Проект по профилактике компьютерной зависимости Игромания и подросток

Оглавление

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc504985908" 14Введение 13 PAGEREF _Toc504985908 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc504985909" 141. Анализ понятия «игромания» в зарубежной и отечественной литературе 13 PAGEREF _Toc504985909 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc504985910" 142. Особенности проявления игромании у подростков 13 PAGEREF _Toc504985910 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc504985911" 143. Результаты социального опроса обучающихся 5-9 классов МБОУ «ООШ № 280» п.Оленья Губа по выявлению симптомов компьютерной зависимости.13 PAGEREF _Toc504985911 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc504985912" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc504985912 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc504985913" 14Список использованной литературы 13 PAGEREF _Toc504985913 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc504985914" 14Приложения 13 PAGEREF _Toc504985914 \h 14171515
15
Введение

Актуальность исследования данной проблемы определяется увеличением количества компьютеров и «гаджетов», которые могут стать причиной большинства проблем, самая опасная из которых - игровая зависимость. В настоящее время существуют теоретические данные изучения проблемы игромании, но мало практических материалов по этой проблеме, поэтому необходимо ее изучение.
Изучением данной проблемы занимались следующие ученые:
А.Г. Шмелева, Ю.В. Фомичева исследовали причины и пути решения игромании;
О.Н. Арестова, Ю.В. Староверова, М. Коул, М.C. Киселева А.Г. Шмелева, Ю.В. Фомичева определили факторы и предрасположенности к игровой зависимости;
И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. А.Е. Войскунский определили последствия игромании;
Бабаева Ю.Д., Белинская Е.П., Войскунский A.B., Жичкина, А.Е., Собкин B.C., Хворостов A.B. изучали проблему игромании в подростковый возраст.
Основной фактор компьютерной зависимости это подростковый период. Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся психологическими и физическими изменениями. Подросток начинает быстро расти. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышц. Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание, это влияет на резкие перепады настроения, повышенную возбудимость, импульсивность, поэтому появляется неуверенность в себе, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
Цель исследования – изучить проблему игромании среди учащихся 5-9 классов МБОУ «ООШ № 280» п. Оленья Губа.
Задачи:
Дать характеристику игромании как явления (понятие, причины, факторы, последствия) в литературе.
Описать особенности игромании у подростков.
Провести исследование игровой зависимости у учащихся 5-9 классов МБОУ «ООШ № 280» п. Оленья Губа.
Разработать памятки по профилактике игровой зависимости.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, измерение, сравнение, обобщение.
Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения проблемы компьютерной зависимости среди школьников и разработке мероприятий по профилактике игромании.
Анализ понятия «игромания» в литературе

Игромания – это чрезмерное увлечение компьютерными играми и интернетом.
Кулаков и Фридман выявили признаки, по которым, можно обнаружить зависимость:
физические признаки: сухость глаз; неопрятность; забывание о том, что необходимо поесть; нарушение зрения; бессонница; снижение иммунитета; утомляемость; головная боль.
психологические признаки: появление чувства неожиданной радости при контакте с компьютером; желание увеличивать время нахождения, проводимое в игре; отсутствие контроля над временем, проводимым за играми; появление проблем в общении; появление чувства гнева, раздражения при отсутствии возможности поиграть или попытках оторвать от игры.
Компьютерная зависимость делится на два типа, такие как:
1. Зависимость от Интернета.
2. Зависимость от компьютерных игр.
С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками: пьянство, азартные игры, наркомания и другие. В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то в целях получения удовлетворения».
Психологи выявили следующие факторы игромании:
Психологические: отсутствие ответственности, возможность само реализоваться, возможность возвращаться назад и исправлять собственные ошибки, ведь в жизни это невозможно, возможность принимать самостоятельные решения, уход от реальности.
Социально-психологические факторы: отсутствие привлекательных для подростков досуговых центров, дефицит семейных традиций, коллективное сознание (влияние окружающих на собственное мнение).
Проанализировов вышеизложиное мы можем выделить такие важные термины c соответствующими определениями, которые используются при решении проблем игромании:
Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Интернет-зависимость - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.
Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей.
Ролевая игра – развлекательная игра, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.
Игровая зависимость –зависимость от процесса игры.
Компьютерная игра– компьютерная программа, которая служит для развлечения людей, связи с другими людьми, или сама выступающая в качестве собеседника.

Особенности проявления игромании у подростков

Особенности проявления игромании у подростков обуславливаются многими факторами, мыс вами в нашем иследаний оприраемся на такие факторы как: социально-психологический, психологические фактор, и биологическим. Так как биологический фактор связан c нарушение процессов в организме, изменяющие системы мотивации и контроля за течением заболевания, в рамках нашего исследования мы его не рассматриваем, а делим факторы влияющие на играманию и игровую компьютерную зависимость на две группы факторов: индивидуально-личностного, обусловленного психологическими особенностями подросткового возраста, и обусловленного социальными и психологическими условиями жизни подростка.
Компьютерная зависимость, игромания, как и другие аддикций обостряется в подростковом возрасте. Анализируя многих авторов обуславливаясь демонстративным неповиновением, как один из видов девиантного поведения, что опасно личностными изменениями: повышенной обидчивостью, конфликтностью, подозрительностью, стремлением говорить неправду, уходу от ответственности в принятии решений, поиску оправдательных аргументов, стереотипностью поведения, повышенной тревожностью.
В настоящее время всемирное сообщество представляется возможным выделить некоторые предрасполагающие факторы. Большое значение, для развития аддиктивного поведения, у подростков участие в играх вместе с родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка. Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития игровой аддикции создает «вещизм», переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам или знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.
Создающие повышенный риск развития формы аддиктивного поведения к ним относятся также неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты:
непостоянство и не прогнозируемость отношений;
недостаточную опеку;
сочетаемую с жестокостью;
чрезмерную требовательность;
установки на престижность; [35].
Подростки начинают задумываться о будущим. Изучение характеристик подросткового возраста является актуальным, так как это период между детством и взрослостью, когда закладываются определенные ценности, убеждения, формируется личность человека, в данный период важно определенное влияние, как со стороны педагогов, психологов, так и родителей. В это время важно увидеть те способности, задатки, которые в будущем помогут подростку самореализоваться, стать полноценным членом общества, если этого не происходит подросток будет пробивать самореализоваться другим способами. B подростковом возрасте человек наиболее ранимый, он будет уходить от реальности, в виртуальный мир. Пытаясь получить ощущения, которых ему не хватало в реальности. Механизм ухода от реальности выглядит следующим образом: выбранный подростком способ понравился, подействовал, и зафиксировался в сознании как наконец найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние.
Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, a также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается, или кто-то пытается отвлечь от компьютера.
1.Сетеголизм проявляются бесконечным пребыванием человека в Интернете. Он может прибывать в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах.
2.Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
А. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).
Б. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).
Рассмотрено понятие «компьютерная зависимость» в современной психолого-педагогической литературе. Проанализировав, теорию можем сделать вывод что игровая, и компьютерная зависимость рассматривается в качестве нового вида аддиктивного поведения личности. Данный вид зависимости определяется рядом исследователей А.Г. Шмелев, Е.В. Змановская как аутодеструктивное, саморазрушающее поведение, угрожающее целостности и развитию личности, приводящее к серьезным изменениям в самооценке и самосознании.
Рассмотреть признаки, причины компьютерной зависимости у подростков. Мы выявили, такие психологические аспекты механизма ухода от реальности как выбранный подростком способ понравился, подействовал, и зафиксировался в сознании как наконец найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние. В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы c переносом ее решения «на потом». Более подробно анализ особенностей игроманий в подростковом возрасте, привел нас к тому что данное расстройства качественно отличается от наркологических расстройств и нарушений инстинктов, но имеет схожесть c иными формами патологических влечений – клептоманией, пироманией, дромоманией. Все это позволяет высказать предположение о существовании универсальных механизмов формирования патологических зависимостей, которые находят свое клиническое проявление неспецифическим синдромом патологических пристрастий, так называемый аддиктивный синдром. Анализ информаций привел нас к такому выводу что в всемирном сообществе различают два типа компьютерной зависимости: зависимость от интернета (сетеголизм), зависимость от компьютерных игр (кибераддикция). Более подробно суть данных понятий раскрыта выше.
Проанализированы и найдены в литературе пути решения проблемы компьютерной зависимости. Поэтому для профилактики необходимо использовать комплексное воздействие на взрослеющего ребенка. Профелоктическая деятельность в нашем свами исследавани на теоритическом уровне предполагает решение нескольких задач:
1.Воспитательных, осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы, и подержки c подростками по предупреждению формирования зависимости направленую на избежание увлечения компьютерными играми; 2.Образовательных осваных на основных приемов организации семейной профилактики и методов конструктивного взаимодействия с педагогами, психологами и психотерапевтами). Из выше сказанного можно выделить что главное для профилактики это комплексное воздействие:
Работа с подростками;
Работа с семьей;
Работа с педагогами;
Организация досуга подростков.

Результаты социального опроса обучающихся 5-9 классов МБОУ «ООШ № 280» п.Оленья Губа по выявлению симптомов компьютерной зависимости

На базе МБОУ «ООШ № 280» п. Оленья Губа был проведен социологический опрос по выявлению симптомов компьютерной зависимости (Приложение 1) среди учеников 5-9 класса в количестве 60 человек. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты теста на выявление уровня компьютерной
игровой зависимости
Из рисунка 1 видно, что риск возникновения компьютерной игровой зависимости отсутствует у 14% опрошенных подростков. Они не имеют проблем с хронометражем времени, проведенного за компьютером, они могут отказаться от игр и развлечений в пользу домашних поручений, при отвлечении от занятий с ПК не испытывают агрессии или нервозности.
Большая часть опрошенных (48%) находятся в зоне увлеченности, которая проявляется в появлении эмоционального отклика на включение в игру за компьютером и появлении некоторых проблем с саморегуляцией. Они отметили, что во время игры может улучшиться настроение и произойти сбой временного хронометража, но при этом не всегда испытывают нервозность при отвлечении от ПК и могут вовремя остановиться. Наличие нервозности вне виртуального пространства, нарушение сна, угрозы учебе и физиологических проблем у данной группы отсутствуют.
Треть (27%) попали в зону риска возникновения компьютерной зависимости. Для них характерен высокий эмоциональный отклик на виртуальную реальность, увеличение времени, проводимого за игрой, возникновение проблем с саморегуляцией. Данные подростки высказались о том, что часто не договаривают о количестве времени, проведенном в интернете или за компьютерной игрой, а так же отметили что при частой игре и большом количестве «компьютерного» времени у них снизился уровень успеваемости.
11% составляют группу, у которой проявляется компьютерная зависимость. Они плохо ориентируются в обществе, переносят виртуальную жизнь на реальную, ассоциируют правила поведения в виртуальной с реальной жизнью, испытывают физиологические проблемы, которые чаще всего проявляются в нарушении сна и агрессии по отношению к окружающим.
Был проведен половозрастной анализ испытуемых, подверженных компьютерной зависимости. Для получения более подробной информаций Результаты анализа отображены ниже.

Рис.2 Половозрастной состав опрошенных

Половозрастной анализ подростков показал, что наиболее подвержены компьютерной зависимости, и проблемам игромании мужская половина аудиторий (мальчики). Данное явление можно связать, с гендерные предпочтениями. У мальчиков появляется желание совершись подвиг, получить эмоций и адреналин, гораздо чаще, также они не могут выразить агрессию не вербально, а игра помогает снять данное напряжение, и дает почувствовать себя «победителем», подростку играющему в компьютерные игры. В связи с тем, что у девочек другие гендерные предпочтения, это позволяет им плавно пережить возрастные период, не обращаясь к играм, но они чаще склонны зависимостям от социальных сетей.
Поэтому решение проблемы компьютерной зависимости имеет социальную значимость и направлено на социализацию подростков. Одной из инстанций по профилактики игромании должны выступать образовательные учреждения всех уровней.

Заключение

Знакомство с опытом борьбы с компьютерной зависимости детей и подростков показало нам, что самым надежным методом профилактики компьютерной зависимости учащихся являются педагогические и культурные мероприятия, и правильно организованный досуг ребенка. В нашем исследовании мы получили такие результаты:
проанализировали понятие «компьютерная зависимость» в современной литературе;
описали признаки, причины компьютерной зависимости у подростков;
разработали памятки: по работе с компьютером, для предотвращения игромании; для родителей и педагогов «игромания»; для родителей по использованию компьютера ребенком.
В случае выявления компьютерной зависимости родители и окружение подростка должны обращаться за помощью к специалистам, а также необходимо регулярно контролировать компьютерные увлечения (время проведения за игрой, характер и стратегию игр, круг виртуального общения). Родителям необходимо предотвращать причины игромании.

Список использованной литературы

Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - 10 - 128с.
Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002. -№ 6.- с 15-22
Бубеев Ю.А., Романов А.И., Козлов В.В. Игровая зависимость: Механизмы, диагностика и реабилитация. – М.: Слово, 2008
Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2002. -№ 3.
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002
Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. – Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Санкт-Петербург, 2003
Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. - № 13-17с.
Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9 - 13-18с.
Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5-17-23с.
Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004. - № 6- 56-58 с.
Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. – 2001. - № 4 -21-25 с.



Приложение 1

Опросник «Симптомы компьютерной зависимости»

Назначение методики: данная анкета предназначена для идентификации компьютерной игровой зависимости. Рассчитана на школьников. Данная анкета позволяет определить имеется ли у человека игровая компьютерная зависимость, является ли данная проблема для человека актуальной, положение человека с компьютерной игровой зависимостью достаточно серьезно. Однако автор указывает, что диагноз, поставленный по результатам данной анкеты, требует уточнения у специалиста по проблемам зависимости.
Цель: обнаружить симптомы компьютерной зависимости.

1. Как часто ты играешь в компьютер?
а) каждый день
б) день через день
в) когда нечем заняться
2. По сколько часов играешь?
а) 2-3 часа, ну больше
б) час ну или 2 часа (когда заиграюсь)
в) не более часа
3. Сам ли ты выключаешь компьютер?
а) в большинстве случаев по требованию родителей, или если очень сильно устану, а бывает, совсем не выключаю
б) когда как, иногда даже сам выключаю компьютер
в) конечно сам и по своей воле
4. Когда есть время, ты его тратишь на ...
а) конечно на компьютер на что же ещё
б) ну не знаю, всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть)
в) вряд ли сяду за компьютер
5. Прогуливал ли ты работу, учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?
а) да прогуливал, и что здесь такого
б) ну было пару раз, да и то не такое важное событие
в) нет
6. Часто ли ты думаешь об компьютере или играх на компьютере?
а) да постоянно
б) ну пару раз на дню вспоминаю
в) редко, почти не вспоминаю
7. Какую роль для тебя играет компьютер?
а) всё, или почти всё
б) ну значит много, но ещё есть много вещей, которые для меня много значат
в) да ни какой роли он для меня не играет
8. Приходя домой ты первым делом...
а) сажусь за компьютер
б) всегда по-разному, могу и сесть за компьютер
в) ну уж точно не сяду за компьютер
Приложение 2

Памятка по работе с компьютером, для предотвращения игромании

С целью минимизирования негативного воздействия излучения компьютерного оборудования и возникновения компьютерной зависимости можно пользоваться следующими советами.
1. Пользуйтесь высоким вертящимся стулом с удобной спинкой.
2. Располагайтесь удобно перед компьютером. Ноги должны быть согнуты под прямым углом.
3. Компьютер надо устанавливать так, чтобы на экран не падал прямой свет (прямой свет отсвечивается от экрана, что вызывает дополнительную нагрузку на глаза).
4. Оптимальное расположение при работе боком к окну, желательно левым.
5. Располагайтесь за компьютером так, чтобы расстояние до дисплея было не менее 50 см. Монитор, клавиатура и корпус компьютера должны находиться прямо перед вами, а не сбоку! Пусть верхний край экрана будет на уровне глаз или чуть выше. При диагональном расположении монитора вам придется постоянно вертеться на стуле. От этого неизбежно пострадает осанка.
6. Монитор должен работать с частотой не менее 75 Гц. Слабо мерцающий монитор значительно снижает нагрузку на зрение. Минимум необходимого разрешения 800 x 600, опускаться ниже этого предела опасно.
7. Шрифт на экране не должен быть слишком мелким, размытым или цветным, а фон светлым: цветные шрифты и фон «плывут» и не дают отчетливого изображения: шрифт рекомендуется темный, фон светлый. Не рекомендуется использовать в шрифтах и фоне зеленый, красный, желтый и оранжевый цвета, так как они не дают четкого изображения.
8. Мелкий шрифт вреден для глаз. Задайте масштаб изображения 120–150 %.
9. Монитор должен находиться от вас на расстоянии 60–70 см и на 20° ниже уровня глаз.
10. Не забывайте время от времени моргать. Рекомендуется почаще моргать, при моргании вырабатывается защитный фактор слеза.
11. Следите за осанкой: не сутультесь и сильно не наклоняйтесь к экрану, клавиатуре.
12. Регулярно протирайте экран специальным раствором.
13. Через каждые 20–30 мин. работы за компьютером следует делать перерыв. Устраивайте глазам физкультурную паузу, делайте гимнастику. Короткие, но регулярные переменки гораздо эффективнее, чем долгие и беспорядочные. Во время перерыва лучше не находиться у монитора. Без перерыва работать за компьютером можно не дольше 2 ч. Для детей оптимальное время непрерывной работы на компьютере: для старшеклассников 25–30 мин., для учеников 7 8-го классов еще меньше: 15–20 мин., для детей младшего школьного возраста не более 10 мин. После этого необходим перерыв на 10 мин. для разминки и гимнастики для глаз. Разминка включает потягивания, вращение головой, наклоны туловища в разные стороны. Гимнастика для глаз предполагает круговые движения глазных яблок, смещение взгляда в разных направлениях, перевод взгляда с близких объектов вдаль, легкий массаж век.
14. Помните, что занимаясь с компьютером, не надо «отдыхать» у экрана телевизора, ведь это дополнительная нагрузка не только на орган зрения, но и на нервную систему.
15. Если почувствовали усталость и боль в глазах, закончите работу и отдохните. По рекомендации офтальмологов (глазных врачей) общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать 4 ч.

Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком

1. Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
2. Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5-2 часов.
3. Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.
4. Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается.
5. Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ к нему без разрешения родителей.
6. Не усаживайте ребенка за уроки сразу после общения с компьютером и не разрешайте смотреть телевизор: пусть хотя бы на четверть часа он выйдет на свежий воздух, а вы тем временем проветрите комнату.
7. Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменило живое общение ребенка со сверстниками. Наоборот, пусть компьютер помогает этому - скажем, набрать и отпечатать пригласительные билеты на домашнее торжество, поздравительный адрес, генеалогическое дерево вашей семьи.
8. Работая с компьютером, через 30-40 минут делайте небольшие перерывы, во время которых полезно посмотреть на деревья, аквариумных рыбок.
9. Работа ребёнка за компьютером должна носить исследовательский характер. Используйте информационные технологии как средство познания и изучения мира, адаптации ребёнка к меняющимся условиям бытия.









13PAGE \* MERGEFORMAT141115




Рисунок 1 Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий