Рабочая программа дополнительного образования Народные узоры

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 65 Г. ТОМСКА.


Согласовано Утверждаю:
на заседании Директор школы № 65 г. Томска методического совета ___________ Е.А.Дягилева
МАОУ СОШ №65 г. Томска Приказ № от 01.09.2016 г.
Протокол № от 01.09.2016 г.
.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Народные узоры»
Срок реализации 1 год.
Возраст детей от 7 до 17 лет

Количество часов в год: 153 часа
4,5 часа в неделю (0,25 ставки)





Педагог дополнительного образования
Петрова Юлия Владимировна





Томск, 2016

Содержание:


1. Пояснительная записка....... 3 стр.
2. Учебно-тематическое планирование............ 7 стр.
3. Содержание программы............... 8 стр.
4. Методическое обеспечение программы....11 стр.
5. Список литературы ........ 12 стр.
6. Календарно-тематическое планирование..13 стр.


Пояснительная записка
Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий современной школе нужны кружки декоративно-прикладного, культурологического циклов.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс общекультурного направления, способствующий формированию активной творческой личности, развитию чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, ощутить духовный комфорт. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит познакомить младших школьников с возможностями цвета, форм, линий, развивает способность воспринимать их. Занятия, дидактические игры по лепке и росписи изделий декоративно-прикладного искусства дают возможность младшим школьникам узнать приемы лепки и рисования, учат составлять узоры на различных формах, усваивая цвета данной росписи. Знакомство детей с произведениями народного искусства, обогащает впечатление; школьники видят, как многообразие форм, цветов и оттенков может быть использовано мастерами народного творчества.
Программа составлена на основе Программы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Соответствует возрастным особенностям младшего школьника и имеет практическую направленность.
«Народные узоры» планирует лишь поверхностное знакомство с русским народным творчеством, так как в последующих классах каждый из предусмотренных к изучению видов русского народного творчества, а также творчество других народов мира (в частности Индии, Китая, Турции, Украины) будут изучаться подробно.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими эстетического материала, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Занятия художественно – практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка, знакомят с историей развития народных промыслов нашей Родины.
Периодичность работы, наличие определенного количества времени создают условия для успешной реализации психолого-педагогических задач. Продуманное сочетание обучения и отдыха на занятиях по изобразительному искусству снимает жесткую регламентацию, характерную для учебного процесса. Это влечет за собой изменение эмоционального состояния ребенка в сторону снятия эмоционального напряжения и расширяет рамки использования упражнений, тренингов, заданий для развития чувственного восприятия.
Цель программы: создание условий для формирования художественно-творческих способностей, эмоционально – образного восприятия действительности младших школьников посредством знакомства с изделиями народного художественного творчества.


Задачи программы:
ознакомление учащихся с разнообразием изделий народно-прикладного искусства, отличительной особенностью их росписи и палитры;
формирование навыков работы по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
развитие мотивационной сферы учащихся, воображения, умения фантазировать;
вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру, любви к родной стране, ее природе, культуре, народным традициям, людям.
Прогнозируемые результаты работы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам декоративно-прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
различать способ и результат действия;
 совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;
строить речевые высказывания в устной форме;
строить рассуждения об объекте народного творчества, его росписи;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать возможность существования различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
задавать вопросы;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
использовать речь для регуляции своего действия;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате освоения программы «Народные узоры» формируются следующие предметные умения:
начальные знания по композиции и орнаменту;
умение ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
отличать различные виды народных промыслов: Городецкая роспись, Мезенская роспись, Урало-сибирская роспись, Петриковская роспись, Хохлома, Гжель, Жостово; Дымковская и Каргопольская игрушка; Семёновская, Загорская, Полховская матрёшка, Турецкие узоры, китайские орнаменты.
выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
работать как самостоятельно, так и в коллективе;
иметь представление о народной культуре России и других стран мира;
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
правила безопасности труда;
красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять выполненную работу.
Отсутствие контроля деятельности в виде отметок позволяет перенести акцент с результата на процесс, что значительно повышает его качественную сторону. На первый план выступает самооценка, соотнесение своего мнения с мнением коллектива. Свободная деятельность в группе обогащает личный опыт ребенка, тем самым ускоряя творческий процесс.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов



Теория
Практика
Всего часов

1
Введение
2

2

2
«Русские народные узоры»
2

2

3
Городецкая роспись
2
8
10

4
Хохломская роспись
2
8
10

5
Дымковская игрушка
2
8
10

6
Гжель
2
8
10

7
Сестрицы-матрешки
2
24
26

8
Каргопольская игрушка
2
8
10

9
Жостовская роспись
2
8
10

10
Урало-сибирская роспись
2
8
10

11
Мезенская роспись
2
8
10

12
Народные узоры разных стран мира
2

2

13
Турецкие узоры
2
8
10

14
Петриковская роспись
2
8
10

15
Индийская мехенди
2
8
10

16
Китайский орнамент
2
8
10

17
Подведение итогов (портфолио)

1
1


Всего часов
32
131
153


Содержание программы
Введение - 2 часа.
Знакомство с различными материалами и приспособлениями для рисования. Особенности декоративно-прикладного творчества: художник и зритель. Передача настроения в творческой работе (в живописи) с помощью цвета, линии, пятна. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства. Роль изобразительных искусств, их связи с жизнью. Узор и орнамент. Виды орнаментов. Узор в полосе и по кругу.
Русские народные узоры – 2 часа.
Искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности. Искусство росписи народов России.
Городецкая роспись – 10 часов.
История возникновения Городецкой росписи.
Особенности выполнения рисунка в стиле Городца. Основные элементы Городецкой росписи – круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Сложился и свой прием росписи – сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалевок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» – когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
Виды рисунка: городецкие цветы, лист, ягоды, птицы, конь.
Хохломская роспись – 10 часов.
История возникновения Хохломской росписи.
Техника хохломской окраски. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Виды хохломской росписи. Много места мастер оставлял золотому фону.
Традиционный хохломской орнамент – сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.
Самый распространенный орнамент в хохломской росписи – травка. Самые затейливые узоры называют «кудрины». Узор ягодка. Чаще всего изображались такие ягоды как крыжовник, клубника, смородина и рябина.
Дымковская игрушка – 10 часов.
Цвет росписи игрушек ликующе-радостный, яркий, нередко контрастный в сочетаниях красок. В орнаменте много колец и кругов, варьируемых в размере и цвете.
Дымковские герои: круторогие барашки, молочница с коровой, олени, дымковский конь, поросенок, рыбы, дымковская барыня, птичница, водоноски, мамки-няньки, птичий двор.
Гжель – 10 часов.
История возникновения Гжели.
 Гжельская роспись. Познакомить с промыслом – «гжельская керамика». Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах, составлять композицию из гжельских цветов и птиц, расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи.
Сестрицы-матрёшки – 25 часов.
История возникновения русской матрёшки. Виды матрёшек: Семёновская, Загорская, Полховская.  Знакомство с особенностями росписи Семёновской, Загорской, Полховской матрёшек. Выполнение росписи матрёшек по народным мотивам. Современная матрёшка, её особенности.
Каргопольская игрушка – 10 часов
История возникновения каргопольской игрушки.
Знакомство с традиционными формами игрушек – Берегиней, Полканом, Тяни-толкаем. Ррасписывание фигурок. Характерным для каргопольских игрушек является очеловечивание животных. Медведи, барашки и козлы едут на санях, работают в кузнице. Простейшие элементы Каргопольской росписи – полоски, дуги и овалы.
Жостовская роспись – 10 часов.
История возникновения Жостовской росписи.
Роспись ведется в несколько последовательных приемов. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, Борта подноса расписывают легким «золотом».
Главная тема украшения жостовских подносов букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон.
Приемы Жостовской росписи. Знакомство учащихся с приемами жостовского письма идет на основе традиции, предусматривающей выполнение росписи в две стадии: замалевок, выправка.
Урало-сибирская роспись – 10 часов.
История возникновения Урало-сибирской росписи.
Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска. Знакомство учащихся с одной из разновидностей кистевой росписи, распространенной на Урале и в Западной Сибири.
Мезенская роспись – 10 часов.
История возникновения Мезенской росписи.
Предметы Мезенской росписи густо испещрены дробным узором  звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и красный  «земляная краска», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Основные мотивы геометрического [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  диски, ромбы, кресты  напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Среди орнаментов  изображения коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. 
Турецкие узоры – 10 часов.
Узор «пейсли», «турецкий огурец».
Пейсли декоративный орнамент каплеобразной формы.Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.
Петриковская роспись – 10 часов.
История возникновения художественного промысла «петриковка» в Украине.
Для петриковской росписи характерен растительный цветочный орнамент, продолжающий традиции украинского барокко. Разнообразие колористических и композиционных решений, применяемых материалов и техник. Подход к стилизации, трактовка традиционных элементов росписи Украины.
Индийские узоры – 10 часов.
История возникновения «мехенди».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Временным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (до трёх недель). Виды символов и обозначения мехенди. Роспись хной в наши дни.
Китайский орнамент – 10 часов.
История возникновения китайского орнамента.
Роль в китайском искусстве ритуалов и символов, а также устойчивость традиций прошлого (соблюдение канона). Космологические символы: небо, земля, солнце, стороны света, созвездия у истоков искусства Китая. Виды орнаментов, символика.
Подведение итогов работы за год – 1 час. Представление фото портфолио выполненных работ.
Методическое обеспечение программы
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются практико-ориентированные формы занятий: занятия-путешествия; творческие лаборатории, мастерские, практические работы, выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма;
- научности.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Методы работы:
Словесно - наглядный,
Наглядно - практический,
Практический.
Формы подведения итогов реализации программы:
- портфолио выполненных работ с фотографиями.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
1. Демонстрационный материал: тематические электронные презентации, видеофильмы "Русские промыслы", иллюстрации, альбомы по народному творчеству, таблицы с элементами росписей, схемы поэтапного рисования различных видов росписей, презентации.
2. Тематические раскраски по декоративно-прикладному творчеству
3. Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи
4.ЭОР: Дымковская игрушка: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; Википедия – свободная электронная энциклопедия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; Каргопольская игрушка: виртуальная галерея. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].ru
5. Ноутбук.
6. Краски гуашевые, альбом, кисти, карандаш, ластик, пластилин, деревянные дощечки.
Список литературы
Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Гайдаенко Е.А. «Нечто из ничего», изд. «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. - Изд.:АРКТИ , 2005.
Корчинова О.В. Детское прикладное творчество.- Изд.: Феникс, 2005.
Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996.
Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996.
Лыкова И.А. Дымковская игрушка. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
Е. Румянцева. «Украшения для девочек», изд. «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.
Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов, тем
Элементы содержания
Метапредметные результаты и деятельность учащихся
Дата




Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные


1-2
Вводное занятие. Элементы цветоведения.
Использование в деятельности различных материалов: гуашь, карандаш. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Передача настроения
в творческой работе с помощью цвета, линии, пятна.
Сформировать первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека, о различных материалах и их использовании. Способы передавать своё настроение с помощью цвета и формы, элементы цветоведения.
Соблюдать ТБ. Поддерживать порядок на рабочем месте. Адекватно воспринимать оценку товарищей
Формировать умение слушать и слышать. Строить высказывания, выражающие свои чувства


3-4
«Русские народные узоры»
Русское народное творчество. Составление узора в полосе и по кругу. Виды орнаментов.
Выбирать элементы узора для создания композиции. Анализировать имеющуюся информацию, отражать своё настроение, выбирать способы работы и материалы.
Удерживать учебную цель, строить план работы
Представлять свою работу, используя текст-описание. Давать словесную оценку работе других, принимать оценку своих работ


5-6
История создания и развития городецкой росписи
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастеров Городецкой росписи Представление об узоре, орнаменте,
сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись
Формировать представление о Городецкой росписи как народном промысле России
Постановка учебной задачи
Формулировать своё мнение


7
Городецкие орнаменты

Формировать представление об элементах городецкой росписи, анализировать образец
Выбирать способы деятельности, планировать этапы работы
Выслушивать мнение окружающих, выражать своё мнение


8-10
Городецкая птица
Знакомство с изображением городецкой птицы.
Декоративное оформление изделий, творческая работа по замыслу
Определять тему работы, удерживать цель, контролировать процесс
Объяснять свой выбор, доказывать


11-14
Городецкий конь
Знакомство с изображением городецкого коня. Роспись дощечки.

Анализировать образец, выбирать приёмы работы
Работа по схеме, корректировать работу
Аргументировать свой выбор, строить высказывания


15-16
История создания и развития хохломской росписи
Орнамент и стиль эпохи.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

История происхождения хохломы, основные виды орнамента, цвета, изделия, техника выполнения работы.


Использование трафарета, правила безопасности при работе с ножницами
Формировать представление о Хохломской росписи как народном промысле России
Постановка учебной задачи.

Определять тему работы, удерживать цель,
планировать этапы работы
Формулировать своё мнение


17
Основные цвета и орнаменты в хохломе

Формировать представление об элементах хохломской росписи, анализировать образец

Выслушивать мнение окружающих, выражать своё мнение


18-20
Роспись тарелки в стиле «Хохлома»


Декоративное оформление изделий, творческая работа по замыслу

Объяснять свой выбор, доказывать


21-23
Хохломская роспись. Огненная жар-птица.

Анализировать образец, выбирать приёмы работы
Работа по схеме
Аргументировать свой выбор, строить высказывания


24
Хохлома. Сувениры. Самостоятельная работа

Определять способы выполнения работы, выбирать материалы и элементы росписи
Удерживать цель работы, учитывать этапы работы
Доказывать, используя язык изобразительного искусства, оценивать работу товарищей


25-26
История создания и виды дымковской игрушки
Русские народные игрушки. Виды и формы дымковской игрушки.
Формировать представление о Дымковской игрушке как народном промысле России
Постановка учебной задачи
Формулировать своё мнение, задавать вопросы


27-28
Дымковская игрушка. Использование символического орнамента.
Основные цвета, символика и виды орнамента. Передача настроения в творческой работе при помощи цвета. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.
Формировать представление об элементах росписи дымковской игрушки, анализ символических знаков
Планировать работу, работать по схеме, корректировать работу
Выслушивать мнение окружающих, выражать своё мнение


29




30

31
«Дымковская игрушка» Изображение животных.
Конь


Выполнение рисунка «Дымковская игрушка». Изображение коня, петушка, индюка


Декоративное оформление изделий, творческая работа по замыслу, выбор символических знаков

Определять тему работы, удерживать цель, планировать этапы работы, проверять


Объяснять свой выбор, доказывать, оценивать работу товарищей



Петушок







Индюк






32-33
«Дымковская игрушка» Изображение людей.
Барыня.
Выполнение рисунка «Дымковская игрушка».Барыня. Создание образа городской модницы и хозяюшки.
Формировать представление о способах изображения людей у мастеров Дымкова. Анализ образов
Планировать работу, корректировать свои действия
Давать эмоциональную оценку своей работе и работам товарищей


34
«Дымковская игрушка»
Самостоятельная работа по выбору учащихся. Выставка работ
Определять способы выполнения работы, выбирать материалы и элементы росписи
Удерживать цель работы, контролировать процесс выполнения
Доказывать, используя язык изобразительного искусства, оценивать работу товарищей


35-36
История создания и развития росписи Гжель
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастеров гжели
Формировать представление о Гжели как народном промысле России, красоте родной страны
Постановка учебной задачи
Формулировать своё мнение, высказываться художественным языком


37-38
Гжельские цветы
Представление о характерном узоре, орнаменте,
сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись
Изучение некоторых особенностей построения орнамента.
Анализ образца
Удерживать цель, планировать работу
Проговаривать последовательность действий


40-41
Гжель. Роспись кувшина.
Составление цветочного узора. Роспись кувшина.
Обработка полученной информации, умение делать выводы
Планирование этапов работы
Совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности


42-43
Гжельская птица.
Знакомство с изображением гжельской птицы. Составление узора с птицей.
Знакомство с элементами гжельской росписи и манерой рисования птицы
Работа по схеме
Выражать своё мнение, описывать действия


44
Гжельская фантазия.
Роспись предмета быта по выбору учащихся по мотивам гжельской росписи.
Анализ и исследование образца. Выбор способа работы и материалов
Составление схемы работы, самоконтроль
Представлять результаты своей работы


45-46
История создания и виды матрёшек
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастерами росписи матрёшек.
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастеров по росписи матрёшек История создания матрёшки
Формировать представление о матрёшках как народном промысле России
Постановка учебной задачи


47-50
Загорская матрёшка
Виды матрёшек: Загорская , Семёновская, Полхов-Майданская. Представление о характерном узоре, орнаменте. Составление узора по мотивам народных мастеров. Роспись дощечек всех видов матрешек.
Декоративное оформление изделий, творческая работа по замыслу, выбор элементов декора


Определять тему работы, удерживать цель, планировать этапы работы, проверять
Объяснять свой выбор, доказывать, оценивать работу товарищей




51-54
Полхов-майданская мартёшка






55-58
Семёновская матрёшка.






60-70
Современная матрёшка. Самостоятельная работа
Современная матрёшка. Особенности её росписи и внешнего облика
Сравнение различных стилей росписи матрёшек, ознакомление с различными современными видами росписи
Планирование творческой деятельности, самоконтроль
Умение представлять свою работу, высказывать своё мнение о чужой работе


71-72
История создания каргопольской игрушки.
Знакомство с историей создания каргопольской игрушки, её особенности.

Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастеров каргопольской игрушки История создания игрушки
Формировать представление о каргопольской игрушке как народном промысле России
Постановка учебной задачи, проговаривание цели


73-74
Простейшие элементы каргопольской росписи – полоски, дуги и овалы.

Представление о характерном узоре, орнаменте,
сфере применения. Составление узора и его роспись.
Изучение некоторых особенностей построения орнамента.
Анализ образца
Удерживать цель, планировать работу. Работа по схеме
Проговаривать последовательность действий


75-76
Каргопольская берегиня.
Роспись характерных игрушек. Особенности сочетания цветов, расположения элементов узора. Понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма.
Реализация собственного замысла в декоративном оформлении игрушек, выбор элементов росписи.
Планирование этапов работы, поэтапный контроль
Эмоционально оценивать свою работу и работы товарищей, учитывать недостатки


77-78
Каргопольский полкан






79-80
Каргопольский тяни-толкай






81-82
История создания жостовской просписи
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. История возникновения жостовской росписи, особенности работы в данной технике, основные виды орнамента, формы подноса. Симметрия, правила композиции. Особенности техники росписи.
Формировать представление о жостовской росписи как народном промысле России, красоте родных просторов
Постановка учебной задачи
Формулировать своё мнение, высказываться художественным языком


83-84
Жостовский букет
Составление цветочного орнамента. Букет, гирлянды, натюрморт
Изучение некоторых особенностей написания цветочного орнамента. Использование ярких выразительных цветов.
Удерживать цель, планировать работу. Работа по схеме
Проговаривать последовательность действий


85-87
Поднос в стиле жостовской росписи
Различные формы подноса. Симметрия, правила композиции. Особенности техники росписи.
Обработка полученной информации, умение делать выводы, создавать свою композицию
Планирование этапов работы, контроль, коррекция
Высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, слушать.


88-90
Я – мастер.
Русское народное творчество. Творческая работа по выбору учащихся. Выставка работ.
Анализировать имеющуюся информацию, отражать своё настроение, выбирать способы работы и материалы.
Планировать работу, корректировать действия, проверять
Представлять свою работу, используя текст-описание. Давать словесную оценку работе других, принимать оценку своих работ


91-92
История создания и развития Урало-сибирской росписи
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастеров Уральской домовой росписи.

Формировать представление о красоте родной страны. Познакомить со смысловым значением элементов росписи их связью с жизнью.
Постановка учебной задачи
Формулировать своё мнение, высказываться художественным языком


93-94
Уральские ягодки
Представление о характерном узоре,
сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись
Изучение некоторых особенностей построения орнамента.
Анализ образца
Удерживать цель, планировать работу
Проговаривать последовательность действий


95-96
Уральские прописки
Представление о характерном узоре, орнаменте, сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись
Обработка полученной информации, умение делать выводы
Планирование этапов работы
Совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности


97-98
Уральские листья
Знакомство с изображением урало-сибирской росписи листьев, трав, семян
Знакомство с элементами уральской росписи и манерой рисования листьев
Работа по схеме
Выражать своё мнение, описывать действия


99-100
Уральские цветы
Составление цветочного узора. Роспись кувшина.
Изучение некоторых особенностей построения орнамента.
Удерживать цель, планировать работу
Проговаривать последовательность действий


101-102
История создания Мезенской росписи по дереву
Ознакомление с историей возникновения Мезенской росписи. Составление узора и его роспись в полосе.
Формировать представление о Мезенской росписи как народном промысле России
Постановка учебной задачи
Формулировать своё мнение


103-104
Мезенский узор и орнамент. Основы декоративной композиции
Составление узора в полосе и по кругу геометрического орнамента. Орнамент в быту. Украшение геометрическим орнаментом предметов быта.
Выбирать элементы узора для создания композиции, анализировать образец, называть геометрические фигуры
Удерживать учебную цель, строить план работы
Задавать вопросы, слушать и слышать, проговаривать последовательность действий


105-110
Простейшие элементы мезенской росписи – диски, ромбы, кресты

Представление о характерном узоре, орнаменте,
сфере применения. Составление узора и его роспись.
Изучение некоторых особенностей построения орнамента. Анализ образца
Удерживать цель, планировать работу. Работа по схеме
Проговаривать последовательность действий


111-112
«Народные узоры разных стран мира»
Народное творчество разных стран мира (Турция, Индия, Китай, Украина).
Анализировать имеющуюся информацию, отражать своё настроение, выбирать способы работы и материалы.

Задавать вопросы, слушать и слышать.


113-114
Турецкие узоры
Ознакомление с орнаментом стран Ближнего Востока. Представление о характерных узорах, сфере их применения.
Формировать представление о промыслах стран Ближнего Востока.
Постановка учебной задачи
Совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности.
Задавать вопросы, слушать и слышать.


115-116
История возникновения турецкого орнамента
Ознакомление с историей возникновения Турецкого орнамента. Составление узора и его роспись в полосе.
Формировать представление об особенностях построения турецкого орнамента.
Постановка учебной задачи
Формулировать своё мнение. Проговаривать последовательность действий.


117-120
Турецкие бобы (узор «турецкий огурец»)
Составление миндалевидного узора с заостренным загнутым вверх концом.
Обработка полученной информации, умение делать выводы
Планирование этапов работы
Проговаривать последовательность действий.


121-122
Я – мастер
Творческая работа по выбору учащихся. Выставка работ.
Анализировать имеющуюся информацию, отражать своё настроение, выбирать способы работы и материалы.
Планировать работу, корректировать действия, проверять
Давать словесную оценку работе других, принимать оценку своих работ


123-124
История создания Петриковской росписи
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. История возникновения Петриковской росписи, особенности работы в данной технике, основные виды орнамента.
Формировать представление о художественном промысле Украины, декоративно-орнаментальной живописи.
Удерживать цель, планировать работу. Работа по схеме
Формулировать своё мнение, высказываться художественным языком


125-132
Техника росписи растительного цветочного орнамента Петриковской росписи
Составление цветочного орнамента. Букет, гирлянды. Роспись дощечки по мотивам Петриковской росписи.
Изучение некоторых особенностей написания цветочного орнамента. Использование ярких выразительных цветов.
Удерживать цель, планировать работу.
Работа по схеме
Проговаривать последовательность действий


133-134
История возникновения и виды Индийской мехенди
Виды, формы и значения индийской росписи. Составление узора и его роспись.
Формировать представление о мехенди как о народном промысле Индии.
Постановка учебной задачи
Формулировать своё мнение, задавать вопросы


135--137
Использование символического орнамента Индии.
Основные цвета, символика и виды орнамента.

Передача настроения в творческой работе при помощи цвета.

Освоение основ декоративно-прикладного искусства.
Роспись дощечки по мотивам индийского мехенди.

Формировать представление об элементах росписи хной в Индии, анализ символических знаков
Планировать работу, работать по схеме
Выслушивать мнение окружающих, выражать своё мнение


138-140
Павлин, цветок лотоса, Бог Ганеша


Удерживать цель, планировать работу.
Проговаривать последовательность действий


141-142
Бутон, цветки и листья, вьющийся стебель


Работа по схеме.



143-144
Искусство Китая.

Знакомство с историей искусства Китая.
Декоративно-прикладное искусство Китая.
Составление узора в полосе и по кругу геометрического орнамента.
Ознакомление с произведениями народных промыслов Китая – мастеров художественной резьбы по дереву и нефриту.
Формировать представление о Китайском народном промысле.
Постановка учебной задачи, проговаривание цели
Выслушивать мнение окружающих, выражать своё мнение


145-148
Основные цвета и орнаменты в китайской росписи

Формировать представление об элементах росписи мастеров Китая, анализировать образец




149-153
Роспись тарелки в китайском стиле
Орнамент в быту. Украшение орнаментом предметов быта.
Декоративное оформление изделий, творческая работа по замыслу
Удерживать учебную цель, строить план работы
Объяснять свой выбор, доказывать


154
Подведение итогов (портфолио)















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 315

Приложенные файлы


Добавить комментарий