Внеклассное мероприятие по литературе Серебряный век сценарий


Литературная гостиная.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК.
Сколько тайн и имен!
В этот век я влюблен.
На фоне музыки Стравинского
(голос за сценой)
Век серебряный,
Век из света…
Век поэзии,
Век мечты,
Бытия век,
Век человека,
Мысли век
И век красоты…
Век Душа, век Поэт…Звука век, Слова век…
Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен.
Ведущий1
Конец XIX - начало ХХ века - это один из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури.
Ведущий 2
Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре. Это всплеск новаций и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений, направлений, объединений. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, В.Борисов- Мусатов, Р.Фальк, Аристарх Васильевич Лентуллов( кстати, наш земляк, родился в 1882 году в Пензенской губернии (село Черная Пятина).
Возникало множество творческих объединений художников.Ведущий1В это время создавали свои музыкальные произведения такие композиторы как А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский,
Ведущий2
Авангардистом в музыке был Стравинский. Открыл для музыкантов новую ритмическую систему, расширил возможности лада и тембра, приблизил самое современное звучание к самому древнему ( отрывок из произведения Стравинского)
Ведущий1
Произведения этих композиторов еще будут звучать на нашем вечере.Ведущий 2Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода стала поэзия, недаром получившая впоследствии название "поэзии Серебряного века". Здесь и символисты с их стремлением к мистике, символам и воплощению впечатлений от хаоса Вселенной. Здесь и акмеисты с их утверждением высочайшей самоценности земного бытия. Здесь и футуристы с их "Пощечиной общественному вкусу", с их эпатажем общества.
Ведущий1
Творчество поэтов Серебряного века сложно и неоднозначно. Одни стремятся к тонкому изысканному описанию хрупких предметов и экзотических вещей, другие - к изощренному анализу причудливых переживаний, третьи - к иронизирующему описанию интимной или демонстративно-обыденной жизни.
Ведущий 2
Общим, пожалуй, у всех является стремление преобразить несовершенную жизнь, придать ей иной смысл, да подчеркнутое увлечение внешней формой стиха.
Ведущий1
В глубине одного из петербургских дворов находилось кафе, называющееся «Бродячая собака». (Слайд) Это герб "Бродячей собаки".
"Маленькая и злобная" дворняжка Мушка послужила прообразом пса, изображенного на нем.
По воспоминаниям художника Сергея Судейкина, еще одного отца-основателя (и оформителя) кабаре, псину эту он купил за два серебряных рубля, послушавшись Бориса Пронина:
"По дороге попался бродяга, продававший лохматого, бесцветного щенка. «Какая прелесть, — сказал Пронин. — Бродячий щенок, нет, будущая «бродячая собака». Купи его, это название для нашего подвала»".
Мушка жила в "Бродячей собаке".
Открыто кафе было в ночь под Новый год (1912 г.) и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Вот как об этом писал поэт Георгий Иванов: «Комнат в «Бродячей собаке» было всего три. Буфетная и две залы. Это в прошлом обыкновенный подвал. Теперь стены ярко раскрашены, вместо люстры – золотой обруч. Ярко горит огромный кирпичный камин. Комнаты сводчатые, волшебные от бликов».
Марина Цветаева вспоминает:
Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике - стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий тонкий пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки…
На сцене начинается движение.
( голос за сценой)
Вдохновленные лица, на эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка и рояль. Кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви.( импровизированная сцена с актерами)
Один из поэтов (М. Кузьмин)
Здесь цепи многие развязаны –
Все сохранит подземный зал,
А те слова, что ночью сказаны,
Другой бы утром не сказал.
( голос за сценой)
Салон... Сразу вспоминается Зинаида Гиппиус, остроумно-язвительная хозяйка литературного салона, которая, кстати, во многом определила литературную политику того «века».
И моду. Ведь именно Гиппиус – первая женщина в России, которая стала носить брюки.
Зинаида Гиппиус
Тебя приветствую, моё поражение,
Тебя и победу я люблю равно;
На дне моей гордости лежит смирение,
И радость и боль – всегда одно.
Над водами, стихнувшими в безмятежности
Вечера ясного, – всё бродит туман;
В последней жестокости есть бездонность нежности
И в божией правде – божий обман.
Люблю я отчаяние моё безмерное,
Нам радость в последней капле дана.
И только одно здесь я знаю верное:
Надо всякую чашу пить – до дна.
( голос за сценой) Дмитрий Мережковский- яркий представитель Серебряного века, он вошел в историю как один из основателей русского символизма, основоположник жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся мастер эссе и литературный критик.В 1889 г. женился на Зинаиде Гиппиус.
Д.Мережковский
Мы любим и любви не ценим,
И жаждем оба новизны,
Но мы друг другу не изменим,
Мгновенной прихотью полны.
Порой, стремясь к свободе прежней,
Мы думаем, что цепь порвем,
Но каждый раз все безнадежней,
Мы наше рабство сознаем.
И не хотим конца предвидеть,
И не умеем вместе жить,-
Ни всей душой возненавидеть,
Ни беспредельно полюбить.
(за сценой- справка)
Зинаида Гиппиус была счастлива в браке с Дмитрием Сергеевичем Мережковским. Они прожили вместе 52 года, не расставаясь ни на один день. Тяжело пережив смерть мужа в 1941 году, Зинаида Николаевна пыталась даже покончить с собой.
Ведущий1
Да, загадочный серебряный век. И сразу представляется: поэты писали серебряными перьями, покуривая серебряные трубки, а их голоса звучали, как серебряные колокольчики, и было слышно их далеко-далеко и долго-долго – целое столетие. А когда наступало обеденное время, поэтам на серебряном блюде подавали ананасы в шампанском.
Ведущий2
Послушаем , как об этом написал Игорь Северянин
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буэров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грёзо-фарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!
Ведущий1
Серебряный век объединил в себе множество поэтов, различные направления – акмеизм, символизм, футуризм, эгофутуризм, имажинизм. А как ты думаешь, что вообще может объединять всех поэтов, на первый взгляд, таких разных?
Ведущий2
А то же, что и всех остальных– слово. Это же литературный салон, здесь ценится красноречие, плавность
Николай Гумилёв так сказал об этом:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Ведущий1
Они были молоды и талантливы. Они были веселы и серьезны. Сочетали высокую поэзию со смехом, вином, легкими влюбленностями. Но уже тогда они многое предвидели в своих судьбах, судьбах России.
Музыка к балету И.Стравинского «Весна священная».
Ведущий2
Рожденные в года глухие,
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны до дней свободы
Кровавый отблеск в мире есть.
Ведущий1
Это стихи написаны А. Блоком, о котором сказал Максим Горький:
"Настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности".Ведущий 2
Путь А.Блока был труден и полон противоречий. Свой поэтический путь он начал как символист. К этому периоду принадлежит знаменитый цикл "Стихов о Прекрасной даме".стихотворение А.БлокаВедущий1
Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов Серебряного века стоит
Николай Гумилев…
Оригинальность, поэтические откровения, любовь к путешествиям, странствиям, экзотике… Мечтатель, создатель яркого литературного направления - акмеизм.
Ведущий 2
Создатель «Цеха поэтов». Как мало ему было отпущено в это жестокое время. Сколько поэтов преждевременно потеряла русская земля. Живой водой воистину может стать прикосновение к садам их души.
Ведущий1
Николай Гумилев – рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем А. Ахматовой.
Они познакомились с ней в Царском Селе в годы юности, когда Гумилёв был гимназистом. Став известным поэтом, он несколько раз делал ей предложение; дважды пытался покончить жизнь самоубийством из-за её отказа. И хотя Анна Андреевна стала его женой, она навсегда осталась для него загадкой
( Голос за сценой)
Песня на стихи Н.Гумилева звучит в исполнении А.Киселева.
Николай Гумилев привел в поэзию А.Ахматову, и она стала царицей в ней.
Она восхищала своими стихами, она восхищала своим достоинством, своим презрением к мещанству, своим высоким Духом.
Композиция из стихотворений А.А. Ахматовой.
Романс на стихи Ахматовой «О жизнь без завтрашнего дня)
(Справка: голос за сценой)
Судьба семьи Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, глубоко трагична. Под тяжестью обстоятельств смуты, гражданской войны жизненные пути их разошлись. Впоследствии Николай Гумилёв был расстрелян большевиками как участник белогвардейского заговора, что впрочем не нашло подтверждения. Ахматова прожила долгую тяжёлую жизнь. Талантливая поэтесса, она не раз подвергалась нападкам со стороны большевиков по обвинению в декадентстве и нежелании следовать критериям так называемого социалистического реализма. Относительно благополучно сложилась лишь судьба их сына - Льва Гумилёва. 
(звучит песня Жанны Бичевской «Если можешь прости…»
Ведущий1
Еще одно имя, знакомое и незнакомое вам. Оно вызывает улыбку у тех, кто любит его поэзию. «Это ваш слуга покорный, он зовется Саша Черный. Почему? Не знаю сам!»
Ведущий2
И все-таки почему Александр Гликберг стал именовать себя Сашей Черным? А, например, не Белым? Белый в литературе уже был. Андрей Белый… К тому времени известный поэт – символист, писавший возвышенные стихи: «Кругом зрю отблеск золотистый закатных янтарей…» А вот это С. Черный о том же времени:
Жизнь все ярче разгорается:
Двух старушек в часть ведут.
В парке кто-то надрывается –
Вероятно, морду бьют.
«Что касается меня, - писал биограф С. Черного, - то мне нравятся и С. Черный, и А. Белый. Только А. Белый по праздникам, а С. Черный – на каждый день».
Ведущий1
Маска! Черный юмор. Яркий сатирик, порой грубоватый, особенно для эстетов. Но о многом говорит его книга: «Детский остров». Он писал для детей. Сам большой и ранимый ребенок.
Ведущий2
В эмиграции он тосковал по России. Перед самой смертью он еще успел погасить пожар… Возвращался домой поздно вечером. Шел по улице, услышал – зовут на помощь. Бросился на помощь… А потом пришел домой и умер…
А нам С. Черный завещал любить жизнь, ценить смех и уметь смеяться.
Чтение стих-я С. Черного)
Ведущий1
Полной противоположностью этой грубоватой поэзии были стихи поэта из народа-Сергея Есенина, который принадлежал к литературному направлению –имажинизм, от которого, впрочем скоро отходит .Ведущий2
В 1921 году он отказывается от поэтики имажинизма ,печатно назвав занятия своих приятелей «кривлянием ради самого кривляния» и связав их адресованное окружающим бессмысленное ерничество с отсутствием «чувства родины».
Ведущий1
Поэт воспевал деревенскую Русь с ее живой природой , потому его поэзия мелодична, напевна и по- своему неповторима.
Ведущий2
Послушайте стихотворение Сергей Есенина «Дорогая, сядем рядом!»
Ведущий1
Следующее течение – футуризм. Слово «футуризм» образовано от латинского Futurum – будущее… Хотите познакомиться с футуристами?
Тем более они говорят о своей принадлежности к будущему!
На сцене группа молодых людей: некоторые из них в желтых кофтах, с бантами, у других лица разрисованы кубиками, рыбами и т.п. Они стоят плечом к плечу. Под звуки музыки Стравинского начинается их поэтический диалог.
Д. БурлюкКаждый молод, молод, молод.
В животе чертовский голод
Так идите же за мной….
За моей спиной.
Я бросаю гордый клич
Этот краткий спич!
Будем кушать камни, травы,
Сладость, горечь и отравы,
Будем лопать пустоту,
Глубину и высоту,
Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
Ветер, глины, соль и зыбь…
В. Хлебников (Слайд №25) – 
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехачи,
Что смеянствуют - смеяльно,
О, засмейтесь, усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных-
Смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльноСмех надсмейных смеячей!
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Стихотворение В.Маяковского «А вы могли бы?»
Д.Бурлюк Только мы лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
В.Хлебников Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
В.Маяковский
 Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого прочь с парохода современности.
Ведущий1
Футуристы требовали безграничной свободы творчества. Больше всего страшились равнодушия, провоцировали скандалы, освистывание, осмеяние. Название «Дохлая луна»- для сборника стихов, «Идите к черту» - для литературного манифеста говорили о резком отношении поэтов ко всем. Презирали символистов и реалистов.
Ведущий 2
Литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов. Футуристы совмещали литературную критику с занятиями живописью, участвовали в футуристических альманахах в качестве «речетворцев».( слайды с картинами живописцев)
Ведущий1
Одним из представителей футуристов являлся и Игорь Северянин. Характер поэзии Северянина своеобразен, может быть даже не похож на стихи других поэтов его направления. И все же ему был присущ футуристический эпатаж, склонность к неологизмам, бесспорный дух новаторства. В свое время Игорь Северянин был чрезвычайно популярен. Толпы слушателей упивались его "поэзами".Ведущий2
На стихах Северянина лежит печать экстравагантности, многие из них написаны в раскачивающихся, баюкающих ритмах, насыщены иностранными словами и новообразованиями. Однако мастерство и талант поэта очевидны. ЧТЕЦ.Рескрипт короляОтныне плащ мой фиолетов,Берета бархат в серебре:Я избран королем поэтовНа зависть нудной мошкаре.Меня не любят корифеи -Им неудобен мой талант:Им изменили лесофеиИ больше не плетут гирлянд.Лишь мне восторг и поклоненье,И славя пряный фимиамМоим - любовь и песнопенья! -Недосягаемым стихам.Я так велик и так уверенВ себе, настолько убежден,Что всех прошу и каждой вереОтдам почтительный поклон.В душе - порывистых приветовНеисчислимое числоЯ избран королем поэтов. -Да будет подданным светло!Ведущий 1 Среди множества мифов XX века живет миф о поэте Игоре Северянине. В чем его только не обвиняли: в восхвалении мещанства и пошлости, в самолюбовании. «Северянинщиной» называли дурной вкус. И как писал поэт в одном их своих стихотворений:
Но дни идут – уже стихают грозы
Вернуться в дом России ищет трон…
Как хороши, как свежи были розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.
Ведущий 2
Нам не суждено бросить розы в гроб поэта, но нам суждено заново осмыслить причудливое движение мысли, тонкую иронию, мечты и насмешки человека, который слишком долго ждал нашего признания.
Ведущий 2
Тэффи.- это псевдоним. Настоящее имя- Надежда Лохвицкая. Слава ее в дореволюционной России была огромна. Ее читали, ей восхищались, любили ее юмористические рассказы. Тэффи, что так редко для юмористов, была и в жизни полна юмора и веселья. Георгий Иванов как-то уже в Париже, в эмиграции спросил Тэффи, было ли ей известно, что сам царь был ее горячим поклонником.
Ведущий1
«Представьте себе, понятия не имею, - ответила Тэффи, - но уже тогда объелась славой. Как-то мне принесли большую коробку, перевязанную красной лентой. Я открыла и ахнула. Она была полна конфетами, завернутыми в бумажки и моим цветным портретом с надписью: «Тэффи!» От гордости у меня выросли крылья». Это ли не всероссийская слава! Я бросилась к телефону и стала названивать друзьям, хвастаться, звать на чай. Я звонила, звонила, болтала, приглашала, уписывая конфеты. А опомнилась, когда опустошила коробку. И тут меня замутило. Я объелась славой до тошноты раз и навсегда.
Стихи Тэффи «Черные запястья»
Ведущий2
Константин Дмитриевич Бальмонт - человек чувств, ему всегда хотелось воспроизвести в своей поэзии мимолетные, трепетные впечатления. Жизнь его изобиловала случайностями, порой драматическими. Он дважды оказывался эмигрантом. В первый раз красным (за стихотворение «Маленький султан», в нем он выразил чувство гнева, вызванное репрессиями Николая II). Во второй раз - белым (революции он не принял, полагая, что диктатура пролетариата несет с собой подавление личности). Но Константин Дмитриевич всегда тосковал по родине, ностальгия разъедала душу, выливалась в наполненные болью и смятением стихи.
Ведущий1
Писал он много. Когда была стихотворная полоса, он еле успевал записывать свои стихи. Клал около постели бумагу и карандаш и просыпался с готовым стихотворением. Стихи возникали как будто непредвиденно для самого себя. От созвучия слов, от запаха, цвета. Стихотворение «Чет и нечет» возникло от шума падающий с крыши капель; стихотворение «В столице» - от проезжающего воза с сеном. От музыки почти всегда рождались стихи.
Стихотворения Бальмонта К.Д. «Чет и нечет», «В столице»
Ведущий2
Борис Пастернак… «Это тайнопись, иносказание, шифр», - говорила о нем М. Цветаева. Как глубоко он мог говорить о душе, о Боге, о любви. Глубоко и просто:
Стихотворение.
Февраль…Достать чернил и плакать…
( голос за сценой).
Высоко оценен в мировой литературе Нобелевской премией. И только в 89 году ее вручили сыну Пастернака. А тогда от премии заставили отказаться, добавив боли и горечи в эту и так нелегкую жизнь. А он дарил нам свет своей души щедро, на века.
Песня на стихи Б. Пастернака «Свеча горела…»( видеоклип Носков)
Ведущий1
В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи. Публика заметно скучала. Как вдруг … появилась она… Марина Цветаева. Словно из темноты студёной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала.
Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. И вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.
Ведущий2
Многие были удивлены её появлению. Её уже стала забывать литературная Москва. Они знали, а вернее, догадывались, что революция не вдохновляла её. Видели, что она сторонится общества молодых московских поэтов, живёт почти в полном отчуждении. Её неожиданное появление было воспринято как вызов происходящему. Они были правы.
Ведущий1
Марина Цветаева не могла смириться с насилием, террором, разгулом ненависти, она не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения в огне гражданской войны. Там, где-то в водовороте этой братоубийственной войны, в белой гвардии, любимый человек, её муж Сергей Эфрон
Звучит песня М.Таривердиева "У зеркала" (Слова М.Цветаевой)
« Под лаской плющевого пледа»,
«Мне нравится»
Судьбы творцов начало века… Они были яркими, необычными, трагическими.. Все встают на сцене( замирают)
Голос за сценой на фоне метронома
Зинаида Гиппиус Умерла вдали от Родины.
Расстрелян Николай Гумилев.
Константин Бальмонт  заболевает душевной болезнью, умирает на чужбине.
Марина Цветаева покончила с собой.
Анна Ахматова. Муж расстрелян, сын – узник ГУЛАГа, сама подверглась преследованиям после статьи Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград».
Осип Мандельштам. Умер в застенках ГУЛАГа.
Есенин. Покончил с собой.
Маяковский. Застрелился. Борис Пастернак в атмосфере травли прожил не долго.  Ведущий1
Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». Но сквозь перипетии революции, мировой и гражданской войны, эмиграции, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины, неизбывную веру в то, что «Россия будет великой».
Ведущий2
Судьба каждого -это целая книга…
И они вновь и вновь воскресают для нас в своих стихах, ибо в этих строчках живы души людей, искренне любивших и глубоко страдавших, сумевших в самые трагические моменты высоко подняться над жизненными невзгодами.
(голос за сценой)
Звучат стихи поэта- акмеиста Георгия Иванова
Туман. Передо мной дорога, - 
По ней привычно я бреду.От будущего я немного,Точнее — ничего не жду.Не верю в милосердье Бога,Не верю, что сгорю в аду.Так арестанты по этапуПлетутся из тюрьмы в тюрьму...
Смеются надо мной вороны,
Царапают меня коты.Пускай царапают, смеются,Я к этому привык давно.Мне счастье поднеси на блюдце —Я выброшу его в окно.Стихи и звезды остаются,А остальное — все равно!..
В. Маяковский
Послушайте!Ведь если звезды зажигают –Значит – это кому-нибудь нужно?Значит – кто-то хочет, чтобы они были?Значит – это необходимо,Чтобы каждый вечернад крышамизагоралась хоть одна звезда?!
Ведущий2
Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А их творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию
Звучит песня в исполнении А.И.Лизуновой «Уж сколько их упало в эту бездну…»


Приложенные файлы


Добавить комментарий