Рабочая программа по музыке 8 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.


Пояснительная записка по предмету «музыка» 8 класс Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной основной общеобразовательной программой для основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 8.04.2015 г. № 1/15), авторской программой «Музыка 5-8 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, И. Э. Кашековой. Сборник рабочих программ – М.: Просвещение, 2017. – 128с.
В музыке, как и во всяком искусстве, мы различаем не только количество, но и качество. Поэтому, как бы много человек не знал музыки, это ещё не свидетельствует о том, что он не умеет отличить настоящее большое искусство от лёгкого развлечения и даже просто от плохой музыки. Темы этого года: «Классика и современность» «Традиции и новаторство в музыке» помогают разобраться в данных вопросах и ответить на них. Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в конспекте культуры разных эпох.
В программе ставится задача помочь учащимся научиться разбираться в окружающей их музыке, оценивать её эстетические и нравственные качества. Приобретение на музыкальных занятиях опыт, формирующий их собственный духовный мир – отношение к людям, к самим себе, к искусству.
Учащимся должен стать понятен смысл словосочетания «современная музыка», которое нередко можно услышать как обозначение лишь новейшей легкой, развлекательной музыки серьезной. Выражение «современная музыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и поверхностном – как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком – как музыка, отвечающая общечеловеческим ценностям. Именно поэтому музыка прошлых и даже очень далеких времен не тускнеет от времени, а напротив, входит в единую сокровищницу мирового искусства, живя одной жизнью вместе с искусством наших дней, участия в нашей жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Музыка» в 8 классе изучается 1 час в неделю, в год – 34 часа.
В учебном плане предусмотрено 34 часа для преподавания предмета «Музыка» в 8 классе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
ЦЕЛЬ предмета – ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в них музыкальную культуру как часть духовной культуры.
Задачи предмета:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства;
- познакомить с биографией и творчеством великих композиторов;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к музыкальному искусству;
- сформировать систему знаний, направленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, творческие домашние задания. Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:
Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Предметные результаты
Выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:
Общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
Устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
Осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
Рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
Применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
Расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
Освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Содержание
Раздел 1. . Классика и современность (17 ч)
Музыка как вид искусства.
Русская музыка XIX— XXI вв.
Зарубежная музыка XIX—XXI вв.
Современная музыкальная жизнь.
Значение музыки в жизни человека
Примерный перечень музыкального материала
Князь Игорь. Опера (Солнцу красному слава! Сцена затмения. Ария князя Игоря. Половецкие пляски с хором.
Плач Ярославны. Улетай на крыльях ветра). А. Бородин.
Ярославна (≪Хореографические размышления в трёх действиях по мотивам ≪Слова о полку Игореве≫) (Вступление «Стон Русской Земли». Первая битва с половцами. Вежи половецкие. Стрелы. Плач Ярославны. Молитва). Балет.Б. Тищенко.
Преступление и наказание. Рок-опера по одноимённому роману Ф. Достоевского (Интродукция. Баллада Шарманщика.
Толпа и очередь к старухе-процентщице. Соня у старухи-процентщицы. Раскольников: «Не все на свете люди — муравьи!» Монолог Раскольникова. Соня: «Бедный ты мой…» Родион: «Что со мной?..» Притча о Лазаре и комментарий шарманщиков. Родион: «Меня сжигает вечный пыл…»). Э. Артемьев.
Память. Из мюзикла ≪Кошки≫. Э. Л. Уэббер.
Дуэт Призрака и Кристины. Из мюзикла ≪Призрак оперы≫. Э. Л. Уэббер.
Мария. Песня Тони из мюзикла ≪Вестсайдская история≫. Л. Бернстайн.
Belle (Красавица). Из мюзикла ≪Собор Парижской Богоматери≫. Р. Коччианте.
Мой верный лучший друг. Из мюзикла ≪Чикаго≫. Дж. Кандер.
Ромео и Джульетта: от ненависти до любви. Мюзикл. Ж. Пресгурвик (Вступление. Верона. Любовь. Счастье). Д. Кабалевский.
Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. (Утро в Вероне. Шествие гостей. Ромео и Джульетта (Лирический танец.)
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена. Э. Григ (Утро. Смерть Озе. Танец Анитры. В пещере горного короля. Жалоба Ингрид. Арабский танец. Возвращение Пера Гюнта. Песня Сольвейг).Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю ≪Ревизская сказка≫ по Н. Гоголю. (Увертюра. Детство Чичикова. Шинель.
Чиновники. Бал.) А. Шнитке.
Время, вперёд! Из сюиты к одноимённому кинофильму. Г. Свиридов.
Вальс. Из кинофильма ≪Мой ласковый и нежный зверь≫. Е. Дога.
Моя Москва. Из кинофильма ≪В шесть часов вечера после войны≫. И. Дунаевский, слова М. Лисянского и С. Аграняна. Властелин колец. Музыка к одноимённому фильму (Величие. Это может быть). Г. Шор.
Фрески Софии Киевской (Музыкант). Концертная симфония для арфы с оркестром. В. Кикта.
Перезвоны (Вечерняя). По прочтении В. Шукшина. Хоровая симфония-действо. В. Гаврилин.
Симфония № 2 (Андрей Рублёв) (фрагмент). О. Янченко.
Концерт-симфония (фрагмент). Т. Смирнова.
Симфония- сюита № 2 (Из русской старины) (фрагмент). Ю. Буцко.
Симфония (Хроника блокады) (фрагмент). Б. Тищенко.
Симфония № 8 («Неоконченная»). 1-я часть. Ф. Шуберт.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга.
Аве Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта.
Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта.
Лесной царь. Ф. Шуберт, слова И. В. Гёте.
Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский.
Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев.
Песни современных композиторов: Молитва Франсуа Вийона. Слова и музыка Б. Окуджавы. Моцарт. Слова и музыка
Б. Окуджавы. Будь со мною (молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина. Песня о друге. Из кинофильма ≪Путь к причалу≫. А. Петров, слова Г. Поженяна. Прощальный вальс. Из кинофильма
≪Розыгрыш≫. А. Флярковский, слова А. Дидурова. Гляжу в озёра синие… Из телефильма ≪Тени исчезают в полдень≫.
Л. Афанасьев, слова И. Шаферана. Город золотой (из репертуара группы ≪Аквариум≫). Мелодия Ф. ди Милано в обр.
Б. Гребенщикова. Дорога. Из кинофильма ≪Никколо Паганини≫. С. Баневич, слова Т. Калининой. Музыка для всех. В. Раинчик, слова В. Некляева. Песня о надежде. Из телефильма ≪Не покидай≫. Е. Крылатов, слова Л. Дербенёва.
Ты мне веришь? Из кинофильма ≪Большое космическое путешествие≫. А. Рыбников, слова И. Кохановского. Всё пройдёт. Из телефильма ≪Куда он денется≫. М. Дунаевский, слова Л. Дербенёва. Облака. Играет Бах. Слова и музыка В. Егорова. Берёзы. И. Матвиенко, слова М. Андреева (из репертуара группы ≪Любэ≫).
Произведения изобразительного искусства
Галина Уланова. Е. Янсон-Манизер.
Князь Игорь. Фрагмент. И. Глазунов. Эскизы костюмов половцев к опере ≪Князь Игорь≫ А. Бородина. Ф. Федоровский.
Эскизы костюмов половцев к опере ≪Князь Игорь≫ А. Бородина. К. Коровин.
Ожидание. К. Васильев.
После побоища Игоря Святославича с половцами. В. Васнецов.
Слово о полку Игореве. Фрагмент росписи ларца. Палех. А. Котухина.
Свияжск. Фрагмент. К. Васильев.
Плач Ярославны. Фрагмент. В. Фаворский.
Проводы войск. Фрагмент. И. Глазунов.
Ромео и Джульетта. С. Бродский.
Похороны Джульетты. Ваннутелли. Сцена из спектакля ≪Ромео и Джульетта≫ Театра им. Е. Вахтангова. 1956 г.
Домик Сольвейг. Н. Рерих.
Мельница. Н. Рерих. Театральная программа к спектаклю ≪Мёртвые души≫. Фрагменты. Л. Непомнящий.
Памятник Н. В. Гоголю. Модель. Н. Андреев.
Мёртвые души. Губернский Олимп (чиновники губернского города NN). П. Боклевский.
Мёртвые души. В губернской канцелярии. А. Агин.
Шинель. В департаменте. Кукрыниксы.
Мёртвые души. Чичиков на балу у губернатора. А. Агин. Шубертовский вечер в доме И. фон Шпауна. Шуберт за фортепиано. Гравюра. М. фон Швинд. Записная книжка Чайковского с набросками Симфонии № 5.
Золотая осень. И. Бродский
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке (17 ч)
Музыка как вид искусства.
Зарубежная и русская музыка XVIII—XIX вв.
Современная музыкальная жизнь.
Народное музыкальное творчество.
Значение музыки в жизни человека
Примерный перечень музыкального материала
Порги и Бесс. Опера (Вступление. Блюз Джамбо Брауна. Колыбельная Клары. Песня Порги. Дуэт Порги и Бесс. Хор ≪Я
не могу усидеть≫. Песни Спортинг Лайфа. Молитва Сирены. Финальная сцена). Дж. Гершвин.
Кармен. Опера (Увертюра. Хабанера. Сегедилья. Антракт ко 2-му действию Цыганская песня и пляска Кармен. Антракт
к 3-му действию. Сцена гадания Кармен.Заключительная сцена). Ж. Бизе.
Кармен-сюита. Балет ( Вступление. Танец. Первое интермеццо. Развод караула. Выход Кармен и Хабанера. Сцена. Второе интермеццо. Болеро. Тореро. Дуэт Тореро и Кармен. Адажио.Сцена гадания. Финал). Р. Щедрин.
Мюзиклы русских и зарубежных композиторов (фрагменты): Кошки. Э. Л. Уэббер. Иисус Христос — суперзвезда. Э. Л. Уэббер. Призрак оперы. Э. Л. Уэббер. Собор Парижской Богоматери. Р. Коччианте. Юнона и Авось. А. Рыбников. Орфей и
Эвридика. А. Журбин. Поющие под дождём. Н. Х. Браун.
Современные обработки классической музыки (Д. Тухманов, В. Зинчук, Р. Коннифф, П. Мориа, Swingl Singers, Il Divo, Ю. Чичеро, В. Мэй и др.). Симфония № 7 (≪Ленинградская≫) (фрагменты). Д. Шостакович. Запевка. Г. Свиридов, слова
И. Северянина. Любовь святая. Из музыки к спектаклю ≪Царь Фёдор Иоаннович≫. ≪Песнопения и молитвы≫. Хоровой цикл (фрагменты). Г. Свиридов. Фрески Дионисия. Для камерного оркестра. Р. Щедрин. Гейлигенштадтское завещание Бетховена. Симфонический фрагмент для оркестра. Р. Щедрин.
Песни современных композиторов:
Музыка. Слова и музыка М. Володина. Баллада о красках. Я. Френкель, слова Р. Рождественского. Счастья тебе, Земля! Ю. Саульский, слова В. Завальнюка. Школьный романс. Е. Крылатов, слова В. Просторновой. Романс о гитаре. Б. Кравченко, слова А. Белинского._ Люди идут по свету. Н. Ченборисов, слова И. Сидоровой. О Грине и Григе. Слова и музыка А. Загот. Белые тихие вьюги. Слова и музыка С. Никитина.
Куда уходит детство. Из кинофильма ≪Фантазии Веснухина≫. А. Зацепин, слова Л. Дербенёва.
Берёзы. И. Матвиенко, слова М. Андреева.
Позови меня тихо по имени. И. Матвиенко, слова А. Пеленягре.
Песни-притчи. Слова и музыка С. Копыловой.
Песни иеромонаха Романа. Песня о звёздах. Слова и музыка В. Высоцкого.
Литературные произведения
Письмо к Богу неизвестного солдата. Стихи русских поэтов: Вечер ясен и тих. И. Никитин. Легенда. А. Плещеев. Молитва. К. Романов. Ещё те звёзды не погасли… К. Фофанов.
Любить. Молиться. Петь… П. Вяземский.
Мадонна. А. Майков.
Жизнь. А. Апухтин.
Гейлигенштадтское завещание (фрагмент). Л. Бетховен.
Произведения изобразительного искусства
Эскизы костюмов Хозе и Кармен. А. Головин.
Испания. Фрагмент. М. Врубель.
Эскиз декорации к балету «Кармен сюита». Б. Мессерер_
Испанский танец в Мулен Руж. Д. Больдини.
Война с Германией. П. Филонов.
Портрет Шостаковича. Фрагмент. П. Вильямс.
Спас. Звенигородский чин. А. Рублёв.
Богоматерь. Икона. Благовещенский собор Московского Кремля. Фрагмент. Ф. Грек.
Иверская икона Божией Матери.
Казанская икона Божией Матери.
Владимирская икона Божией Матери.
Николай Чудотворец. Церковь Рождества Богородицы, Ферапонтов монастырь. Фреска. Дионисий.
Спас Вседержитель. Церковь Святителя Николая Чудотворца в с. Аксиньине. Ф. Грек.
Спас Вседержитель. Церковь Спаса Преображения. Новгород. Фреска.
Памятник Г. Свиридову. Курск. Н. Криволапов и И. Минин.
Спас Нерукотворный. Икона.
О Тебе радуется. Икона.
Фрески церкви Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь. Дионисий
Методы и формы обучения:
Методы: анализ, сравнение, творческий, наглядно-слуховой, словесный, поисковый, нравственно-эстетическое познание музыки.
Формы: вокально-хоровая деятельность, слушание музыки, изучение нотной грамоты, работа с учебником, работа с презентациями.
Формы контроля уровня достижений учащихся:

- творческие задания (классные и домашние);
- устный опрос;
- беседа (размышления о музыке);
- освоение навыков правильного пения;
- музыкальная викторина;
- тестирование.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- знание и умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека, о важности и значение классической и другой музыки;
- умение обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений;
- умение проанализировать свою творческую работу;
- осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимание их неразрывной связи;
- умение использовать свои певческие навыки во внеклассной коллективной работе, умение владеть своим голосом и дыханием при распевках, в период мутации;
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования;
- выполнять творческие задания;
- участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.
ИКТ-компетентности обучающихся:
Обращение с устройствами ИКТ
Ученик научится:
Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством использовать звуковые и музыкальные редакторы; Использовать программы звукозаписи и микрофоны.
Организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
Использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Ученик научится:
Выступать с аудио видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио, презентаций);
Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации
Ученик научится:
Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Ученик получит возможность научиться:
Создавать и заполнять различные определители;
Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Критерии оценки художественно-творческой деятельности
учащихся 8 классов:
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Критерии и нормы оценивания результатов
По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:
Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:
Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
Кроссворды.
Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
Блиц-ответы (письменно и устно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
Угадай мелодию (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
Применение широкого спектра творческих способностей учащегося в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим учащимся (рисунки, поделки и т. д.)
Ведение творческой тетради по музыке.
Проектная деятельность
Учебно-тематическое планирование
№ урока Наименование разделов Кол-во часов
Раздел 1. Классика и современность (17 ч) 17
1 Классика в нашей жизни 1
2-3 В музыкальном театре. Опера.
2
4 В музыкальном театре. Балет 1
5-8 В музыкальном театре. Мюзикл. Рок- опера.
4
9-12 Музыка к драматическому спектаклю. 4
13 Музыка в кино 1
14-16 В концертном зале. Симфония. 3
17 Обобщающий урок 1
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке (17ч) 17
18-19 Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре 2
20-22 Портреты великих исполнителей. Елена Образцова 3
23-25 Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая 3
26-27 Современный музыкальный театр 2
28-30 В концертном зале 3
31 Музыка в храмовом синтезе искусств. 1
32 Неизвестный Г.Свиридов: песнопения и молитвы 1
33-34 Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин)2
Всего: 34
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия.
Комплект портретов композиторов.
Демонстрационный материал
2.Интернет-ресурсы.
Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki Классическая музыка. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ruМузыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа : http://www.music-dic.ru Музыкальный словарь. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music 3.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
4.Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Учебно-методический комплект
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений Искусство М., Просвещение,2011
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Пособие для учителя Искусство 8-9 класс М., Просвещение 2011
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Хрестоматия музыкального материала Искусство 8-9 класс М., Просвещение2011 Литература
Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
Дата Номер урока Тема, тип урока Основное содержание темы, термины и понятия Планируемые результаты Виды дея-тельности, форма работы Самостоятельная деятельностьобучающихся,
домашнее задание
урока Предметные умения Универсальные учебныедействия (УУД) и личностные 1 Классика в нашей жизни
(открытие нового знания) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Понимать значение классическоймузыки в жизни людей, общества.
Знакомиться с классическим му-
зыкальным наследием в процессе
самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно определять стиль музыки, учиться применять музыкальные знания и добывать новые из различных источников.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению музыки, нравственно-этически оценивать усваиваемое содержание Беседа.
Слушание музыки.
Хоровое пение Подобрать музыкальные произведения современной обработке»
2 В музыкальном театре. Опера (постановка и решение учебных задач) Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Понимать закономерности и
приёмы развития музыки, особен-
ности музыкальной драматургии
оперного спектакля; выявлять впроцессе интонационно-образно-
го анализа взаимозависимость и
взаимодействие происходящих в
нём явлений и событий. Познавательные: выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»).
Коммуникативные: слушать других, считаться с их мнением, отличным от своего; определять способы взаимодействия.
Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.
Хоровое пение Творческая деятельность.
Написать эссе о прослушанной опере
3 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»
(решение учебных задач; рефлексия знаний) Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой).
Музыкальные образы оперных героев Познакомятся с русской эпической оперой, понятиями: ария, половецкие пляски.
Научатся называть имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка.
Узнают, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру народов Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, самостоятельно определять выразительные музыкальные средства, использованные в песне «Плач Ярославны».
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о музыке, анализировать, высказывать своё отношение к прослушанным операм Интонационно-образный анализ музыки.
Хоровое пение Читать «Слово о полку Игореве». Подобрать иллюстрацию к тексту.
Подготовить сообщение «Героические женские образы в эпосе других народов России»
4 В музыкальном театре. Балет ≪Ярославна≫. Вступление. ≪Стон Русской
земли≫. «Первая битва с половцами»
«Плач Ярославны». ≪Молитва≫ Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Познакомятся с понятием балет.
Узнают составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио.
Научатся понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы, сложные внутренние взаимоотношения действующих лиц, выраженные в танце Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрывать сюжеты, темы, образы искусства.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к собственному мнению.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Хоровое пение Записать в творческую тетрадь названия знакомых вам балетов, фамилии известных артистов и балетмейстеров
5-6 В музыкальном театре.. Мюзикл. Рок-опера. Углубление знакомства с мюзиклом и рок-оперой. Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев Познакомятся с популярными хитами из мюзиклов и рок-опер.
Научатся: определять национальный колорит народной музыки Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрывать сюжеты, темы, образы искусства.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачуКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к собственному мнению.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость Хоровое пение.
Слушание музыки.
Составить словарь направлений популярной музыки, поместить его в творческую тетрадь.
7 В музыкальном театре..
Рок-опера
≪Преступление и наказание≫. (открытие нового знания) Углубление знакомства с рок-оперой≪Преступление и наказание≫. Понимать закономерности и
приёмы развития музыки, особен-
ности музыкальной драматургии
оперного спектакля; выявлять впроцессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в
нём явлений и событий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые электронные диски, самостоятельно сопоставлять плач-песню и плач-причитание.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять, что связывает тебя с культурой, судьбой твоего народа Хоровое пение. Беседа по теме занятия. Сравнение музыкальных произведений, созданных на основе метода «тождества и контраста» Творческое задание.
Составить программу концерта «Музыкальные хиты современности»
8 В музыкальном театре.. Мюзикл ≪Ромео и Джульетта: от ненависти до
любви≫ (решение учебной задачи) Знакомство с драматическим спектаклем «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты Познакомятся с понятием сюита; с музыкальными зарисовками для симфонического оркестра к спектаклю «Ромео и Джульетта».
Научатся образно воспринимать му-
зыкальные зарисовки Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать значение музыкального искусства в жизни человека; осознавать роль прекрасного в жизни человекаСлушание музыки.
Устный контроль.
Хоровое пение Творческое задание.
Выполнить эскизы костюмов и декораций
9–10 Музыка к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта». Музыкальные за-
рисовки для большого симфоническо-
го оркестра. (открытие нового знания; постановка и решение учебной задачи) Музыкальные образы героев симфонической сюиты Понимать закономерности и
приёмы развития музыки, особен-
ности музыкальной драматургии
оперного спектакля; выявлять впроцессе интонационно-образно-
го анализа взаимозависимость и
взаимодействие происходящих в
нём явлений и событий.
Устанавливать причинно-след-
ственные связи, делать умоза-
ключения, выводы и обобщать.
- Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные: эмоционально воспринимать произведения искусства другого народа, определять основное настроение и характер музыкального произведения, уважительно относиться к музыкальному творчеству американского народа Слушание музыки.
Устный контроль.
Хоровое пение
11 Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Знакомство с драмой
Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: Понимать закономерности и
приёмы развития музыки, особен-
ности музыкальной драматургии
оперного спектакля; выявлять впроцессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и
взаимодействие происходящих в
нём явлений и событий.
Устанавливать причинно-след-
ственные связи, делать умоза-
ключения, выводы и обобщать.
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о музыкальном жанре – опера.
Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека Слушание музыки.
Творческая деятельность.
Подготовить презентацию на тему «О чем может рассказать музыка Э. Грига ».
12 «Гоголь-сюита».
Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» Знакомство
с музыкой
А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизорская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» – ярчайший образец симфонической музыки. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. ПолистилистикаПознакомятся с музыкальным творчеством А. Шнитке;
с понятиями: симфонический театр, оркестровые краски, фактура, композиция номеров.
Научатся:
– образно воспринимать музыкальные зарисовки;
– вдумчиво перечитывать произведения Гоголя Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о взаимосвязи художников и композиторов; использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи.
Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия в устной форме; самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты; использовать наряду с основными средствами дополнительные (ИКТ, справочную литературу).
Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения.
Личностные: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству Слушание музыки.
Интонационно-образный и сравнительный анализ Творческая деятельность.
Записать в творческую тетрадь отрывки трагедии Шекспира, созвучные прослушанным частям сюиты. Нарисовать эскизы декораций для театральной постановки.
13 Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка кфильму «Властелин колец» (постановка и решение учебных задач)
Роль музыки в кино и на телевидении Роль
и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении Познакомятся с Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами.
Научатся:
– передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
– проявлять творческую инициативу
Познакомятся
с понятием симфония; с особенностями строения симфонии.
Научатся:
– хорошо разбираться в особенностях симфонии;
– проводить интонационно-образный и сравнительный анализ Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; осуществлять поиск информации (в разных источниках).
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы; использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки.
Личностные: осваивать способы отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Выявление средств музыкальной выразительности
Беседа. Слушание музыки.
Творческая деятельность.
Разработать мини-проект история развития звукового кино и роль в нем музыки ему»
Подготовить сообщение на тему «Есть ли у симфонии будущее?»
14 В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. (решение учебных задач) Углубленное знакомство с музыкальным жанром – симфония. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов:
Мир музыкальных образов симфонической музыки 15 В концертном зале. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. (постановка и решение учебных задач) Знакомство с симфонической картиной («Неоконченная») Ф. Шуберта.
Живописность музыкальных образов симфонической картины Познакомятся с понятием симфония; с особенностями строения симфонии Научатся:
– передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
– проявлять творческую инициативу Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о симфонии.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, самостоятельно определять основные темы «Празднеств».
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельностиСлушание музыки.
Хоровое пение Составить словарь музыки, поместить его в творческую тетрадь.
16 Симфония
№ 5 П. Чайковского. Симфония № 1
(«Классическая») С. Прокофьева. Знакомство с музыкой П. Чайковского, С. Прокофьева Музыкальные образы героев симфонической сюиты Познакомятся с представлением о стилевых чертах и особенностях музыки П.Чайковского и С.Прокофьева. Задачи: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов, уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; соотносить содержание рисунков с му-зыкальными впечатлениями.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать значение музыкального искусства в жизни человека; осознавать роль прекрасного в жизни человека Слушание музыки.
Устный контроль.
Хоровое пение Выполнить рисунок к одному из полюбившихся музыкальных сочинений
17 Обобщающий урок. Раскрываются следующие содержа-
тельные линии: продолжение освоения
проблемы ≪классика в современной жиз-
ни≫. Углубление понимания разнообраз-
ных функций музыкального искусства в жизни современного человека, общества.
Расширение представлений о драматур-
гии сценических жанров (опера, балет,мюзикл, рок-опера), жанров инструмен-
тальной музыки (симфония), об особен-
ностях музыки в кино, в драматическом
спектакле на основе интеграции разныхвидов искусства. Развитие умений и навыков интона-
ционно-образного, жанрово-стилевого
анализа музыкальных произведений впроцессе их восприятия и исполнения.
Углубление представлений о современ-
ности шедевров музыкальной классики
русских и зарубежных композиторов.
Знакомство с выдающимися композито-
рами, исполнителями и исполнительски-
ми коллективами. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные: эмоционально воспринимать произведения искусства другого народа, определять основное настроение и характер музыкального произведения. Слушание музыки.
Интонационно-образный и сравнительный анализ 18-19 Музыканты — извечные маги. И
снова в музыкальном театре… Опера
«Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Герш-
вин. Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина.
Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века, первооткрыватель симфоджаза.
«Порги и Бесс» – первая американская национальная опера Познакомятся
с понятиями: симфоджаз, джазовая музыка, мюзикл, рапсодия, блюз.
Узнают главные принципы музыкальных сцен драматургии (контраст) Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные: эмоционально воспринимать произведения искусства другого народа, определять основное настроение и характер музыкального произведения, уважительно относиться к музыкальному творчеству американского народа Хоровое пение.
Беседа.
Интонационно-образный и сравнительный анализ. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму Найти в Интернете другие исполнительские трактовки «Колыбельной Клары».
Сравнить два образных мира опер «Иван Сусанин» М. Глинки и «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. Найти общие и различные черты в воплощении оперных образов.
20-22 Портреты великих испол-
нителей. Елена Образцова Опера «Кармен» (фрагменты).
Ж. Бизе. Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен».
«Кармен» – самая популярная опера в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев Познакомятся с понятиями: увертюра, ариозо, колорит, хабанера, сегидилья, речитатив.
Научатся определять кульминационный момент оперы Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о музыкальном жанре – опера.
Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Вокально-хоровое интонирование. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму Творческая деятельность.
Подготовить презентацию на тему «О чем может рассказать увертюра к опере».
Записать свои эмоциональные впечатления от встречи с Кармен в творческую тетрадь
23-25 Портреты великих испол-
нителей Балет
≪Кармен-сюита≫ (фрагменты). Р. Ще-
дрин. Портреты великих исполнителей.
Майя Плисецкая Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета Познакомятся с понятиями: сюита, транскрипция.
Научатся:
– анализировать составляющие средства музыкальной выразительности;
– называть полные имена композитора Р. К. Щедрина и балерины М. М. Плисецкой Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о жанре – балет.
Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; работая по составленному плану, использовать наряду с основными средствами дополнительные (ИКТ, справочную литературу).
Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений Вокально-хоровое интонирование.
Слушание музыки. Определение средств музыкальной выразительности Найти в Интернете аудио- и видеофрагменты оперы «Кармен». Сравнить исполнительские трактовки образов.
Записать в творческую тетрадь свои впечатления от музыки балета «Кармен-сюита» Р. Щедрина
26–27 Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в совре-
менной обработке (постановка и решение учебных задач; рефлексия) Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии Познакомятся с популярными хитами из мюзиклов и классикой в совре-
менной обработке Научатся: определять национальный колорит народной музыки Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; добывать новые знания (информацию), полученные из различных источников и разными способами.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей Беседа. Слушание музыки.
Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение. Составить программу концерта «Музыкальные хиты современности»
28-30 В концертном зале. Симфония №7 («Ле-Нинградская») (фрагменты). Д. Шостако-
вич. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата (усвоение новых знаний) Знакомство с симфонической картиной Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостако-
вича.
Живописность музыкальных образов симфонической картины Познакомятся с понятиями: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина.
Научатся:
– определять форму пьесы;
– выявлять связи в средствах выразительности музыки и литературы Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о симфонии.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, самостоятельно определять основные темы
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности Слушание музыки.
Хоровое пение Подготовить сообщение на тему «Можем ли мы увидеть музыку».
31 Музыка в храмовом синтезе искусств. Свет фресок Дионисия – миру.
В основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Сходство и различие художественного воплощения образов фресковой живописи в музыке Познакомятся с местом и значением колокольных звонов в жизни человека. Узнают, как называется праздничный колокольный перезвон.
Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки Познавательные: Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Регулятивные: Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Коммуникативные: Сочинять мелодии на поэтические тексты.
Личностные: Осуществлять собственный музыкально – исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Слушание музыки.
Хоровое пение.
Подобрать иллюстрации на тему «Фресковая живопись».
32 Неизвестный Г.Свиридов: песнопения и молитвы Значимость музыки в песнопениях и молитвах национальное своеобразие музыки
в творчестве русского
(Г. В. Свиридов) Узнают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. Познакомятся с основными событиями из жизни и творчества композиторов, Познавательные:
Актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки
Регулятивные: уделить внимание на различные выразительные средства (минорный лад, напряженные интонации, ровный спокойный ритм…)
Коммуникативные: прослушивание произведений Свиридова
Личностные: восприятие духовной музыки Слушание музыки.
Хоровое пение. Послушать му-
зыкальные произведения Г. В. Свиридова
33-34 Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин)Знакомство с симфоническим фрагментом для оркестра "Гейлигенштадтское завещание Бетховена" (2008)
Научатся:
– передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
– проявлять творческую инициативу Регулятивные: планировать свою учебную деятельность.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно-образный анализ Записать свои эмоциональные впечатления от встречи фрагментом для оркестра "Гейлигенштадтское завещание Бетховена" в творческую тетрадь
Описание материально-технической базы
Печатные средства обучения
Для учителя:
1. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1–8 классы [Текст] : метод. пособие с электронным приложением / Л. В. Золина. – М. : Глобус, 2008.
2. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Академия, 2000.
3. Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе [Текст] / Л. А. Рапацкая, Г. С Сергеева, Т. С Шмагина. – М. : Владос, 2003.
4. Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки [Текст] / Е. Л. Гуревич. – М. : Академия, 1999.
5. Петрушин, В. И. Слушай, пой, играй [Текст] / В. И. Петрушин. – М. : Просвещение, 2000.
6. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1989.
Интернет-ресурсы.
Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki Классическая музыка. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ruМузыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа : http://www.music-dic.ru Музыкальный словарь. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_musicДля обучающихся:
1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. – М. : Музыка, 1984.
2. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. – СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.
3. Музыка [Текст] : большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
4. Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. – СПб. : Композитор, 1997.
5. Булучевский, Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. – Л. : Музыка, 1988.
6. Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Средства обучения
1. Печатные пособия.
 Комплект портретов композиторов, исполнителей.
 Атласы музыкальных инструментов.
 Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
 Дидактический раздаточный материал.
 Карточки с обозначением выразительных возможностей музыкальных средств.
 Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
2. Информационно-коммуникационные средства.
 Антология русской симфонической музыки (8 CD).
 Большая энциклопедия России: искусство России (1 CD).
 Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
 Видеофильмы с записью известных оркестровых, хоровых коллективов, видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
 Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
3. Технические средства обучения.
Музыкальный центр, видеомагнитофон/видеоплеер, CD/DVD-проигрыватели, компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотокамера цифровая, видеокамера цифровая.
4. Учебно-практическое оборудование: музыкальные инструменты (пианино, рояль); баян/аккордеон; скрипка, гитара; клавишный синтезатор; комплект детских музыкальных инструментов, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры; музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
8 класс

Приложенные файлы


Добавить комментарий