ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Консультация для педагогов:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель Караваева С.В. февраль 2018г.
Когда я готовила эту консультацию, то мне не глаза попались очень хорошие слова В.А.Сухомлинского. Хочу начать с них.
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Мы являемся неотъемлемой частью природы. Основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе и окружающему миру, закладываются в дошкольном детстве. И первым звеном системы непрерывного экологического образования, я считаю, самым главным, является детский сад.
Основная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, уметь бережно распоряжаться её богатствами.
У детей дошкольного возраста преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится театрализованной деятельности. Сказки в детях воспитывают культуру поведения, бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Для дошкольников важно узнать о проблемах дикой природы из уст самих обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Сказки с экологическим содержанием отличает то, что именно они несут в себе достоверную, научную информацию. В интересной сказочной форме дают представления о закономерностях природы, о том, что их нарушение может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. К таким произведениям можно отнести «Сова» В. Бианки, «Русачек» Н. Романовой, «Большое чудо» Н. Павловой и другие.
Формированию первых понятий о единстве человека и природы помогают такие приёмы, как чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации.
Важное место в экологическом воспитании занимает игра — сюжетная или подвижная. Ребятам очень нравится иммитировать движения животных со звукоподражанием. Кроме сказок я использую другие произведения фольклора, стихи, стараюсь обыгрывать их с детьми.  Первые сказки, которые мы сами обыгрывали с детьми ещё в первой младшей группе, это - «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
В детском саду проходят различные тематические недели. Например: «Фрукты и овощи». На такие занятия можно пригласить Деда из сказки «Репка». Вспомнить сюжет самой сказки. И познакомить ребят с другими овощами и фруктами, которые дед вырастил в саду и огороде. Мы с ребятами с закрытыми глазами обследовали их руками и даже пробовали на вкус. Игра «Угадай, что это?»
  Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Ребята вспоминают других домашних животных, называют их детёнышей. Даю возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их. На занятии по конструированию строим им загоны, сараи. Рисуем, лепим, ребята сами подражают их действиям и звукам.   Особенность театрализованной игры состоит в том, что дети в старшем дошкольном возрасте в играх уже начинают меньше изображать деятельность взрослых (с/р). Их начинают увлекать игры из литературных произведений с элементами драматизации. Детей увлекает правдивое изображение сюжета, текст они могут импровизировать.  Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является началом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.   Эти игры очень близки. В с\р игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре из готового источника (литературно-художественного). В с\р игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с\р игре является как бы личной и не может быть представлена для показа зрителю. А в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.   Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий: * приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых (см. слайды). Ребята нашей группы посещают театр, который приезжает регулярно к нам в детский сад. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. * Нужно осознанно выбирать художественное произведение для работы. Стараюсь выразительно, искренне и эмоционально прочитать, а затем с ребятами провести по нему беседу. Доступно пояснить содержание, и средства выразительности. * Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. У нас на занятиях они присутствуют. Мы беседуем с ребятами о мимике, выражении лица какого-либо персонажа на иллюстрации. («Почему он весёлый?», «Кто из героев грустный и как вы думаете, почему?» и др.).
3 недели назад к нам на занятие по худ. творчеству приходил Петрушка. Я рассказала им об истории этого героя. Дети рассмотрели иллюстрации, где он изображён в разных костюмах,в процессе танца. А потом ребята сами примеряли колпаки Петрушки, которые нам любезно предоставила музыкальный работник Людмила Николаевна, и попытались потанцевать. Тема аппликации была «Петрушка танцует у ёлки». Ребята назвали деревья, растущие в нашем лесу.
Очень понравился нам этот герой и на прошлой неделе на занятия по окружающему миру он вновь порадовал ребят. Тема была «Колокольчики». Ведь у него на колпаке они тоже есть, и он рассказал ребятам об истории колоколов на Руси, ребята посмотрели слайды. И сравнили по звучанию колокольчики с деревянными ложками. Петрушка поиграл с ними в игру «Угадай, в какой стороне звенит?».
На некоторые занятия по ФЭМП к нам приходит Мудрая Сова. Ребята очень радуются, когда она хвалит активных ребят, даёт советы всем остальным. Они всегда её ждут, спрашивают, придёт ли сегодня? Когда она приходит, можно поговорить на любую тему о лесе: «Птицы», «Растения», «Животные» и мн. др.
Используем настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. На занятии по теме «Пожарная безопасность» к нам приходила кошка. Ребята очень активно с ней беседовали. Объясняли правила ПБ. (в 1 младшей гр.)
* Конечно предоставляю детям возможность самовыражаться в своем творчестве – они сами сочиняют сюжеты, придумывая и разыгрывая их на ходу. И даже оформляют сами.
Часто используем игру «Пантомима», где ребята показывают различные предметы (утюг, тарелка, солнышко и т. Д.) . а другие ребята пытаются угадать. Получается не всегда. Но зато поднимается настроение.
Используем любые моменты в жизни группы для упражнений в различном
изображений эмоций (я показывала на семинаре), интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т.д.) Некоторые методики использую в экологическом воспитании, которые показывала на семинаре:
Креативная гимнастика (умение творчески выражать движения с превращениями под музыку).
Упражнения:
«выразительная ходьба» - усталость, страх, бодрость, расслабленность.
«создай образ предмета» - вхождение в образ различных животных.
В дыхательной гимнастике – используем воображаемые предметы (снежинки, цветы, листочки с деревьев).
Сказкотерапия включает в себя театрализованное представление детей или детей со взрослыми, где происходит олицетворение, обыгрывание, перевоплощение в сказочных героев, в том числе растений и животных.
Ребята часто обращаются в театральную зону, к уголку ряжения. Который мы обязательно будем пополнять.
На следующей неделе у нас родительское собрание. Где этот вопрос один из главных. Привлекать родителей к совместному изготовлению атрибутов, костюмов.
В заключение своих слов скажу. Что действительно – значение театрализованной деятельности огромно. Она выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.   Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений.  Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.  В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. 
Экологическое воспитание через театрализованную деятельность несет в себе серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к природе, показать правила отдыха, вред от производств, которые загрязняют все вокруг. У детей развивается зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.
Используемая литература: 1. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Изд. Москва 2008г. 2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002. 3. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград, 2008. 4. Экологические проекты в детском саду / Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Изд Учитель 2008 5. Детские Экологические театры. Вологда, 2007г
Игра-пантомима«Сугроб»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Дети имитируют движения по тексту.
На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.
— Почему река исчезла в озере?
 Игра-пантомима«Медвежата»
Цель: развивать пантомимические навыки
А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.
Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!
Пантомима«Утренний туалет»
Цель: развивать воображение, выразительность жестов.
Воспитатель говорит, дети выполняют
— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!
Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите
без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

Приложенные файлы


Добавить комментарий