Научно-исследовательская работа Баргажан буряадуудай хубсаhан


Тема: «Возрождение традиционного костюма баргузинских бурят
как способ культурного самовыражения»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Сегодня, в век глобализации, развития и «окультуривания» мира, проблема этнической мобилизации и самоидентификации народов и этнических групп является одной из самых значимых. Одним из способов культурного самовыражения является наличие национального традиционного костюма и поддержание его в актуальной форме.
Бурные исторические события XIX-XX вв., смена этнического окружения, коренные изменения, произошедшие в жизни бурятского этноса за годы советской власти, к сожалению, способствовали быстрой замене традиционной одежды костюмом городского типа и утрате самобытного костюма. В свете этого проблема возрождения и реконструкции традиционной одежды как одного из проявлений культуры приобретает актуальное звучание и требует дальнейшей активизации исследований.
В настоящей работе нами предпринята попытка доказать наличие собственного костюмного комплекса у баргузинских бурят, показать его отличительные признаки как важный признак баргузинских бурят как этнотерриториальной группы в составе бурятского этноса.
Таким образом, целью нашей исследовательской работы явилось выявление, описание и реконструкция традиционной одежды баргузинских бурят. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
-изучить исторические документы, культурологические источники об этнотерриториальной группе баргузинских бурят.
-выявить и обосновать этногенетические истоки традиционного костюма баргузинских бурят;
- проанализировать покрой костюмных комплексов и их характеристики;
- выявить структуры костюмного комплекса и функций его элементов.
Объектом исследования является традиционный костюмный комплекс баргузинских бурят.
Предметом исследования является восстановление (реконструкция) традиционного костюмного комплекса баргузинских бурят.
 Степень изученности темы
В научной литературе и в практическом использовании на сегодня отсутствуют утвержденные виды баргузинского традиционного костюма, покрои и эскизы, что порождает различные толкования и несоответствия.
В работе использовались методы, применяющиеся в историко-культурных исследованиях. При изложении и изучении материала применялся метод научного описания. Для выявления генетических истоков нами использовался сравнительно-исторический метод, а при сравнении с костюмами и их функциями других районов применялся сравнительно-типологический подход. При рассмотрении традиционного костюма как определенной структуры со своими компонентами, каждый их которых выполняет свою функцию, были применены методы структурно-функционального анализа.
Источниковедческая база
Для исследования и выявления традиционной одежды баргузинских бурят был привлечен широкий круг источников.
К первой группе относятся источники теоретического и специального этнографического характера, которые привлекалась для выявления и обоснования этногенетические истоки традиционного костюма баргузинских бурят. Это работы акад. Окладникова А.П. «Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.), «Путевые заметки» М.Спафария, «Летописи баргузинских бурят» (1887 г.), Ц.Б. Цыдендамбаева,  «История баргузинских бурят» (1887г.), написанной тайшой  баргузинских бурят Цыдыбжабом Сахаровым, Н.Н. Поппе и А.И.Вострикова «Летопись баргузинских бурят»(1935г), Румянцева Г.Н. «Родоплеменной состав верхоленских бурят» (1951, Вып. 12), Балдаева С.П. «Бурятские свадебные обряды» (1979), «Сокращенная история Баргузинских бурят с присовокуплением документов» (1998 г.) Ц. Цыреновым, Бабуева С.Д. «О родовом составе ольхонских бурят» (1989), Нимаева Д.Д., Нанзатова Б.З. «Родоплеменные и этнотерриториальные группы бурят в XVII-XIX вв.» (2004).
Вторую группу представляют исследования современных молодых ученых, содержащие конкретные материалы- описания бурятского костюма или его изображения. Это работы исследователей бурятского народного костюма: Р.Д. Бадмаевой, Аксеновой Н. В., Дагдановой М.Б. и др.;
К следующей группе источников относятся воспоминания, материалы бесед со старожилами, живущими в Курумканском районе; фотоматериалы архивов и специальных сайтов сети Интернет (Исторический музей Республики Бурятия; Иркутский краеведческий музей; Этнографический музей Республики Бурятия).

Глава I. Теоретическая часть.
1.1 Этногенез баргузинских бурят: выходцы с верховий Лены и Куды
Непосильное обложение ясаком бурятских родов, рост населения и столкновения с эвенками из-за охотничьих угодий привели к миграции отдельных эхиритских и булагатских групп на восток — к Байкалу. В поисках новых, благоприятных для жизни мест бурятские племена с острова Ольхон и Верхнеленского острога продвигаются в Баргузинскую котловину. В «Летописях баргузинских бурят» (1887 г.) Ц.Б. Цыдендамбаева говорится: «Баргузинские буряты перешли в Баргузин из Иркутской губернии Верхоленского округа с урочища Анги в 1740-х годах». Также в «Истории перекочевки в Баргузин в 1740 году баргузинских бурят с севера Байкала под предводительством Ондрея Шибшеева» (1887г). Цэдэбжаба Сахарова читаем: «Рассказывают, что прошло около 150 лет с тех пор, как баргузинские буряты, перекочевав в Баргузин немного ранее 1740 года из урочища Анга, Верхоленского округа Иркутской губернии с северной (стороны) Байкала, продолжают жить (в Баргузине). Правдивость этого подтверждается тем, что существует указ данный 16 апреля 1745 года селенгинским воеводой бригадиром Якобием господину баргузинскому приказчику о том, чтобы бурятам, прибывшим из урочища Анга, отрезали землю по Баргузину».
На сайте «Путь предков. Угай зам» автор В.Б.Будаев, эхирит, борбиншо хэнгэлдэр эсэгэ, в выпуске № 41«Из истории баргузинских бурят. Сахар Хамнаев. Часть III» пишет, что «летописные материалы о верхоленских бурятах, об их первоначальном заселении баргузинской долины, позволяют составить представление о временной и количественной характеристиках этого процесса».
В «Кратком сказе о старинной истории баргузина» утверждается, что «после 1661 года в местности Ярикта некоторое время проживали «несколько семей» абзаевцев». В «Краткой истории образования баргузинских бурят (шифр М-1-376) сообщается, что «в 1700-ых годах в той же Ярикте поселились 20 семейств булагатов». И те, и другие, пишут неизвестные авторы, возвратились на прежние места обитания. В 1720-х годах первыми на постоянное жительство в Баргузине определились галзуты. Несколько позже, начиная с 1730-х годов, в баргузинской долине обосновались представители шоноевского и хэнгэлэровского родов. Переселенцы на новую родину прибывали родовыми группами. К 1786-ому году, сообщается в хронике М-1-384, «в этническом составе баргузинских бурят были представлены все восемь ныне известных кровнородственных групп - хэнгэлдэровцы, шоноевцы, баяндаевцы, абазаевцы, галзуты, эмхэнуты, сэгэнуты, булагаты».
На происхождение баргузинских бурят из Верхоленского района указывается уже в статье “О баргузинских подгородных братских”, напечатанной в июне-июле 1787 года в “Новых Ежемесячных Сочинениях” Академии Наук и являющейся первым печатным известием о баргузинских бурятах (см. Нов. Ежем. Сочин., часть XII, июнь 1787, стр. 71). То же самое говорит и Н. Ц-Ж. Сахаров в своей статье “Об инородцах, обитающих в Баргузинском округе” (см. текст, стр. 37). Однако М.Н. Богданов пишет, что “Баргузинские буряты, по языку весьма близки к бурятам Кудинской степи и острова Ольхона. По преданию, они перекочевали на реку Баргузин с острова Ольхона шесть поколений тому назад” (см. “Очерки истории Бурят-монгольского народа”, Верхнеудинск, 1926, стр. 76). В подтверждение М.Н. Богданов ссылается на очерк Н. Разумова и И. Сосновского “Население, значение рода у инородцев и ламаизм” (“Материалы комиссии Куломзина для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области”, вып. 6), в котором действительно такое предание приводится (ук. соч., стр. 2-3). Но в нем не говорится определенно, что буряты перекочевали на Баргузин именно с о. Ольхона, а говорится более широко: “Шесть поколений тому назад (около 300 лет) перекочевали сюда с острова Ольхона (на оз. Байкале), и, вообще, с западной стороны озера Байкала, 5 родов бурят” (см. ук. соч., стр. 2-3). Переселенцы с о. Ольхона действительно были среди баргузинских бурят, как сообщает и Ник. Ц.-Ж. Сахаров, но, видимо, несколько позднее, на что указывает сохранение ими шаманства (см. текст, стр. 40). Вероятно, упомянутое предание было записано со слов их потомков.
Эти данные подтверждаются словами знатока истории родного края, доктора филологических наук, профессора Ж.С.Сажинова[12]. В состав верхоленских бурят входят такие малые племена (роды), как шоно, абазай, олзон, баяндай, худаг-саган, хадалай, бура, хамнагадай, бахай, хоёбо, нэхэлэй, содо, хэрмэ, булуй, балтагай, басай, харятай, хурай, эмхэнуд, алагуй, хухурдай, миндалхай, хурхуд, харануд, саган, хоридой, нагатай, галзуд, нохойуруг, хуацай, шарайд, сэгэнуд, тугуд, хайтал, торгоуд, боронуд, зунги, булга уруг, булгадай, минган, алаг, богол, нетун, согол, оторши, эрен, дэглэй, лавхай, сазагай, дарбай.
Таким образом, мы сегодня с полной ответственностью смеем утверждать, что 8 родов баргузинских бурят являются выходцами с верховий Лены и Куды и ее притока Мурина, которые относятся к булагатским, хонгодоровским и эхиритским родам, а также сопутствующим им осколкам сэгэнудов, галзудов и других малых племен бурят верховий Лены и долины Куды. [8,10].
1.2 Этногенетические истоки традиционного костюма баргузинских бурят
Нами изучен широкий круг исторических документов: дневниковые записи (Н.Спафария) путешественников и дипломатов, оставленные в XVII - XVIII вв., исследования именитых ученых, устные записи (Ж.С.Сажинова), свидетельствующие об этногенетических истоках баргузинских бурят.
В связи с тем, что баргузинские буряты имеют общие этнокультурные корни с верхоленскими бурятами родов эхирит и булагад, мы приходим к выводу: весь комплекс традиционного костюма баргузинских бурят должен иметь сходство с предбайкальскими бурятами и отличаться от традиционной одежды хоринских бурят. Данный вывод подтверждается и современными исследованиями молодых ученых. На основе изученных материалов нами составлена таблица различий традиционных костюмов Забайкалья и Предбайкалья, откуда пришли баргузинские буряты.  
Таким образом, мы видим из таблицы видно, что традиционные костюмы сохранили родоплеменные и территориально-локальные особенности, характерные для той или иной группы бурят и отличаются друг от друга дифференцирующими элементами.
Глава II. Практическая часть.
Также нами проведены полевые практические работы по сбору информации со старожилами района. Ветеран педагогического труда Сонголова Екатерина Галсановна, учитель Улюнханской средней школы, поделилась с нами огромными знаниями о выкройке и шитье национальной бурятской одежды, дала нам эскизы различных мужских и женских комплексов одежды. Ветеран труда Евдокия Музиевна Дондупова, 1938 года рождения, рассказала нам о шитье традиционной бурятской обуви. Рассказы Жигжитова Бошигто Дымбреновича о бурятском дэгэле, также воспоминания ветерана педагогического труда Хурхесовой Дышигмы Шойнхоровны о традиционной бурятской шапке оказали ощутимую помощь в восстановлении традиционной женской одежды баргузинских бурят. Бесценной находкой являются убэлэй дэгэл и хабар-намарай дэгэл, принадлежащие Чойбоновой Сойжид Нясуевне (1891-1973гг.) и сшитые ее руками в 50-х годах 20 века. Дэгэлы сегодня бережно хранятся у ее внучек Батуевой Софьи Жамсарановны и Светланы Жамсарановны.
Так, по словам информаторов, мужские и женские дэгэлы имеют две полы - верхнюю (урда хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ, выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой[3,7]. Одежду из тканей шили способом хyшэжэ - «иглой вперед». Один кусок ткани нашивался на другой, затем кромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась. Как у мужского, так и у женского халата расположение застежки было одинаковым: у левого борта и лифа на правом плече [3,7]. Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, и менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.
2.1 Традиционный женский костюм баргузинских бурят
В комплексе верхней женской одежды можно выделить два вида: традиционная одежда (тэрлиг, дэгэл) и платье, появившееся под влиянием русских, причем оба вида носятся с безрукавкой. Комплекс состоял из рубахи глухого типа (армаахи, урбаахи), штанов с широким шагом (yмдэн).
Верхняя женская одежда зимняя (hамган дэгэл)
Верхняя одежда девушек и пожилых женщин разительно отличалась от верхней традиционной одежды замужних женщин, она повторяла покрой мужской одежды и была неотрезной по линии талии, с цельнокроеными рукавами.
Во время полевых работ нами найден экземпляр верхней одежды пожилой баргузинской женщины. Зимний дэгэл темно-серого цвета, сшитый в 50-х годах Чойбоновой Сойжид Нясуевной с 1891 года рождения. Дэгэл сшит на основе выделанной овчины с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части верхней полы, но с неглубоким запахом. Дэгэл прямого фасона, талия не выделяется, лиф прямой, подол чуть расклешенный. Рукава неотрезные, сужающиеся книзу. Покрой рукавов отличается цельностью, проймы и окаты рукавов узкие. Концы рукавов и лиф (энгэр) акцентированы полоской-нашивкой в 6-7 см оттеночного зеленого цвета даалимба. Украшением зимнего дэгэла является отложной воротник из выдры – халюун заха (см.Прил. Фотография 1).
Данный экспонат является прямым подтверждением этногенетических корней баргузинских и верхоленских бурят. По мнению исследователя Бадмаевой Р.Д., у верхоленских же буряток воротник дэгэла был в два раза шире (из меха) и его длина примерно на одну треть была короче обхвата шеи, т.е. концы воротника не сходились у яремной впадинки, тогда как у забайкальских бурят обрабатывался декоративной тесьмой и его длина равнялась обхвату шеи.
Также отличаются крой и оформление рукавов (хамсы) в верхней одежде замужних, проявлялись различия и в длине рукавов и оформлении их концов: рукава одежды у верхоленских женщин, которые носили рукавицы, рукава часто оформлялись как просто отвороты и концы рукавов отделывались аналогично подолу, срезам борта и энгэру (полосами парчи, шелка, бархата и меха). Длина верхней одежды также имела отличия: она доходила примерно до середины икры, соответственно и длина безрукавок была до уровня колена. Запах верхней одежды женщин эхиритских бурят был не таким глубоким, как у забайкальских(см.Таблица 2). .
По словам нашего информатора Сонголовой Екатерины Галсановны, «эхэнэр бусаhа шадаха соогоо гоёохо ёhотой». Поэтому богатые женщины вырез грудной части украшали широкой, занимавшей почти всю грудь нашивкой из пластины меха выдры (ширина 18-20 см), полосками тонкого сукна и шелка, бархата и меха, который характерен только для верхоленских бурят. Такая же декоративная нашивка проходила по низу и бокам подола. Подол собирался в сборку («хормойнь хуняадаhатай байгаа»).
Верхняя женская одежда летняя (hамган дэгэл)
Одним из наиболее отличительных элементов женской одежды являлась безрукавка. Она была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов проживания бурятских родов и племен. 
Длиннополая безрукавка дэглээ, отрезная в талии. Безрукавка по шву на талии, по краям пройм и подола украшалась нашивками полос сукна, перламутра и металлических пластин. Отдельно выделялась опояска на спине. Она имела металлические подвески и называлась оноо. Иногда использовали вышивку и аппликацию.
Безрукавка была длиннополой и называлась дэгэлэй дабхаса, дэглэй, при выполнении домашней работы заменялась на платок.
По мнению исследователя Дандаровай М.Б., в женском костюме Предбайкалья существовали только длиннополые безрукавки двух типов: первый – это безрукавка дэглээ (дэрэлээ, дэгэлэй дабхаса), отрезная по талии с разрезом сзади, короче халата примерно на ширину отделки подола(см.Прил. Эскизы Сонголовой Е.Г.). Безрукавки первого типа были характерны для бурят племени эхирит, этнотерриториальным группам верхоленских и баргузинских бурят. Второй тип - неотрезная по талии, без разрезов хубайси (хупаатхи - аларск.), длиной до уровня колена – был характерен для бурят племени булагат и хонгодор.
Специфическим было для безрукавок обоих типов оформление горловины: она выкраивалась мысиком или же практически отсутствовала как таковая (линия горловины спинки от плечевого шва плавно переходила в линию борта), а в Забайкалье оформление горловины – круглое.
Были выделены отличия в крое женских безрукавок: у восточных бурят присутствовала отрезная по талии безрукавка, аналогичная верхоленской дэглээ, которая именовалась морин уужа и отличалась по длине. Она достигала щиколоток и шла практически вровень с халатом (дэгэл - верхняя одежда), хотя в одежде забайкальских бурят присутствовала и короткая уужа (тактар - оодон уужа).
Наиболее заметным этноразличительным признаком являлись монеты хадалга (или перламутровые пуговицы эржэн), нашиваемые на борта безрукавок, тогда как восточные буряты подобное не практиковали (см.Прил. Эскизы Сонголовой Е.Г.). Если на неотрезные по талии безрукавки хубайси (у булагатов и хонгодоров) монеты (пуговицы) нашивались на срезы борта от линии горловины примерно до линии талии (плюс иногда 1-3 шт. у подола), то на отрезных дэглээ (у эхиритов) они нашивались также на спину (группами по 2-3 шт.); по линии же талии пришивали прямоугольные металлические пластины с насечкой. Дэглээ застегивались на одну пуговицу у ворота (см.Таблица 2). 
Длиннополые безрукавки были свойственны только комплексам замужних женщин. Девушки верхоленских бурят безрукавок не носили, в то время как у восточных - надевали короткие. Пожилые женщины верхоленских бурят безрукавки носили только по торжественным случаям и при отправлении ритуалов; а старые женщины шабганса Забайкалья носили халаты мужского покроя, подпоясанные кушаком, а безрукавка отсутствовала.
Костюм дополняли наспинно-накосные украшения уhэн саажа, тумэр саажа, hиихэ-мвер с сердцевидным узором в основе, нагрудные хоолобшо, алтан, височное hабига. Комплекс был характерен для верхоленских (значит, баргузинских) бурят.
Верхняя одежда молодых девушек
Детская одежда и для девочек, и для мальчиков была одинаковой и повторяла крой мужского халата, т.е. прямой, не отрезной по линии талии, рукава цельнокроеные - регланом. До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делали из далембы, нарядные из шелка в полоску. По словам Сонголовой Е.Г., «басаган дэгэл 10-тай болотороо хубуунэй шэнги байгаа».
При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа. Платье становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма тууза закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Разнообразной была прическа, которая всегда служила признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду. Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась. В 13-14 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках (шанха). На затылке из оставшихся волос заплетали 1-3 косы (гэзэгэ). Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 15-16 лет на гэзэгэ надевали украшение саажа, а на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы - юбун. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов.
Традиционный головной убор невесты
У баргузинских бурят невеста также приезжала на свадьбу в девичьей одежде, и уже на свадьбе после поклонения онгонам и огню рода жениха ей надевали длиннополую безрукавку (дэглээ). Причем она приезжала как просватанная (бэри) с девичьей прической: на макушке заплеталась коса саажа и четыре косички на висках. На темени укреплялось украшение юбун, а коса саажа, спускавшаяся с макушки на спину, наряжалась одноименным украшением. На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы - обряд назывался уhэ заhаха (переплетение волос). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывали гребнем матери жениха. По словам информатора Сонголовой Е.Г., «басаган хадамда ошоходоо 6 гэзэгэеэ 2 болгожо гурээд, тулам оёдог байгаа». Эти косички и юбун носили до рождения первого ребенка..
Традиционные женские головные уборы
Ношение головных уборов девушками и пожилыми женщинами строго не регламентировалось: девушки носили шапку бортого , тоорсог малгай или же русские платки, чаще же всего ходили с непокрытой головой; а пожилые женщины - халюун малгай, биизга малгай и тоорсог, под головные уборы надевали платки, повязанные концами назад. По мнению исследователей, существовала вязаная шапочка в виде колпачка - шар, шаровка, которая почти исчезла к концу XIX в. Позже эта шапка была заменена головным убором типа кубанки.
Зимнюю шапку типа кубанки можно было сшить из выдры, соболя, мерлушки (булган, халюун, хониной, ангай арhан), была очень распространена у баргузинских бурят и носили зимой с выходным костюмом. Невысокая (10-12 см) шапка из прямого куска ткани с круглым плоским верхом, богата украшенная мехами соболя, выдры (см.Прил.Воспоминания Хурхесовой Д.Ш.). (см.Прил. Фотография 2.Семья баргузинских бурят).
Летняя нарядная бортого (тоорсог)- головной убор девушек и молодых замужних женщин. Шапка - даралга, или дэрэбшэ, надеваемая под нее, служила знаком замужества женщины. Убор сохранялся до недавнего времени в качестве повседневного у пожилых женщин. Распространена у верхоленских и баргузинских бурят.
Традиционная обувь поршневидного типа
Ее основа - поршень (оолобшо, шyдэгшэ) - кусок кожи овальной формы, стянутый в носочной и пяточной части, образующий подошву и формирующий головку обуви. Голенище соединялось с поршнем через союзку или без нее. Обувь состоит из 3-х частей: голенища, носка и подошвы. Голенища нарядных гутулов шили из кожи (булгайр), тонкого сукна или далембы (буд гутал). Мысик носка, переходящего в голенище был треугольным, прямосрезанным или закругленным. По низу носка и на пяточной части пришивались кожаные союзки. Подошва унтов шилась из яловой кожи и пришивалась к кожаной союзке изнутри.
Второй тип обуви - башмаковидный - был известен как эрмэгтэй гутуун. Это обувь с выкройной подошвой по форме ступни, голенищем и головкой или голенищем и носком с союзками. Материал, из которого шили голенища (булгайр, хониной,ангай арhаар, сэмбэ), придавал ей жесткую вертикальную форму. Головка выкраивалась из 2-х половинок с шишечкой на носке, подошва из толстого стеганого войлока подшивалась снизу кожей.
Мужской традиционный костюм баргузинского бурята
Мужской халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым.
Изучив исторические документы, архивные материалы, фотографии, мы приходим к выводу о том, что мужской традиционный костюм баргузинского бурята был 2 видов:
-1 вид по выкройке похож на костюм верхоленских эхирит-бурят: верхняя длиннополая одежда с прямым разрезом спереди и воротником шалью. Носили ее с кушаком. Прямоспинная верхняя одежда с прямым вырезом впереди с прямым разрезом впереди, с расширяющимися книзу полами. Воротник длинный, шалеобразный, рукава выкраивались отдельно и пришивались к прямосрезанному стану. Конец рукавов и ворот обшивали бархатом, мехом из выдры, соболя. Данный вид традиционного костюма мы видим на фотографии баргузинских бурят, запечатленной на коронации Николая II в 1895 году. В этом костюме запечатлен Жигмит Цыденов (Аранзаев) (см.Прил. Фотография 3. Делегация баргузинских бурят+ Эскизы Сонголовой Е.Г.).
2 вид мужской традиционный костюм баргузинского бурята похож на найденный нами экземпляр верхней одежды пожилой баргузинской женщины.
Дэгэл с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части верхней полы, но с неглубоким запахом. Он прямого фасона, лиф прямой, подол чуть расклешенный. Рукава неотрезные, реглан, сужающиеся книзу. Покрой рукавов отличается цельностью, проймы и окаты рукавов узкие. Концы рукавов и лиф (энгэр) акцентированы полоской-нашивкой из ткани даалимба, сукна, шелка или из меха в 1-1,5 см. Украшением зимнего дэгэла является отложной воротник из бархата, сукна, далимба или меха (булган, халюун заха). Воротник дэгэла широкий (из меха) и его длина примерно на одну треть была короче обхвата шеи, т.е. концы воротника не сходились у яремной впадинки.
Этот вид мы видим на фотографиях тайши Баргузинской степной думы Ринчина Сотиева и на фотографии, найденной в книге Сахара Хамнаева, где запечатлена семья баргузинского бурята (см.Прил. Фотография 4. Тайша Р.Сотиев+ Эскизы Сонголовой Е.Г.).
Заключение
Таким образом, изучив исторические, этнографические и культурологические источники об этнотерриториальной группе баргузинских бурят, мы выявили и обосновали этногенетические истоки традиционного костюма баргузинских бурят.
Анализ собранного материала, позволяет нам сделать следующие выводы:
1. традиционные костюмы сохранили родоплеменные и этнотерриториальные особенности, характерные для той или иной группы бурят и отличаются друг от друга дифференцирующими элементами;
2. костюмные комплексы баргузинских бурят: верхняя одежда, безрукавка, головные уборы, обувь – схожи по своим компонентам с одеждой верхоленских бурят;
3. В процессе пошива национальных костюмов замечено, что виды декоративных элементови отделки как предбайкальских, так и забайкальских костюмов в той или иной мере применялись при пошиве костюмов баргузинских бурят.
Надеемся, что наша исследовательская работа – это небольшой вклад в сохранение национальных традиций, позволит людям осознать себя в контексте поликультурности, национальной самоидентификации, как полноценного участника современного культурно-исторического процесса, поспособствует воспитанию чувства гордости за богатую историю и культуру своего народа - окажется востребованной ученым, обществоведам, интересующимся историей родного края, Баргузинской долины.
Использованная литература:
Бабуева С.Д. «О родовом составе ольхонских бурят».Улан-Удэ, 1989.
Бадмаева Р.Д., Аксенова. Материальная культура и искусство народов Забайкалья. Улан-Удэ, 1982.
Бадмаева РД. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987.
Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. - Улан-Удэ, 1959.
Басаева КД. Брак и семья у бурят. - Улан-Удэ, 1991.
Востриков А.И. ,Н.Н. Поппе «Летопись баргузинских бурят», 1935г.
Дагданова М.Б. Традиционный женский костюм западных бурят: дифференцирующие функции.-Улан-Удэ, 2005.
Нимаева Д.Д., Нанзатова Б.З. Родоплеменные и этнотерриториальные группы бурят в XVII-XIX вв. .-Улан-Удэ, 2004
Окладников А.П. «Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.)
Румянцев Г.Н. Родоплеменной состав верхоленских бурят.-Иркутск, 1951, Вып. 12.
Сахаров Ц. «История баргузинских бурят» (1887г.)
Сажинов Ж.С. «Верхоленские истории»
Спафарий М. «Путевые заметки»
Цыдендамбаев Ц.Б. «Летописи баргузинских бурят» (1887 г.)
  Цыренов Ц. Сокращенная история Баргузинских бурят с присовокуплением документов» (1998 г.)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Отличительные признаки традиционной бурятской одежды
по этнотерриториальным группам
Комплекс традиционного костюма Предбайкальские
буряты Забайкальские буряты
Мужской костюм Забайкалья и Предбайкалья отличался кроем Для них характерны глухая нательная рубаха (армахи, урбахи), близкая к русской, штаны с широким шагом первого вида (yмдэн), верхняя длиннополая одежда с прямым разрезом спереди и воротником шалью. Носили ее с кушаком. Зимним головным убором служила шапка татар малгай. Позже она была заменена шапкой типа кубанки. Характерен поршневидный тип обуви, разновидность башмаковидного, основу которого составлял черок.
Своеобразие также составлял используемый материал: конский и козий волос в обуви, вязаный, а затем свалянный материал в верхней одежде (зипун).
Здесь, в отличие от бурят Забайкалья, использовали преимущественно ткани русского производства. Были характерны распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами морин самса. Глубокий запах. Зимнюю одежду шили из овчины. Первоначально дэгэл из дымленных овчин не украшался, по краям ворота, рукавов, подола и лифа выступал мех. Штаны с широким шагом двух типов, обувь башмаковидная с приподнятой подошвой у носка эрмэг гутал, островерхая шапка, верхняя одежда с воротником стойкой, значительное применение восточных шелковых тканей. Данный комплекс мужской одежды был широко распространен у бурят Забайкалья, но имелись некоторые различия по районам. Так, у бурят хоринских родов Агинского национального округа мужскую верхнюю одежду отличала широкая декоративная нашивка на груди (энгэр) из трех слоев со специальным названием сагаалса; закругленная у ворота нашивка энгэр с рельефной полоской хушэлтэ была свойственна одежде цонголов и сартулов. Головной убор с горизонтальной строчкой  отличал хоринца, 
с  вертикальной - цонголов,  сартулов. Навершие дэнзэ было характерно для всех бурят Забайкалья. В одежде бурят Забайкалья использовались шелковые ткани с восточным орнаментом, тарбаганья шкура, мех степных лисиц, верблюжья шерсть и волос яка.
Бурятский женский традиционный костюм в большей степени, чем мужской, сохранил родоплеменные и территориально-локальные особенности, характерные для той или иной группы бурят.
Данный комплекс состоял из глухой рубахи, штанов первого вида. Распашная верхняя одежда с прямым лифом, подол в сборку. Рукава широкие у основания, сужающиеся книзу, с обшлагами (урий). Грудную часть одежды украшали нашивками из полос ткани, выдры (3-4 см), так же оформляли обшлага. Воротник стойка. Безрукавка была длиннополой и называлась дэгэлэй дабхаса, дэглэй, иногда она заменялась на короткую уужа, а при выполнении домашней работы - на платок. Зимняя шапка типа кубанки из выдры или соболя. Летняя нарядная бортого (тоорсог). Шапка даралга, или дэрэбшэ, надеваемая под нее, служила знаком замужества женщины. Обувь башмаковидная (буряад гутал) и с острым носком (луушан или хори гутал). Из украшений здесь бытовали: височно-нагрудное сэртэбшэ, туйба, нагрудное гуу, наплечное гуу, боковое хантарга-hанжуурга, ахалга, наспинно-накосное саажа трех видов.
Комплекс характерен для Баргузинского района, где расселены буряты эхиритских родов, выходцев из Предбайкалья. Верхняя одежда (зимняя, hамган дэгэл, летняя - тэрлиг) была распашная, с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части верхней полы, отрезная по талии. Лиф прямой, широкий и длинный, плотно стянут в густую сборку. Шов, соединяющий лиф и подол, оформляла рельефно сотканная цветными нитками декоративная полоска (хуняаhан). По бокам и низу подола шла отделка из шелковой ткани (хяаза, ширина 7 см) и черного бархата или плиса (ширина 5см). Составные, с буфами у основания (булуубша), рукава заканчивались обшлагами. Ворот стойка был декоративно отделан бархатом и красного цвета шелком. Короткую безрукавку - уужа надевали поверх дэгэла или тэрлига, а летом поверх платья. В степных районах бытовала еще длиннополая безрукавка (ута уужа). Головной убор (зимний - хасабшатай малгай, летний - тойробшо малгай) был островерхий с горизонтальной строчкой высокой тульи. Коронообразная даруулга с нашивками коралла дополняла головной убор. Обувь башмаковидная: буряад гутал, эрмэг гутал. Разнообразны украшения из серебра и коралла: наплечные гуу, височно-нагрудное hиихэ-хээ с массивной верхней частью, боковые бэлэ-hанжуурга, нагрудное гуу, туиба у основания кос, наспинно-накосное гэзэгэбшэ и др. Комплекс характерен для хоринских бурят Забайкалья и Читинской области.
Комплекс состоял из рубахи глухого типа (армааси), штанов с широким шагом второго вида (yмдэн). Верхняя одежда зимняя и летняя (hамган дэгэл) с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части верхней полы, но с неглубоким запахом. Лиф прямой, подол в складках. Рукава неотрезные, сужающиеся книзу. Подол, борта, концы рукавов, ворот, лиф (энгэр) акцентировались полосами шелка, бархата и меха, который характерен только для верхоленских бурят. Концы рукавов перед обшлагами стягивались декоративными нашивками. Вырез грудной части был украшен широкой, занимавшей почти всю грудь нашивкой из пластины меха выдры (ширина 18-20 см), полосок тонкого сукна и шелка (6-7 см). Такая же декоративная нашивка проходила по низу и бокам подола. Длиннополая безрукавка дэглээ, отрезная в талии. Безрукавка по шву на талии, по краям пройм и подола украшалась нашивками полос сукна, перламутра и металлических пластин, монет. Отдельно выделялась опояска на спине. Она имела металлические подвески и называлась оноо. Иногда использовали вышивку и аппликацию. Головной убор: бортого малгай, шаровка малгай, поршневидная обувь и башмаковидная с носком с широким мысиком. Костюм дополняли наспинно-накосные украшения уhэн саажа, тумэр саажа, hиихэ с сердцевидным узором в основе, нагрудные хоолобшо, алтан, височное hабига. Комплекс был характерен для верхоленских бурят Предбайкалья. Основу составляли глухая рубаха, хотя в прошлом была распространена короткая распашная одежда тэрлиг, штаны первого вида. Верхняя одежда (hамган дэгэл) с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом. Эту одежду буряты называли монгольской (тэбхэр монгол энгэр). Лиф, расширяющийся книзу. Длинный подол в сборку (хуняаhа-тап). Рукава длинные, без буф у основания, с обшлагами. Ворот стойка. Декоративная отделка: хошоо - узкая разноцветная тесьма вдоль шва на талии, хубоо - полоска ткани по краю подола, энгэр - декор на грудной части из сукна, меха выдры. Длиннополая безрукавка дэглээ.  Носили  короткую  безрукавку  (сээжэбшэ).  Иногда  делали сээжэбшэ с закругленными полами (хyмэгэр). Головные уборы: оройбшо (колпачок из камусов соболя), бортого халю малгай, тоорсог. Зимняя шапка островерхая, с наушниками (хасабшатай малгай), летняя с околышем. Уборы украшались красными кистями и навершием из серебра и коралла (залаа и дэнзэ). Обувь башмаковидная с носком с мысиком и башмаковидная с острым носком, которую здесь называли туургэ. Украшения: наспинно-накосное гэзэгэ, нагрудное украшение гохшоо, гуу-хоолобшо, боковое шэмхуур (гулза), шелковые платочки сондой. Комплекс характерен для женского костюма Тункинского и Окинского районов Забайкалья.
Следующий комплекс составлял костюм аларских бурят Предбайкалья - хонгодоров и др. Нательная одежда состояла из рубахи глухого типа (армааси), штанов первого вида (yмдэн). Верхняя одежда распашная, с характерным вырезом и неглубоким запахом (hамган дэгэл). Ворот стойка, рукава, сужающиеся книзу, с обшлагами, опущенными вниз. Подол широкий, заложен в редкие складки. Декор (выдра, сукно и шелк) расположен по конструктивным линиям. Характерна расклешенная безрукавка хупаатхи. Борта отделаны позументом или сукном черного цвета и нашивками монет, перламутра. Головной убор: бортого, зимний - татар малгай. Башмаковидная обувь, основу которой составлял черок. Украшения: нагрудные алтан, шурэ, накосные боолто, мунгэ. Распашная и глухая рубаха, штаны второго вида (монгол yмдэн). Распашная верхняя одежда (зимняя - hамган дэгэл, летняя - тэрлиг) с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части. Отрезная в талии, но не по прямой линии, а мысиком (тухэреон, табтартай). Лиф прямой, широкий, подол стянут в густую сборку (хунаяс). Грудную часть и низ подола украшала полоска ткани, а бока подола - узенькая тесьма или ткань. Шов, соединяющий лиф и подол, оформлен рельефной тканой опояской или шитьем цветными нитками (ширина 3-4 см). Рукава составные, с буфами у основания, заканчивались обшлагами. Ворот стойка. Головной убор островерхий, с вертикальной строчкой тульи (зимний - хасабч малгай, летний - шобхо малгай). Украшала головной убор татуурга с кораллами. Обувь башмаковидная: буряад гутал, эрмэг гутал. Своеобразные украшения из серебра и коралла дополняли костюм: накосники (шэбэргэл), височные боолто, туйба, височно-нагрудные сиихэ, боковые бэлэ - шэмхуур, ахалга из цветных платочков, нагрудные гуу прямоугольной формы, зуубшэ из монет на ленточке. Безрукавка короткая (уужа). Комплекс характерен для Селенгинского, Кяхтинского районов, где были расселены цонголы, частично сартулы.
Глухая рубаха (армааси) и штаны первого вида. Верхняя одежда распашная с нашивками из выдры, бархата, шелка в нагрудной части и по подолу. Расклешенная безрукавка хубайси с нашивками монет (хадалга) или перламутра (эрзин). Зимние головные уборы: халю малгай, биизга малгай. Башмаковидная обувь (гутал) с носком с узким мысиком. Носок и шов, соединяющий его с голенищем, расшивались. Украшения: накосные боолто, hабига, мyнгэ, нагрудные алтан, шурэ. Комплекс распространен среди боханских, осинских бурят Предбайкалья - булагатов, ашебагатов. Глухая рубаха (армааси) и штаны первого вида. Верхняя одежда распашная с нашивками из выдры, бархата, шелка в нагрудной части и по подолу. Расклешенная безрукавка хубайси с нашивками монет (хадалга) или перламутра (эрзин). Зимние головные уборы: халюун малгай, биизга малгай. Башмаковидная обувь (гутал) с носком с узким мысиком. Носок и шов, соединяющий его с голенищем, расшивались. Украшения: накосные боолто, hабига, мyнгэ, нагрудные алтан, шурэ. Комплекс распространен среди боханских, осинских бурят Предбайкалья - булагатов, ашебагатов Рубаха глухого типа, штаны двух видов. Верхняя одежда с запахом левой полы на правую, отрезная в талии (по прямой линии). Лиф, расширяющийся книзу. Подол широкий, в верхней части заложен в складки, рукава составные, сужающиеся книзу. Свободные основания рукавов заложены в складки (в прошлом стягивались в сборки). Имелись обшлага (нюдарга). Широкие декоративные нашивки из тесьмы, простеганной полоски ткани располагались на лифе выше талии, что визуально укорачивало лиф. Укороченная безрукавка, доходящая только до декоративных полосок, усиливала впечатление одежды с завышенной талией, меняла соотношение одежды. Головной убор - островерхая шапка, с вертикальной строчкой высокой тульи. Под нарядную шапку надевали даруулга, составленное из коралловых бус нашитых на узкую (3 см) полоску ткани. Часть бус отдельными снизками свисала на лоб симметрично по обе стороны от пробора. Своеобразны богато декорированные украшения кос хонгуул и боолто, височно-нагрудное hиихэ-хонхо, боковые бэлэ-hанжуурга, нагрудное гуу. Этот комплекс характерен для Джидинского, Закаменского районов, где большая часть населения относится к сартулам и другим выходцам из Монголии.
Таблица 2
Отличительные элементы в комплексе традиционной женской одежды
Зимний дэгэл Баргузинских бурят Хори
Заха отложной воротник из меха (халюун заха, булган заха). Воротник дэгэла был в два раза шире (из меха) и его длина примерно на одну треть была короче обхвата шеи (т.е. концы воротника не сходились у яремной впадинки) Ворот стойка обрабатывался декоративной тесьмой, бархатом и красного цвета шелком, и его длина равнялась обхвату шеи. Был отделан овчиной
Рукава Хамсы Рукава неотрезные, реглан, сужающиеся книзу, часто оформлялись как просто отвороты, концы рукавов акцентировались полосками шелка, бархата и меха. Покрой рукавов отличается цельностью, проймы и окаты рукавов узкие. Рукава составные, с буфами у основания (булуубша). Свободные основания рукавов заложены в складки (в прошлом стягивались в сборки), заканчивались обшлагами (нюдарга), акцентировались полосами шелка, бархата.
Энгэр Распашной энгэр с прямым лифом акцентировался полосами шелка, бархата и меха, с характерным вырезом грудной части верхней полы, но с неглубоким запахом. У богатых отделка энгэр занимала практически всю грудь (почти до талии) за счет широкой меховой пластины (18-20 см, чаще из выдры) «сээжэеэ дулаалха». Энгэр распашной, с глубоким запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части верхней полы, отрезная по талии. Лиф прямой, широкий и длинный, плотно стянут в густую сборку. Отделка энгэр занимала примерно одну треть от длины лифа, поскольку мех отсутствовал.
Талия Линия талии не выделялся Четко выделяется линия талии, отрезная, присборенная.
Хормой Собран в сборку, акцентировался полосами шелка, бархата и меха Шов, соединяющий лиф и подол, оформляла рельефно сотканная цветными нитками декоративная полоска (хуняаhан). По бокам и низу подола шла отделка из шелковой ткани (хяаза, ширина 7 см) и черного бархата или плиса (ширина 5см).
Длина верхней одежды она доходила примерно до середины икры, соответственно и длина безрукавок была до уровня колена достигала щиколоток
Безрукавка Длиннополая безрукавка дэглээ, дэглэй дабхаса свойственна только комплексу замужних женщин. Дэглээ застегивались на одну пуговицу у ворота. Безрукавка отрезная по талии (у эхирит), неотрезная (у булагат), по краям пройм и подола украшалась нашивками полос сукна, перламутра и металлических пластин. Нашивались на борта безрукавок монеты хадалга (или перламутровые пуговицы эржэн). Отдельно выделялась опояска на спине.
Горловина отсутствовала. Оформление горловины уужа- круглое.
Отрезной по талии морин уужа отличалась по длине, достигала щиколоток и шла практически вровень с дэгэлом, также свойственна только комплексу замужних женщин. Существовал также оодон уужа, укороченные уужа сээжэбшэ, которые надевали девушки.

Приложенные файлы


Добавить комментарий