Рабочая программа кружка Танцевальная мозайка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 (центр образования) г. Суворова»
 
 
ПРИНЯТАпедагогическим советом
протокол № 1от 31 августа 2017 УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №5 ЦО г. Суворова»
_________________Е.В. Медведева
Приказ № 255/1 от «31»августа2017
 
Рабочая программа
кружка «Танцевальная мозаика»
для детей 6– 7лет
 
 
 
Разработала
музыкальный руководитель:
Борисова Е.А.
 

г. Суворов
 
 
Пояснительная записка
 
     Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
      Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности,  заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
      Актуальность
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 6-7 лет.
     Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 
      Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.
    Программа разработана в соответствии с основной образовательной программы дошкольного образования МБОУ «СОШ №5 ЦО г. Суворова» на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» /под ред. И.Каплуновой, И.Новоскольцевой,сиспользованием элементов технологии  по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной парциальной программы по хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой.
       Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством  хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства
Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей.
Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с6 до 7 лет. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч.
 
Группа Продолжительность Количество в неделю Количество
в год
Подготовительная
к школе группа 30 мин. 1 36
 
      Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
 
      В возрасте 6 – 7 летребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
     Основные:
ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением;бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;общеразвивающие упражнения -  на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения -  различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);
плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3.Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
4.Развитие творческих способностей:
Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5.Развитие и тренировка психических процессов:
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».
6.Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
     Показатели уровня развития детей:
выразительность исполнения движений под музыку;
умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
 
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
            В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы  хореографической студии «Танцевальная мозайка» после освоения  содержания программы ожидаются следующие результаты.
Ребенок будет знать:
музыкальные размеры, темп и характер музыки;
хореографические названия изученных элементов;
требования к внешнему виду на занятиях;
знать позиции ног.
Ребенок будет уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся.
Тематический план
       ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
 
                                                                Общее количество часов – 36
Количество в неделю – 1
Период прохождения
Материала Перечисление тем Количество
часов
  Перечисление тем практика Количество
часов
      Итоговые
мероприятия Кол-во
  часов
 
 
 
 
 
Сентябрь Тема1.«Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
 Тема 2.
«Лимонадный дождик» исп. гр.Непоседы (слушание)  
 
 
 
 
2 Тема 1.
«Волшебная осень»
«Кружение детей на счет 8»
«Пружинка с поворотами»
 
 
 
 
 
 
3  
 
 
 
 
«Золотая осень»
 
   
 
 
 
 
 
1
 
 
 
 
 
 
Октябрь
 
  Тема 3.
«Лимонадный дождик» исп. гр.Непоседы (разбор характера музыки, определние жанра произведения)  
1  
3  
Ноябрь Тема 4.
«Зимушка-зима»
Слушание классической музыки. Вальс  
1
Отработка движений вальса  
3 Новогодний праздник  
 
Декабрь Тема 5
«Здравствуй, здравствуй, новый год»
Слушание классической музыки, посвященной зиме.
 
 
1 Отрабатывание движений танца снежинок  
 
3  
 
 
 
 
 
1
 
Январь Тема 6.
«Рождественские встречи" Слушание рождественской музыки
   
1 Отрабатываниехороводных движений.
Танец «Самовар» (стилизация под русский народный)  
2 «Масленица»  
Февраль Тема 7.
«Русский народный танец» Слушание русской народной музыки
   
1  
3  
Март Тема 8.
«Милая мамочка»
Слушание песен о маме.
 
   
1 Отрабатывание движений польки
Отработка движений танца с цветами  
4  Утренник, посвященный 8 марта
 
«Весна стучится в окна»  
 
 
1
 
Апрель Тема 9.
«Журчат ручьи»
Слушание классической музыки и песен о весне. Определение жанра и характера музыки
                  
                 1  
                3  
        Май Тема 10.
«Ах, лето…»
Слушание песен о лете.
 
   
 
                 1
 
   
Отработка движений галопа  
 
               3  
Выпускной  
 
      1
 
 
Материально – техническое обеспечение:
Музыкальный зал.
Нотно-методическая литература.
Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:
а) Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
Фортепиано.
Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов.
 Диагностика
Методика выявления уровня развития чувства ритма,(Разработана на основе методик А.Н. ЗиминойИ  А.И. Бурениной). 
Старший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
Движение.
  1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения  (3-х частная форма):
      высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения       
                         соответствуют характеру музыки;
      средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
      низкий –  смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру   музыки.
  2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения  (фрагмента) после предварительного прослушивания:
      высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
      средний -  движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при  выполнении движений;
      низкий  –  движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
  3) соответствие ритма движений ритму музыки:
       высокий – чёткое выполнение движений;
       средний – выполнение движений с ошибками;
       низкий  – движение выполняется не ритмично.
  4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):
      высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
      средний – допускает 1-2 ошибки;
      низкий  –  не справляется с заданием.
Воспроизведение ритма.
  1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
      низкий – неверно воспроизводит ритм песни
  2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
      средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.
  3) воспроизведение ритма песни шагами:
      высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
      средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
      низкий –  допускает много ошибок или не справляется с заданием.
  4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):
      высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
      средний – допускает 2-3 ошибки;
      низкий  – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
Творчество.
  1) сочинение ритмических рисунков:
      высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
      средний – использует стандартные ритмические рисунки;
      низкий – не справляется с заданием.
 2)  танцевальное:
      высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно;  
   использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;
      средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
      низкий –   не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка
Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.
Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные  «па».
Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания)      изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.
3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.
2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.
1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;
 
Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.
3см и меньше – низкий уровень (1 балл).
4-7см – средний уровень (2 балла)
8-11см – высокий уровень (3 балла).
Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).
Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.
3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
2 балл – средняя подвижность позвоночника.
1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).
Упражнение «Кто из лесу вышел?»
После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).
Упражнение «Заведи мотор».
 Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).Упражнение «Страусы».
Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).
3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).
Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису»,  «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».
 
Развитие чувства ритма.
Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания.
 
Упражнения с ладошками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.
4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).
 
1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.
2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.
3 балла – точно передает ритмический рисунок.
Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.
Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая  творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает  характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений. 
Третьему уровню  (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения   за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.

Приложенные файлы


Добавить комментарий