План конспект по музыке на тему портрет в музыке и живописи 6 класс


КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ


Учитель:Ан Надежда Васильевна


Тема урока: «Портрет в музыке и живописи»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.
Планируемые результаты
Метапредметные: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства; воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
Предметные: воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. воспитывать нравственно - эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы) по средствам восприятия произведений М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия».
Личностные: развивать образное восприятие и самостоятельность мышления; формировать готовность строить логическое рассуждение и делать выводы.
Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, презентация, аудиозаписи произведений.

Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
Музыкальный материал
УУД (конкретно)

1. Организационный момент (2 минуты)
Добрый день, меня зовут Ольга Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок музыки.
(Распевание-приветствие)
О чем вы говорили на прошлом уроке?
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы проверим ваши знания с прошлого урока.
Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют, отвечают на вопросы.

Л: проявление эмоциональной отзывчивости.

2.  Актуализация знаний.
(5 минут)

 
(проверка домашнего задания)
С какими романсами вы познакомились на прошлом уроке?
Что такое романс?
Погружаясь в мир чарующих созвучий, талантливый исполнитель романса словно сливается с образом лирического героя, передает тончайшие художественные оттенки произведения. Воображение слушателя начинает «откликаться» на поэтически одухотворенное чувство, запечатленное создателями романса - композитором и поэтом. Вот почему шедевры русского романса устанавливают незримые связи между композитором, исполнителем и слушателем и оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.
Что такое песня?
Что общего у романса и песни?
Отвечают на вопросы.

Форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией.

Романс и песня относится к жанру вокальной музыки.

Л: проявление эмоциональной отзывчивости,
П: способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

3. Пение. (10 минут)
Сегодня мы с вами разучим новую песню. Послушайте ее.
ВХР
Вокально-хоровые трудности
Методы и приемы

удержание интонации на одном звуке
собственный показ, показ звуковысотности

сложный ритмический рисунок (слезинки нежданно блеснули в глазах)
проигрывание мелодии, собственный показ, прохлопывание ритма

замыкание согласных на конце слов
собственный показ

Какой поэтический образ изображен в этой песне?
Дети поют песню.
Ответы детей.
«Отзвенело лето»
«Мой добрый учитель»
Р:корректировать собственное исполнение;
К: осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве;
Л: личностное отношение при восприятии музыки.

4.  Изучение нового материала.
(5 минут)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Прочитайте стихотворение, оно - эпиграф к нашему уроку.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства сегодня пойдет речь?
А как вы думаете, какое еще искусство может нарисовать портрет?
Сформулируйте, тему урока.
Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета.
Поэзии и музыке созвучны полотна русских живописцев. Атмосфера портретов переносит нас в мир России Пушкинской эпохи. Женские портреты Боровиковского, Рокотова, Орлова также чисты и прозрачны, как музыка и стихи романсов. Умные и благородные лица тех, кому посвящали свои поэтические и музыкальные посвящения, запечатлели художники.
Сегодня мы с вами рассмотрим несколько портретов известных русских художников, на написание которых их вдохновил женский образ.
(Владимир Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»;
«Федор Рокотов «Портрет Струйской»; Пимен Орлов «Женщина в сиреневом платье»)
На слайде вы видите портрет Боровиковского, на котором изображена Мария Ивановна Лопухина, из графского рода Толстых.
Внимательно посмотрите на портрет. Как художник раскрыл образ Марии Лопухиной? Какие особенности вы заметили?
Лопухина изображена на фоне пейзажа - окружение помогает раскрыть образ. Боровиковский показывает не общественное положение Лопухиной, а личные черты её характера: живой ум, ироничность, нежность, сознание своей женской привлекательности.
Через сто лет русский поэт Я. Полонский написал об этом портрете:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Прозрачный, как будто сотканный из воздуха и света портрет Струйской – самая известная работа кисти Рокотова. Но не только красавица Александра Струйская вдохновила художника, его замечательный портрет вызвал поэтический отклик у Николая Заболоцкого.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Как вы думаете, раскрывает ли стихотворение и портрет образ Александры Струйской? С помощью чего?
Этот портрет, не случайно называют «Русская Джоконда». Многие исследователи творчества Рокотова отмечают, что взгляд Струйской на портрете как бы направлен внутрь, молодая женщина задумалась о чем-то важном для нее, очень значимом. Именно этот взгляд одухотворяет все лицо Александры Петровны, делает его особенно прекрасным, отражает богатый духовный мир этой женщины, ее глубокий ум.
Посмотрите на следующий портрет. На нем изображена работа Орлова «Дама в сиреневом платье».
С большой теплотой и любовью художник написал овал лица, по-детски припухлые губы и доверчивый, чуть печальный взгляд больших прекрасных глаз. От своего учителя Карла Брюллова, Орлов перенял строгую ясность и уравновешенность композиции, благородство живописи, мягкую певучесть линий образа.
А теперь подумайте, что объединяет эти портреты?
Дети внимательно слушают новую тему, отвечают на вопросы.

О портрете
Музыка.
Портрет в музыке и живописи.



 
П: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами,
Л: проявление эмоциональной отзывчивости.

5.Организация слушательской деятельности.
(15 минут)
Не только художники и поэты изображали образы прекрасных дам в искусстве. Как вы думаете, сможет ли музыка также нарисовать образы портретов, с которыми мы познакомились? Сегодня мы обратимся к знакомым вальсам и попробуем дать характеристику каждому из них.
Сейчас мы послушаем уже знакомый вам романс «Я помню чудное мгновенье», а вы слушайте внимательно, какие характеристики можно дать музыке.
Какие характеристики можно дать этой музыке?
Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.
На сколько частей можно разделить романс?
Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
Сейчас мы познакомимся еще с одним произведением М. Глинки, оно называется «Вальс-фантазия».
Слушайте внимательно, как звучит музыка этого вальса?
«Вальс-фантазия» - это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма.
Музыка в произведении звучит как взволнованная речь. Интонации «вопросов» и «ответов» делают музыку необычайно выразительной, говорящей. Музыка раскрывает не только образ самого композитора, но и образ той, кому посвящены эти произведения.
Вальс глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее.
Подумайте, почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?
В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» - на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?
К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?
Теперь ответьте на вопрос, что роднит романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс фантазию»? А что различает?
Можно ли романс и вальс Глинка назвать музыкальными портретами? Почему?
Этот романс и вальс-фантазия были сочинены под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери А. П. Керн, которой посвятил Пушкин своё стихотворение.
Дети внимательно слушают произведения, отвечают на вопросы.


Это исповедь сердца композитора, его переживания

На 3 части.




Музыка звучит как взволнованная речь.










М. И. Глинка «Я помню чудное мгновенье»


М. И. Глинка «Вальс-фантазия»
























П: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами,
Л: проявление эмоциональной отзывчивости,
Л: импровизировать в характере жанра.

6.  Рефлексия деятельности
(Итог урока 3 минуты)
Ребята, ответьте на несколько вопросов по пройденной теме:
С помощью каких видов искусства в XVIII веке раскрывали портретные образы?
С какими портретами мы сегодня познакомились?
Музыку какого композитора мы с вами сегодня слушали?
Что объединяет произведения Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Фальс-фантазию»?
Вы молодцы, хорошо поработали, до свидания.
Домашнее задание: Выберите любой портрет и подберите к нему музыкальное произведение или романс на стихи русского поэта.
Ответы детей.

 

 
Л: Личностное отношение при восприятии музыки.


Жђ Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий