Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.


Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Только тот сможет стать настоящим педагогом,
кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
Я, Макарова Светлана Ивановна работаю воспитателем в МБДОУ детском саду № 31. Мой педагогический стаж3 5 лет. Организую свою деятельность в соответствии с ФГОС ДО и ООП МБДОУ детского сада №31, разработанной на основе ООП дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, использую в работе программный материал Сорокиной Н. Ф., Миланович Л. Г. «Театр- творчество-дети».
Взаимодействуя с детьми, общаясь с коллегами, встречаясь с родителями воспитанников дошкольного учреждения, я постоянно нахожусь в творческом поиске, в целях повешения профессиональной компетенции и самореализации в обществе. В своей педагогической деятельности предпочитаю нетрадиционные занятия с дошкольниками, где возможно проявление творчества, инициативы и самовыражения всех участников образовательного процесса.
«Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет
жизненной тропой».
Тема моей работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
Мною были изучены материалы Антипиной Ч. А. «Театральная деятельность в детском саду», Чуриловой Э. Г. «Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников». Я познакомилась с методическими материалами Сорокиной Н. Ф., Миланович Л. Г. «Театр- творчество-дети».
Дальнейшее создание условий предусматривало оснащение РППС в группе в соответствии ФГОС ДО. Был выделен и насыщен Уголок театра, где представлены костюмы и маски знакомых сказочных персонажей, атрибуты для осуществления игр-драматизаций. Имеются несколько видов театра: бибабо, пальчиковый театр, теневой и т. д.
Для выявления уровня развития детей в частности, развития творческой активности, был осуществлён мониторинг.
Значимость и актуальность данной работы распространяю среди коллег, выступая по данной теме на педагогическом совете ДОУ и публикую свои достижения и педагогический опыт на страницах сетевых педагогических сообществ.
Существует проблема, которая волнует множество педагогов, психологов, родителей. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Работу с детьми организую, основываясь на следующих принципах Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год.
Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязанных с другими разделами программы МБДОУ детского сада №34.
Принцип координации деятельности педагога – деятельность воспитателя согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
Принцип преемственности – взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи (родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье).
Цель моей работы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрального искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Формировать у детей образно – выразительные умения, имитируя характерные движения героев сказок.
2. Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
3. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
4. Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.
5. Помочь детям самоутвердиться, самореализоваться в группе сверстников, повысить свой статус в детском коллективе - из числа робких, застенчивых перейти к числу активных, успешных.
Ведущая педагогическая идея – развитие ребенка, как активной и творческойличности в процессе театрализованной деятельности с детьми.
Мною выделены основные направления работы по организации театральной деятельности с детьми:
Театральная игра-
Задачи: Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика-
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи-
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Работа над спектаклем-
Задачи: формировать умения отображать сюжет, этюд по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).
Игра - основной вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры - это театрализованные игры. Именно в них решаются задачи детской театрализованной деятельности. В ходе наблюдения за детьми я сделала вывод, что этот вид игр развлекает ребятишек и воспитывает морально и эстетически, развивает память, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями.  Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от его содержания и, особенно, от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры (игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения). В них развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
В регламентированной образовательной деятельности с детьми театрализованнаяигра включается мной как игровой прием или форма обучения дошкольников. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения регламентируемой образовательной деятельности, способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы (Тема РОД: «К нам приехал цирк .игровой приём: « выступление учёного медведя» и т. д).
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией - «Строим домик-театр».
Всё это развивают творческие способности ребенка и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

- Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры.
- Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору.
- Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний.
- Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа).
- Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.
- Развитие творческих способностей ребенка.
Вовлечение детей в театральную деятельность, осуществляю с применением следующих приёмов:
1. Выбор детьми роли по желанию;
2. Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; 3. Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
4. Проигрывание ролей в парах.
Используя методический материал М. Ф. Сорокиной и Н. Г. Миланович, я постепенно расширяю игровой опыт младших дошкольников за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши.»)
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).
У детей  отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка.», «Тили-бом»).
Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивает дошкольника всесторонне, но и помогает раскрыть детское творчество в интеграции со всеми образовательными областями.
Решение задач по развитию творческой активности происходит во всех видах детской деятельности (коммуникативной, двигательной, изобразительной, музыкальной, и т. д.).
В целях, выявления результативности развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности я провела педагогическую диагностику 2 раза в год (в начале и в конце года). Анализируя её итоги за 2016-2017 учебный год можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста заметно улучшились показатели (методический инструментарий Б. Ф. Ломова, характеризующие развитие творческой активности детей.
Развитие театральной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Мною проведено родительское собрание на тему: «Театр и детское творчество», выпущены буклеты «Детский театр –дорога к творчеству». Привлекаю родителей к участию в миниспектаклях, развлечениях в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае, наша совместная работа способствует интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому и творческому развитию детей. Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Благодаря сетевому взаимодействию МБДОУ детского сада №31 п Дружба Домом творчества, , с сельской библиотекой мы посещаем данные учреждения с целью ознакомления с социальным окружением, с миром предметов, с новыми людьми, расширяя тем самым опыт общения, культурного поведения. В перспективе мы с детьми планируем показ миниспектакля для посетителей сельской библиотеки.
Свой педагогический опыт и свои достижения распространяю среди педагогов, выступая на педагогическом совете МБДОУ детского сада № 31 Участвовала в семинаре нашего ДОУ. Систематически пополняю предметно пространственную средудля воспитанников в соответствии ФГОС ДО для успешного решения творческихзадач в детском коллективе. Мною разработаны рекомендации для родителей и даны консультации по данной проблеме:  Этот волшебный театр», « Советы родителям» и т. д.
Транслирую свой педагогический опыт через педагогические сетевые сообщества. Я зарегистрирована на образовательном портале МААМ. RU, где публикую свой опыт работы.
Список литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования
"ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией H.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Антипина Ч. А., Театральная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 2013
3. Березина В. Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам.
- Просвещение, 2000.
5. Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995.
6. Рогов Г. Л. Театр в жизни. Сб. «Эстетическое воспитание в семье» –
М.: Искусство, 2001.
7. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г., Театр- творчество-дети. – М. СФЕРА, 2005
8. Чурилова Э. Г., Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников. – М.: Искусство, 2002

Приложенные файлы


Добавить комментарий