Конспект урока по истории на тему: Начало реформации в Европе. Обновление христианства(7 класс)

Задачи:
- обучающие: выяснить основные причины, сформулировать цели участников Реформации и Крестьянской войны в Германии; познакомить с основными понятиями: Реформация, протестант, лютеранская церковь и деятельностью М. Лютера и Т. Мюнцера; определить итоги Реформации в Германии по Аугсбургскому религиозному миру.
-развивающие: продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение работать с текстом учебника и исторического источника, выделять главное и сворачивать информацию в виде сравнительной таблицы.
-воспитательные: развивать коммуникативные навыки; формировать толерантное отношение к людям другого вероисповедания.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: проблемный или частично поисковый метод.

Форма урока: урок получения нового знания.

На уроке используются внутрикурсовые связи (Возрождение, Великие географические открытия, научные открытия и др.)

Развитие умений учащихся: Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы.

Основные понятия и термины: Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант.

Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Европа в 16 веке», мультимедийная презентация, листы с документами, портреты известных деятелей Реформации.

Ожидаемые результаты:
Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; разным способам работы с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы. Предполагается приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.
Учащиеся должны овладеть умениями:
   определять и объяснять понятия;
   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
   рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи);
   определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
   обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;
   определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
   осуществлять самоконтроль и самооценку.
Ход урока.
I. Фронтальная беседа (подготовка к восприятию нового материала)
С ребятами проводится фронтальная беседа с целью актуализации знаний и совместном определении темы урока.
- Что такое Возрождение?
(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)
- Кого мы называем гуманистами?
(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)
- Почему их так называют?
(вера в силы и способности человека, внимание к человеку и его делам)

II. Учитель проводит мотивационную беседу:
«В жизни каждой цивилизации, каждой страны бывают события, которые влекут за собой коренные перемены в жизни народов.  Давайте подумаем, какие события в жизни нашей страны привели к изменению пути исторического развития общества». Ученики приводят примеры важных исторических событий в России (Куликовская битва, принятие Христианства на Руси)  К 16 веку в различных областях жизни европейского общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения.
- Какие? (Великие географические открытия, которые привели к революции цен, к появлению новых экономических отношений, изменился образ жизни и мысли людей, усиливалась власть монархов, формировался абсолютизм) Появился человек с новыми ценностями:
образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,
который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения.
- Как вы думаете, кому мешали идеи гуманистов? ( Человек становился образованным, более свободным в мыслях, чувствах, поступках. И это не могло не затронуть интересы католической церкви).
- Как вы думаете о преобразованиях в какой области мы будем говорить сегодня на уроке? ( об изменениях в области религии). Абсолютно верно изменения, происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.

Учащиеся записывают тему урока. (показ слайда №1)
Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства.
- Сегодня мы с вами рассмотрим самое значимое общественное движение в жизни Европы 16 века. Оно вошло в историю под названием Реформация.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран и познакомьтесь с планом урока. (слайд №2)
Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
Народная Реформация и крестьянская война
«Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Знакомство с проблемными заданиями:
У нас на доске написаны проблемные задания, на которые мы должны будем ответить после изучения темы урока.
Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.
Работа с терминами: (слайд №3)
Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей
(записать в тетрадь)
Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.
Реформация – движение за переустройство церкви.
(записать в тетрадь)
Изучение нового материала

I. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
Изучение первого пункта плана мы проведем путем организации работы в парах. Прочитайте первый пункт параграфа 11и попробуйте выделить основные причины Реформации и запишите их в тетрадь. На эту работу вам отводится 7 минут.

1) потребность верующих в духовном обновлении
- Под влиянием идей гуманистов менялось сознание людей.
Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.
Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.
Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.
2) сбор десятины
- А что такое десятина, ребята? Из курса истории средних веков вы должны это помнить. (Это церковный налог)
Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.
Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.
3) торговля индульгенциями
- Что такое индульгенция? (грамота о прощении грехов)
Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.
4) вмешательство духовенства в вопросы светской жизни
- Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы - вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.
Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.
5) гонения церкви на науку
(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)

Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы - вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.
Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.
Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

II. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию

В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь
толчок, чтобы началась открытая борьба. Эти толчком стала торговля индульгенциям.
- С чем было связано оживление торговли индульгенциями?( с развитием рыночных отношений)
В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер.
Выступление ученика с опережающим заданием о Мартине Лютере.
Лютер окончил городскую школу, затем изучал право. Стал основателем университета в Виттенберге. Был профессором богословия. На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов», в которых: осудил торговлю индульгенциями
церковь не может быть посредником между человеком и богом предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.
Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император
Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья. Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось
ниспровержение католицизма.

III. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
Изучение данного вопроса происходит путем работы над документами – «95 тезисов». Учитель проводит обсуждение по вопросам, отражающим сущность взглядов Мартина Лютера:
- Ребята, сейчас мы зачитаем некоторые из тезисов Мартина Лютера и выведем основные положения его учения.
Основной вопрос «как достичь спасения души?»

20. Итак, папа, давая "полное прощение всех наказаний", не подра-
зумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.

21.  Поэтому  ошибаются  те  проповедники  индульгенций,  которые
объявляют, что посредством папских  индульгенций  человек  избав-
ляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он  не  освобождает  от
того наказания, которое им надлежало, согласно церковному  праву,
искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо может быть дано полное прощение  всех  наказа-
ний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то  есть  немно-
гим.

24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для
всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

1) может ли индульгенция спасти человека? 
Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело. 
3) человек спасется только верой 1. Господь и Учитель наш Иисус Христос,  говоря:  "Покайтесь...",
заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

2. Это слово ["покайтесь"] не может быть понято как относящееся к
таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что со-
вершается служением священника).

3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию;  напро-
тив, внутреннее покаяние - ничто, если во внешней жизни не влечет
всецелого умерщвления плоти.
- Что же , по мнению Лютера может спасти человека?
2) вера обретается только через милость божью и не зависит ни от каких заслуг человека
36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное  осво-
бождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульген-
ций.

37. Всякий истинный христианин, и  живой,  и  мертвый,  принимает
участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, да-
же без отпустительных грамот.

3) единственный авторитет в делах веры – Священное писание
62. Истинное сокровище Церкви - это пресвятое  Евангелие  (Благо-
вестие) о славе и благодати Бога.

4) священники должны растолковывать Библию
5) должность священников – выборная
6) не признавалось монашество
7) церковь не должна владеть землями
8) удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,
богатые церковные одежды, пышные обряды)
9) церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам
10) богослужение на родном языке. (слайд №5)

Работа с терминами (слайд №6)
Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской (записать в тетрадь)

Физминутка
«Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.
«Атлет». Руки за спиной, кисти обхватывают локти. Сохраняя прямую спину, выполнить 5 приседаний за 15 секунд. Встать, глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, медленный выдох.
«Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный. Повторить 3 раза.

IV. Народная Реформация и крестьянская война
Рассказ учителя
Реформация в Германии проходила в форме крестьянской войны
(1524-1526)
Вождь народной Реформации – Томас Мюнцер
Ученик, которому было дано опережающее задание, кратко рассказывает о Томасе Мюнцере.
Вопрос о народной Реформации раскрывает учитель.
Причины:
1) рост цен (обесценивание денег- последствие Великих географических открытий)
2) дворяне и князья начинают захват общинных земель и сокращать крестьянские наделы
3) увеличение барщины и оброка (развитие ТДО)

Программный документ: «12 статей» (требования)
1) право выбирать священника
2) отмена зависимости крестьян
3) сократить барщину
4) отменить второстепенные повинности
5) возвратить общинные земли
6) установить справедливую арендную плату

Начало крест. Войны: лето 1524 года
1525 год почти вся Германия охвачена крест. Движением

Формы борьбы:
1) сжигали документы с записями повинностей
2) громили монастыри и замки
3) делили господский скот
4) возвращали общинные земли

Количество участников: около 40 тыс. чел
Учитель показывает на карте очаги крестьянских волнений.
Место: смотри карта стр.96 (юго-запад страны)

Итог: 1. дворяне разбили крестьянские отряды поодиночке
2. Мюнцер казнен
3. Уничтожено 100 тыс. человек

V. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:

часть князей напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму
часть князей начала захват монастырских земель. (Учитель показывает на карте территории, охваченные войной)

Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.

Работа с терминами: (слайд №7)
Протестанты – сторонники реформации церкви.
(записать в тетрадь)

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.

В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями:
1. Католичество и протестантство признавалось равноправными
2. Глава церкви -князь
3. Подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна , того и вера)
4. Пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе
5. Отменены пышные службы(убраны скульптуры, упразднены иконы)- церковь стала дешевой
Вывод. Уравнение в правах католиков и протестантов затормозило процесс создания на территории германии единого государства.

Закрепление изученного.
- Ребята, мы с вами познакомились с новой темой «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.»
- Что же такое Реформация? (движение за обновление христианства)
- Чем была вызвана религиозная революция? ( торговля индульгенциями. Поборы католич. церкви, образ жизни священников и римского папы, стремление церкви вмешиваться в дела светской власти)
- Кто впервые выступил с критикой католической церкви? ( Мартин Лютер)
- Как стала называться церковь, основанная на учении Мартина Лютера?
( лютеранская)
- К чему привела религиозная Реформация? ( к Реформации крестьянской )
- Как в последствии стали называть сторонников Реформации? ( протестанты )
- Когда был заключен Аугсбургский религиозный мир? Каковы были его итоги?
( в 1555 году, «Чья страна, того и вера», упрочил политическую раздробленность Германии ).
- Молодцы! А сейчас прошу вас самостоятельно составить синквейн на тему «Реформация». Через 4 минуты мы проверим, что у вас получилось.

Проверка синквейна, словесная оценка более верного ответа.

Реформация
Религиозная, народная
Сломала, привела, обновила
Крутой переворот
Реформа (слайд №8)

- Хорошо! Молодцы! Ну, а теперь мы работая совместно будем заполнять фишбоун по новой теме урока.
Можно вспомнить, что такое фишбоун.

- Что мы должны записать в голове нашей рыбы? ( основную идею изучаемой темы )
- Вспоминаем, что мы пишем на верхних плавниках рыбы – важные моменты или понятия темы, на нижних – последствия, к которым они привели.
- И в хвосте мы делаем выводы ( подводим итоги), к которым привели изучаемые события.
- Что, по вашему мнению, возмущало верующих католиков в поведении представителей католической церкви? (все перечисленное можно назвать политикой католической церкви ?
- И во что же вылилось недовольство политикой католической церкви( в возникновение различных религиозных течений)
- А что больше всего подвергалось критике верующих? (торговля индульгенциями)
- Кто впервые осудил продажу индульгенций? ( Мартин Лютер)
- К чему привело открытое выступление Лютера? (к распространению идей Реформации)
- Какие слои населения быстрее всех остальных отреагировали на распространение идей Реформации? ( крестьяне ). А какие чуть позже? (князья) Во что же вылилась поддержка Реформации крестьянами и князьями? ( в крестьянскую и княжескую Реформацию)
- Все большее шествие Реформации по Германии побудило императора Священной Римской империи и германской нации Карла V к каким действиям?
( к запрету лютеранства)
- А запрет лютеранства к чему привел? ( к рождению протестантизма)
- Чтобы прекратить войну в Германии и не потерять власть Карл вынужден был принять важное решение. Какое? ( заключить Аугсбургский религиозный мир)
- Какое важное решение было закреплено этим миром? ( «Чья страна, того и вера»)
- Ребята, для чего мы с вами заполняли фишбоун и составляли синквейн? ( чтобы уметь в краткой форме рассказать важные моменты изученной темы).
Проверка проблемного задания
1. Дешевая церковь, давала верующим больше свободы, должность священнослужителя мог получить каждый верующий.
2. Надолго затормозил процесс создания единого национального государства, что привело к отставанию Германии в развитии от других государств.
3. князья и крупные феодалы – получали церковные земли и усиление своей власти; крестьяне – снижение налогового бремени, а все верующие церковь, у которой слова не расходились с делом.

Подведение итогов урока.
Оценка деятельности обучающихся, выставление отметок за работу на уроке.

Записать домашнее задание параграф 11, подготовить ответы на вопросы к этому параграфу, а Елена Кочкарева, Татьяна Карцева и Андрей Шейфер подготовят ответы только на 1 и 2 вопросы; Степанова Александра получает задание – подготовить сообщение к следующей новой теме о Жане Кальвине; выполнить в рабочих тетрадях задания № 3, 5.












МБОУ Летуновская СОШ


















Урок по всеобщей истории для 7 класса по теме:
«Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.»













Подготовила учитель истории:
Сухарева И.А.





Март, 2014 г.

Приложенные файлы


Добавить комментарий