю» Е.Птичкина.
«Песня о маме» А.Филлипенко
«Детство» П.Аедоницкого.
«Жар-птица» Л.Москалевой
«Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова.
«Зимняя сказка» С.Крылова.
«Солдат, он парень бравый» В.Шаинского.
«Солдаты России» В.Петрова.
«Озорная». Ю.Верижникова.
«Принцесса» Ю.Гуцалюк.
«Млечный путь» Ю.Верижникова.
«Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.
«Мир вам, люди» Б.Савельева
«Победа остается молодой». Ю .Помельников.
«Самая счастливая» Ю.Чичкова
«Лесной марш» Ю.Чичкова.

Репертуар
второго года обучения

Распевания:
Фрагменты из изучаемых произведений, различные вокализы,
скороговорки на одном, двух звуках, упражнения на развитие слуха и голоса
по системе Яковлева, Емельянова;
пение в постепенном движении вверх и вниз;
Народные песни:
«Зайка» р.н.п. обработка Э. Елисеевой;
«Сорока» р.н.п.
«Ах, вы сени, мои сени» р.н.п. обработка С. Любского;
«А я по лугу» р.н.п. в записи А. Тихомирова;
«Не летай, соловей» р.н.п. обработка В. Попова;
«У кота - воркота» р.н.п.
«Шёл да пошёл» р.н.п.
«Светит месяц» р.н.п. с элементами двухголосия;
«Коровушка» р.н.п.
«Кант виват»;
«Висла» лат.н.п.
«Вей, ветерок» лат.н.п. обработка А. Юрьяна;
«Немецкая народная песня» обработка А. Александрова;
«Весна» нем.н.п.(канон)
«Пастушка» фр.н.п.
«Время спать» исп.н.п. обработка В. Соколова;
Классические произведения:
«Лесная песнь» музыка Э. Грига;
«Весна» музыка А. Гречанинова;
«Малиновка» музыка Л. Бетховена, слова Г. Бюргера;
«Колыбельная» музыка В. Моцарта;
«Мы дружим с музыкой» музыка Й. Гайдна, слова П. Синявского;
«Зима» музыка Ц. Кюи, слова Е. Баратынского;
«Колыбельная» музыка Б. Бриттена, русский текст Ю. Энтина;
«Хор птиц» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского - Корсакова;
«Канон» музыка Л. Керубини.
Песни современных авторов:
«Наши учителя» музыка Р. Бойко, слова М. Садовского;
«Что такое школа» музыка Т. Смирновой;
«Верность» музыка С. Ляпунова;
«Катюша» музыка Блантера, слова М. Исаковского;
«Баллада о русских мальчишках» музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина;
«Матерям погибших героев» музыка Г. Струве, слова Л. Кондратенко;
«Последний бой» музыка и слова М. Ножкина;
«Будь всегда в цвету, земля» музыка Ю. Слонова (канон).
« Часы» . Левивой.
« Разноцветная осень» Т. Морозовой
« Учителям» Т. Кулиновой
« Наши мамы» Т. Морозовой
«Мама – лучший друг» Д. Трубачева
«Битва под Москвой» Ю. Верижникова
«Буратино» Е. Зарицкой
«Новогодняя сказка» С. Суэтова
«Три желания» Е. Зарицкой
« Рождественская песня» П. Синявского
« Новый год» Ю. Верижникова
« Новогодняя кадриль» А. Филиппенко
«Белый снег» Г. Пономоренко
« Будущий солдат» Д. Трубачев
«Песня о солдате» В. Мигули
«Ты не бойся, мама, я солдат» М. Протасова
«Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева
« Партизанский сынок» Ю. Верижникова
«Ветераны» Д. Трубачев
« Салют» М. Протасова
« Росиночка – Россия» А. Филиппенко
« Золотая Россия» Е. Цыброва


Используемая литература:

1.Белоусенко М.И. « Постановка певческого голоса». Белгород, 2006г
2.Соболев А. « Речевые упражнения на уроках пения».
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей» Музыкальная Украина, Киев, 1989г.
4.Миловский С. «Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы», «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор» М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
8.Звинцов А. «Хоровое пение как средство воспитания» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. «Значение хорового пения, как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса». - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий