Дополнительная общеобразовательная программа Обучение игре на фортепиано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК»
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»


Протокол №_____ от _______ 2017г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
__________ Е.А.Карташова

Приказ №__________ от _________2017г.









Дополнительная общеобразовательная программа
«Обучение игре на фортепиано»
детского объединения «Музыкальная студия»


 






Программа ориентирована на детей от 6 до 15 лет
Срок реализации – 5 лет
Составитель: Маркелова Ирина Николаевна,
Методист, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»






Евпатория
2017 год

Пояснительная записка

Музыка – одно из могучих средств воспитания. Она способна выражать глубокие мысли, чувства, переживания.
Начальное обучение игре на фортепиано – удивительно живой, творческий процесс, в ходе которого дети знакомятся с музыкой, учатся ее понимать, у них формируется эстетический вкус, дети получают первоначальные навыки умения и навыки игры на фортепиано.
Обучение в классе фортепиано направлено на общее музыкальное развитие и обучение детей, формирование их эстетических вкусов на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки, а также произведений советских и современных композиторов.
Развитие навыков любительского музицирования сегодня является ядром всей системы общего музыкального образования, которое объединяет профессиональную работу педагога с запросами детей и их родителей, имеет практическое применение в жизни детей.

Данная дополнительная общеобразовательная программа (далее - Программа) является модифицированной, она составлена на основании Федеральных государственных требований к дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» (Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163), на основе образовательной программы по фортепиано «Музыкальный калейдоскоп» (автор Исаева Екатерина Олеговна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 603, г.Санкт-Петербург) и типовой программы «Фортепиано» для Детских музыкальных школ (МК СССР, 1988), адаптирована к условиям дополнительного образования детей. При составлении программы учтен личный опыт работы педагога. 
Направленность
Программа «Обучение игре на фортепиано» относится к программам музыкального направления, имеет художественно-эстетическую направленность и является общекультурной по уровню освоения.

Актуальность программы заключается в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на фортепиано. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития учащихся, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них. В любом случае обучение направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости и творчества. Актуальность данной программы состоит также в возможности творческого самовыражения ребенка и позитивной социализации посредством обучения навыкам исполнительского искусства. Актуальность предлагаемой программы определяется еще и запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития детей, реализация которых осуществляется в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» на бесплатной основе.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее освоения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Это достигается за счет развития музыкального слуха, внимания, памяти, координации движений, развития чувства ритма, основ сценического мастерства. Кроме того, программа позволяет познакомить детей с музыкальными произведениями мировой классики, лучшими образцами народной музыки, произведениями русских и зарубежных композиторов. В ходе реализации программы у детей воспитывается художественный вкус, трудолюбие, желание постигать азы мастерства.
Программа способствует также формированию и развитию личностных особенностей ребёнка. Освоение музыкальной грамоты развивает интеллект и логическое мышление, сопереживание исполняемой музыке, развивает эмпатию и расширяет спектр эмоциональных реакций ребёнка. Различные ассоциативные параллели между образами и явлениями окружающего мира и непосредственно исполняемым музыкальным материалом развивают образное мышление. Способность передавать слушателю различные оттенки настроения, раскрывать сущность музыкального образа, замысла произведения является основой фортепианного исполнительства.
Занятия на фортепиано положительно влияют на физиологическое развитие ребёнка: при правильной посадке и умелом пользовании игровым аппаратом формируется правильная осанка.
Развитие двигательной моторики, ловкости пальцев, гибкости и чёткости в движениях способствует формированию правильной речи и чёткой дикции, активизирует работу мышечного аппарата.
Анализ музыкальных произведений, изучение средств воплощения музыкального образа, знакомство с различными музыкальными формами сочинений содействуют развитию мышления учащегося.
Занятия музыкой формируют такие положительные качества характера, как терпение, усидчивость, внимательность, способность мобилизоваться в стрессовой ситуации (концертные выступления).
В целом, знакомство с лучшими произведениями мировой музыкальной культуры в процессе обучения способствует накоплению духовного багажа и повышению уровня музыкальной образованности учащегося, тем более что музыка напрямую связана с другими видами искусств.

Отличительной особенностью программы является то, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Работа над пьесами наполнена образными примерами. В процессе работы формируется чуткость, внимательность, отзывчивость по отношению к окружающим, чему способствует соответствующий подбор материала, включающий в содержание занятия сказки, стихи и песни.
Учитывая желание ребёнка скорее исполнить «настоящую музыку», на занятиях используется ансамбль, состоящий из учащегося и педагога (а в дальнейшем – двух учащихся). Ансамблевая игра способствует развитию метроритмического чувства и полифонического слуха.
Главное отличие данной программы от программ ДМШ:
- набор детей осуществляется, в первую очередь, на основании их желания обучаться игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей;
- внимание направлено на развитие интеллектуального кругозора и всего мировоззрения учащегося, не замыкаясь в рамках узкого профессионализма;
- осуществляется комплексная работа над развитием максимальной слуховой активности учащегося, его сосредоточенности, его глубокого вслушивания в исполняемое произведение;
- система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода. Теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

При реализации программы используются следующие общедидактические  принципы:
принцип наглядности обучения предполагает показ педагогом выразительных возможностей игры на фортепиано, использование аудио или видеозаписей выступлений как известных исполнителей, так и самих учащихся, применение в образовательном процессе иллюстративных материалов (названия музыкальных терминов, портреты композиторов и выдающихся исполнителей, репродукции картин);
принцип доступности в образовательном процессе направлен на установление определенного темпа изучения учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастными особенностями детей;
принцип ассоциативности применяется на занятиях с каждым учащимся для повышения уровня понимания музыкального материала, особенностей постановки исполнительского аппарата, выразительности динамических оттенков и штрихов, для более точной передачи содержания музыкального произведения;
принцип последовательности и систематичности основывается на изложении учебного материала с позиции "от простого к сложному", а также на регулярности учебных занятий, подкрепленных выполнением домашних заданий;
принципа сознательности и творческой активности состоит в сочетании различных педагогических приемов, способствующих развитию интереса к овладению знаниями, выработке самостоятельного подхода к изучаемому материалу;
принцип прочности и действенности результатов музыкального образования выражается в уровне сформированных исполнительских навыков и степени эмоционального отношения в исполнении.
Цель и задачи программы:
Цель: музыкально-эстетическое образование детей, формирование их художественного вкуса, расширение музыкального кругозора, развитие творческой личности ребенка в процессе овладения знаниями и практическими навыками игры на фортепиано.
Задачи программы:
Обучающие:
изучение основ музыкальной грамоты;
овладение практическими умениями и навыками игры на фортепиано;
овладение элементарными навыками игры в ансамбле, чтения нот с листа.
Развивающие:
развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма и метра, музыкальная память);
развитие музыкального мышления;
развитие исполнительских качеств ребёнка (эмоциональный отклик на исполняемые произведения, артистизм);
развитие технических способностей, предполагающих овладение основными техническими приемами на материале гамм, арпеджио, этюдов;
развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитательные:
формирование художественного вкуса на лучших образцах народного музыкального искусства, классиков русской и зарубежной музыки;
воспитание интереса и любви к занятиям музыкой и музыкальному искусству;
формирование личностных качеств: целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительская воля, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты;
воспитание положительных нравственных качеств и духовной культуры.


Условия реализации программы
Программа предназначена для детей 6-15 летнего возраста и рассчитана на 5 лет обучения. В студию принимаются все желающие без предварительного отбора (на основании заявления родителей).

Режим занятий:
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме индивидуального занятия. Для учащихся детей 6 - 7 лет занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Для детей 8-15 лет по программе обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
Формы организации занятий:
- индивидуальная;
- групповая (работа в ансамбле, открытые занятия, знакомство с репертуаром, творчеством композиторов, проведение репетиций и концертов).

Формы проведения занятий:
- учебное занятие;
- занятие в ансамбле;
- открытое занятие;
- репетиция;
- прослушивание;
- академический концерт;
- участие в мероприятии.

Результативность реализации программы и система оценки результатов обучения.
Контроль и учет успеваемости:
Общая система диагностики творческих способностей детей и результативности обучения складывается из трех видов: начального, промежуточного и конечного.
Начальная диагностика музыкальных способностей ребенка заключается в выполнении им вступительных заданий.
Промежуточная диагностика необходима для оценки усвоения учащимся определенных знаний, умений и навыков.
Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: академических концертах, экзаменах, конкурсах, концертах, прослушиваниях и т.д.
Итоговый контроль (1год обучения) проводится в мае учебного года, на котором учащийся должен продемонстрировать приобретенные в течение года знания, умения и навыки, после чего осуществляется перевод на следующий год обучения.

Два раза в год (декабрь, май) проводятся академические концерты, на которых учащиеся показывают свое исполнительское мастерство. Программа академических концертов определяется педагогом и учащимся из разученных ранее произведений и состоит из исполнения учащимся произведений, по уровню сложности соответствующих этапу обучения и с учетом музыкальных способностей ребенка.
На академическом зачете оценивается собственное исполнение произведения – насколько хорошо выполнены поставленные задачи: качество исполнения учащимся выученных произведений, удалось ли передать образ произведения средствами музыкальной выразительности (штрихи, динамика, темп), какие были ошибки и недоработки при исполнении, что удалось и что пока не получилось.
Оценка выражается в устной (педагог отмечает достижения учащегося, анализирует текущие проблемы и недоработки и даёт соответствующие рекомендации в их решении) и в письменной (отметка по 5-ти бальной системе) форме.
Если в силу объективных или субъективных обстоятельств ребёнок не успевает усваивать запланированный репертуар, ему предлагается повторное прохождение данного года обучения.
Проверка исполнения гамм, навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода обучения.
Конечная диагностика заключается в сдаче детьми выпускного экзамена после окончания всего 5 -летнего курса обучения.
В выпускном классе учащиеся могут играть на зачётах любые произведения на усмотрение педагога; количество зачётов и сроки специально не определены (свободный режим). Главная задача 5 года обучения – представить выпускную программу на экзамене в максимально готовом виде. Учащийся может пройти в год две программы, может повторить произведение из программ предыдущих годов обучения. Перед экзаменом (май) учащиеся обыгрывают выпускную программу на зачётах, классных вечерах или концертах. Требования к выпускной программе: полифония, крупная форма (классическая или романтическая), два этюда или один этюд и любая пьеса.

Формы подведения итогов:
текущий контроль в процессе индивидуальной работы;
беседа;
самостоятельная работа;
зачетное занятие;
самоанализ;
тестирование;
участие в мероприятиях;
репетиция;
концерт;
открытые занятия для педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы предполагается получить следующие результаты:
- учащиеся овладеют основными приемами игры на инструменте;
- научатся работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения;
- учащиеся будут готовы вести музыкальную деятельность в форме концертного выступления;
- получат знания о мировой музыкальной культуре;
- выработают способность выступать на публике;
- получат опыт участия в мероприятиях;
- научатся быть хорошими слушателями;
- будут отличаться творческим подходом к исполнительской и иным видам творческой деятельности;
- повысят уровень своей культуры, а также культуры общения и поведения.



Учебно-тематический план
I год обучения

№ п/п

Содержание и вид работы
Количество часов
на 1 учащегося



теория
практика
всего

1.
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
-
1

2.
Знакомство с инструментом.
1
-
1

3.
Работа над посадкой, постановка пианистического аппарата
2
10
12

4.
Основы музыкальной грамоты.
12
-
12

5.
Освоение музыкально-исполнительских навыков (индивидуальные занятия на инструменте):
- работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды);
- работа над музыкальным произведением.
3

1

2
38

4

34
41

5

36


6.
Ансамблевое музицирование.
-
4
4

7.
Итоговое занятие.
-
1
1


Итого:
19
53
72


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Вводное занятие (1ч).
Знакомство с обучающимися. Проверка музыкальных данных. Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Основные требования к учащимся. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности.
Знакомство с инструментом (1 ч).
Знакомство с инструментом. История фортепиано. Устройство инструмента. Общее знакомство клавиатурой и её регистрами (высокий, средний, низкий). Образование звука. Знакомство с белыми клавишами, объяснение соответствия каждой клавиши своему звуку.
Работа над посадкой, постановка пианистического аппарата (12 ч).
Теория:
Изучение правил юного пианиста. Основные правила посадки за инструментом, общее положение корпуса, ног, рук, кистей (прямая спина; опора на три точки – пятки, край стула, пальцы; свободные руки; кистевая квинтовая позиция и т.д.). Педагог объясняет учащемуся правила на первых занятиях и в дальнейшем постоянно контролирует их выполнение.
Постановка пианистического аппарата. Правильное положение руки и правильная работа пальцев (опора на косточки, игра подушечкой пальца, извлечение звука из дна клавиши и т.д.), основные принципы правильного погружения руки в клавиатуру.
Практика:
Непосредственно работа над посадкой. Упражнения на освоение клавиатуры.
Поочерёдная постановка пальцев правой и левой рук, начиная с 3-го (далее следуют 2-е пальцы, затем 4-е и, наконец, 1-е и 5-е вместе в позиции квинты).
Упражнения в игровой форме на постановку пальцев, раскрепощение кистевого, локтевого и плечевого суставов.



Основы музыкальной грамоты (12 ч).
Музыкальный звук (высота, длительность, громкость, тембр). Освоение нотной грамоты. Названия нот. Нотный стан. Скрипичный ключ. Расположение нот на нотном стане в скрипичном ключе. Понятие ритма. Длительности нот. Паузы.
Такт. Тактовая черта. Размер 2/4, 3/4, 4/4. Сильная и слабая доли такта.
Басовый ключ. Расположение нот на нотном стане в басовом ключе.
Знаки альтерации. Динамические оттенки f, p. Темп. Регистр. Лад.
Проработка с детьми различных упражнений на закрепление знаний о двухдольном, трёхдольном, четырёхдольном размерах.
Разучивание упражнений с различным ритмическим рисунком.
Упражнения, выполняемые в рабочих тетрадях.
5. Освоение музыкально-исполнительских навыков (индивидуальные занятия на инструменте) (41 ч).
Теория.
Штрихи: non legato, staccato, legatо, приёмы исполнения. Объяснение и показ педагогом правильного исполнения конкретного штриха или приёма игры.
Разбор нотного текста (ноты, аппликатура, длительности, штрихи, позже динамика).
Практика.
Освоение штрихов non legato, staccato, legato, обозначенное короткими лигами по 2-3-4 звука. Обучение правильно погружаться в клавиатуру; укрепление каждого пальчика при проверке квинты; работа над штрихом non legato при постановке поочерёдно всех пальцев и при игре простых мелодий. Изучение штриха legato, начиная с соединения 3-го и 2-го пальцев поочерёдно в каждой руке, затем соединяются 2-й, 3-й и 4-й пальцы, далее все 5 пальцев. Изучение приёма staccato. Упражнения для развития пальцевой беглости, упражнения на координацию рук.
Работа над игровыми приёмами и упражнениями. Работа над инструктивным материалом:
Знакомство с гаммой C-dur. Разучивание гаммы C-dur правой и левой рукой в одну октаву различными длительностями.
Работа над репертуаром. Разучивание музыкальных пьес и работа над ними: 2 этюда, 8-10 разнохарактерных пьес.
6. Ансамблевое музицирование (4 ч).
Теория: понятие «ансамбль».
Практика: формирование первоначальных навыков ансамблевой игры (дуэт с педагогом).
Итоговое занятие (1 ч).
Подведение итогов работы за год. Итоговое прослушивание.

Прогнозируемые результаты:
К концу первого года обучения учащийся:

Освоит элементы нотной грамоты в пределах программы;
Освоит начальные пианистические навыки исполнения несложных упражнений и пьес;
Освоит исполнение пьес на все основные штрихи: non legato, staccato, legato,  обозначенное короткими лигами по 2-3-4 звука;
Научится играть несложные произведения двумя руками (8 – 10 пьес, 2 этюда).
Научится играть гамму ДО МАЖОР в одну октаву каждой рукой.

Примерный перечень произведений
Сборники:
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».
О. Геталова «В музыку с радостью».
Б. Милич «Фортепиано» 1 класс и другие сборники по выбору педагога.
Пьесы:
1. Аренский А. «Журавель».
2. Абелев Ю. «Осенняя песенка».
3. Николаева Е. «Песенка».
4. Филипп И. «Колыбельная».
5. Берлин Б. «Марширующие поросята».
6. Абелев Ю. «В степи».
7. Любарский А. «Курочка».
8. Рубах А. «Воробей».
9.С.Майкапар «Дождик».
10. Гнесина Е. «Этюд».
11. Беркович И. «Этюд» и другие пьесы по выбору педагога.
Ансамбли
1. «Тень, тень» – русская народная прибаутка.
2. «Ехал казак за Дунай» укр. нар. песня.

Примерные варианты программы, рекомендуемой для исполнения учащимися на академическом концерте:
1
Рус. нар. песня «Там за речкой, там за перевалом».
Укр. нар. песня «Ой джигуне, джигуне».
Е. Гнесина Этюд до мажор.
2
1. А. Любарский «Курочка».
2. А. Рубах «Воробей».
3. К. Гурлит «Этюд» до мажор.
























Учебно-тематический план
2 год обучения

№ п/п
Содержание и вид работы
Индивидуальные занятия



Количество часов на 1 учащегося



Теория
Практика
Всего

1.
Вводное занятие.
1
-
1

2.
Основы музыкальной грамоты.
8
-
8

3.
Освоение музыкально-исполнительских навыков (индивидуальные занятия на инструменте):
- работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды);
- работа над музыкальным произведением.
2


-

-

51


8

43

53


8

43

4.
Ансамблевое музицирование.
-
8
8

5.
Итоговое занятие.
-
2
2


Всего:
11
61
72


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Вводное занятие (1 ч).
Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Подбор репертуара. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности. Повторение правил посадки за инструментом, требования к занятиям.
Основы музыкальной грамоты (8 ч).
Запись нот второй октавы в скрипичном ключе; басовый ключ, запись нот малой октавы в басовом ключе; названия всех октав; 16-е длительности нот и пауз, пунктирный ритм; понятие лад; знаки сокращения нотного письма; тональности, введение в музыкальный синтаксис: мотив, музыкальная фраза, музыкальное предложение, цезура; музыкальная форма: 2-х и 3-х частные формы, исполнительские штрихи; динамические оттенки crescendo, diminuendo.
Освоение музыкально-исполнительских навыков (53 ч).
Практика:
Дальнейшая работа над посадкой и постановкой рук. Работа над звуком.
Дальнейшая работа над штрихами legato, non legato, staccato.
Работа над координацией движений правой и левой рук при игре на инструменте.
Работа над инструктивным материалом: C-dur, G-dur, F-dur двумя руками в 2 октавы, a-moll, e-moll, d-moll (гармонический и мелодический вид) правой и левой рукой в две октавы, в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося - короткие арпеджио, аккорды.
Работа над музыкальными произведениями: 2 этюда, 8-10 пьес различного характера.
Разучивание новых произведений. Разбор нотного текста. Работа над средствами музыкально-художественной выразительности.
Ансамблевое музицирование (8 ч).
Овладение элементарными навыками игры в ансамбле (дуэт с педагогом). Одновременное начало и окончание игры. Точное выигрывание длительности нот, слаженная и уравновешенная по звучанию игра. Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины. Изучение 1-2 пьес в составе ансамбля.

Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов работы за год. Академический концерт – 2 раза в год.

Прогнозируемые результаты:
К концу второго года обучения учащийся:
Освоит основы музыкальной грамоты в пределах программы;
Научится играть разнохарактерные пьесы (исполнять по нотам), в том числе этюды, ансамбли, лёгкие переложения детских, народных песен, а также классики (8 – 10 пьес, 2 этюда);
Освоит длинные лиги в моторных пьесах и пьесах кантиленного плана;
Освоит гаммы: C-dur, G-dur, F-dur двумя руками в 2 октавы, a-moll, e-moll, d-moll (гармонический и мелодический вид) правой и левой рукой в две октавы, в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося - короткие арпеджио, аккорды.

Примерный репертуар 2-го года обучения:
Сборники:
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (1-2 классы ДМШ).
Б. Милич «Фортепиано» 2 класс.
Школа игры на фортепиано (ред. А. Николаева).
Этюды для фортепиано 2 класс.
О.
·Геталова «В музыку с радостью».
С. Николаев «Хрестоматия по фортепиано» 2 класс и другие сборники по выбору педагога.
Пьесы:
1. Б. Барток «Пьеса».
2. А. Хачатурян «Скакалка».
3. М. Глинка «Полька».
4.А. Гречанинов «Вальс».
5. П. Чайковский «Старинная французская песенка».
6. И. С. Бах «Менуэт».
7. И. С. Бах «Полонез».
8. В. А. Моцарт «Аллегро».
9.В. А. Моцарт «Менуэт».
10. А. Гречанинов «Мазурка».
11. И. Кореневская «Дождик».
12. П. Чайковский «Болезнь куклы».
13. С. Майкапар «Вальс».
14. А. Гедике «Танец».
15. Г. Гендель «Ария».
16. К. Черни «Этюд».
17. А. Гедике «Этюд».






Примерные варианты программы, рекомендуемой для исполнения учащимися на академическом концерте.
1
1. Л. Моцарт «Менуэт».
2. П. Чайковский «Старинная французская песенка».
3.А. Гедике Этюд До мажор.
2
1. Штейбельт Д. «Адажио».
2. С. Майкапар «Вальс».
3. К. Черни Этюд До мажор.



Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п
Содержание и вид работы
Индивидуальные занятия



Количество часов на 1 учащегося



Теория
Практика
Всего

1
Вводное занятие.
1
-
1

2
Основы музыкальной грамоты.
6
-
6

3
Освоение музыкально-исполнительских навыков (индивидуальные занятия на инструменте):
- работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды);
- работа над музыкальным произведением.
-


-

-

55


10

45

55


10

53

4
Ансамблевое музицирование.
-
8
8

5
Итоговое занятие.
-
2
2


Всего:
7
65
72


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
Вводное занятие (1 ч).
Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Подбор репертуара. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности.
Основы музыкальной грамоты (6 ч).
Запись нот большой октавы в басовом ключе. Интервалы. Синкопы. Пунктирный ритм. Триоли. Основные виды трезвучий и их обращения. Основные гармонические функции – T, S, D. Увеличение длительности нот (фермата, лига, точка). Агогика. Обозначения темпа. Мелизмы – мордент и форшлаг. Вид полифонии – канон. Музыкальная форма - вариации, сонатина. Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке. Элементарные понятия о выразительных средствах музыки.
Освоение музыкально-исполнительских навыков (55 ч).
Изучение инструктивного материала: гаммы до 3-х знаков в ключе двумя руками, в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося - короткие арпеджио, аккорды.
Разбор этюдов с использованием разных видов техники. Работа над пальцевой техникой, приёмами исполнения более сложных технических произведений. Понятие «полифония». Работа над голосоведением, умение соединять голоса и слушать их звучание.
Работа над музыкальными произведениями: 2 этюда, 6 - 8 пьес различного характера.
Разучивание новых произведений. Разбор нотного текста. Работа над средствами музыкально-художественной выразительности. Аппликатурная дисциплина. Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста, развитие умений работать самостоятельно над музыкальным произведением. Работа над фразировкой. Формирование элементарных понятий о содержании в музыке, навыков художественного (выразительного) исполнения, умений работать над качеством звука и выразительностью исполнения. Развитие пальцевой беглости. Знакомство с педалью и ее назначением.
Чтение с листа несложных пьес.
Ансамблевое музицирование (8 ч).
Игра в ансамбле. Освоение навыков ансамблевой игры. Изучение 1-2 пьес в составе ансамбля.

Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов работы за год. Академический концерт – 2 раза в год.

Прогнозируемые результаты:
К концу третьего года обучения учащийся:
Освоит основы музыкальной грамоты в пределах программы;
сможет исполнять по нотам разнохарактерные пьесы различной сложности: этюды, ансамбли, пьесы из педагогического репертуара, легкие переложения детских песен, русских народных песен, классической музыки (6 – 8 пьес, 2 этюда);
ознакомится с крупной формой (вариации, сонатина);
освоит гаммы до 3-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося - короткие арпеджио, аккорды;
научится читать с листа несложные мелодии;
Освоит навыки игры с педалью.

Примерный репертуар 3-го года обучения:
Сборники:
Б. Милич «Фортепиано» 3 класс.
С.Николаев «Хрестоматия по фортепиано» 3 класс.
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (3 класс ДМШ).
Этюды для фортепиано 3 класс и другие сборники по выбору педагога.


Пьесы:
1. К. Черни «Этюд».
2. А. Гедике «Этюд».
3. И. С. Бах «Маленькая прелюдия».
4. Ю. Щуровский Канон».
4. Г. Гендель «Сарабанда».
5. В. Моцарт «Ария».
6. М. Клементи «Сонатина».
7. Д. Кабалевский «Сонатина».
8. Ю Щуровский «Тема с вариациями».
9. Р. Шуман «Весёлый крестьянин».
10. Р. Шуман «Смелый наездник».
11. А. Хачатурян «Андантино».
12. Д. Кабалевский «Клоуны».
13. Д. Кабалевский «Медленный вальс».
14. Д.Шостакович «Шарманка».
15. П Чайковский «Новая кукла» и другие пьесы по выбору педагога.


Примерные варианты программы, рекомендуемой для исполнения учащимися на академическом концерте.
1
1. М. Клементи «Сонатина».
2. И. С. Бах «Маленькая прелюдия».
3. Р. Шуман «Весёлый крестьянин».
4. А. Гедике Этюд До мажор.
2
1. Ю. Щуровский «Тема с вариациями».
2. А. Хачатурян «Андантино».
3. Д. Кабалевский «Клоуны».
4. К. Черни Этюд До мажор.







Учебно-тематический план
4 год обучения

№ п/п
Содержание и вид работы
Индивидуальные занятия



Количество часов на 1 учащегося



Теория
Практика
Всего

1
Вводное занятие.
1
-
1

2
Основы музыкальной грамоты.
3
-
3

3
Освоение музыкально-исполнительских навыков (индивидуальные занятия на инструменте):
- работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды);
- работа над музыкальным произведением.
-


-

-

58


6

52

58


6

52


4
Ансамблевое музицирование.
-
8
8

5
Итоговое занятие.
-
2
2


Всего:
4
68
72








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 год обучения
Вводное занятие (1 ч).
Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Подбор репертуара. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности.
Основы музыкальной грамоты (3 ч).
Музыкальное предложение, период; основные виды септаккордов; дуоли, квартоли; сложные размеры; знаки сокращения нотного письма; часто употребляемые обозначения темпов на итальянском языке; мелизмы (трель, группетто).
Освоение музыкально-исполнительских навыков (58 ч).
Изучение инструктивного материала: гаммы до 4-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося - короткие арпеджио, аккорды.
Работа над музыкальными произведениями: 2 этюда, 6 - 8 пьес различного характера.
Разучивание новых произведений. Разбор нотного текста. Работа над средствами музыкально-художественной выразительности. Аппликатурная дисциплина. Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста, развитие умений работать самостоятельно над музыкальным произведением. Работа над фразировкой. Дальнейшее формирование элементарных понятий о содержании в музыке, навыков художественного (выразительного) исполнения, умений работать над качеством звука и выразительностью исполнения. Развитие пальцевой беглости. Чтение с листа несложных пьес.
4. Ансамблевое музицирование (8 ч).
Закрепление навыков ансамблевой игры. Изучение 1-2 пьес в составе ансамбля.
5. Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов работы за год. Академический концерт – 2 раза в год.

Прогнозируемые результаты:
К концу четвертого года обучения учащийся:
освоит основы музыкальной грамоты в пределах программы;
будет знать особенности драматургии музыкальных произведений;
сможет самостоятельно определять задачи в работе над произведениями;
сумеет разучить и исполнять разнохарактерные и разностилевые произведения, ансамбли, пьесы из классического педагогического репертуара и легкие переложения детских песен, русских народных песен и классической музыки 2 этюда, 6 - 8 пьес различного характера;
освоит гаммы до 4-х знаков в ключе;
сумеет читать с листа репертуар 1 класса
уметь пользоваться правой педалью;
вести себя на сцене;
слушать партнёра при игре в ансамбле

Примерный репертуар 4-го года обучения:
Сборники:
Б. Милич «Фортепиано» 4 класс.
И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги».
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (3 -4 класс ДМШ).
Этюды для фортепиано 4 класс и другие сборники по выбору педагога.
Пьесы:
1. Кулау «Сонатина».
2. И.С. Бах «Прелюдия».
3. Л. Бетховен «Сонатина».
4. Й. Гайдн «Рондо».
5. Д. Кабалевский «Вариации».
6. Клименти «Сонатина».
7. Д. Шостакович «Гавот».
8. М.Глинка «Мазурка».
9. С. Прокофьев «Прогулка».
10. П. Чайковский «Утренняя молитва».
12. К. Черни «Этюды» и другие пьесы по выбору педагога.

Примерные варианты программы, рекомендуемой для исполнения учащимися на академическом концерте.
1
1. Кулау «Сонатина».
2. И.С. Бах «Прелюдия».
3. М. Глинка «Мазурка».
4. К. Черни «Этюд» Соль мажор.
2
1. Хаджиев «Прелюдия».
2. Клименти «Сонатина».
3. П. Чайковский «Утренняя молитва».
4. К. Черни Этюд До мажор.


Учебно-тематический план
5 год обучения

№ п/п
Содержание и вид работы
Индивидуальные занятия



Количество часов на 1 учащегося



Теория
Практика
Всего

1
Вводное занятие.
1
-
1

2
Освоение музыкально-исполнительских навыков (индивидуальные занятия на инструменте):
- работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды);
- работа над музыкальным произведением.
-


-

-

62


8

54

62


8

54


3
Ансамблевое музицирование.
-
8
8

4
Итоговое занятие.
-
1
1


Всего:
1
71
72




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 год обучения

1. Вводное занятие (1 ч).
Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Подбор репертуара. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности.
Освоение музыкально-исполнительских навыков (62 ч).
Упражнения на разные виды техники. Изучение мажорных и минорных гамм до 5-ти знаков в ключе. Работа над мажорными и минорными гаммами до 5-ти знаков в ключе.
Этюды. Разучивание этюдов на разные виды техники с использованием всех навыков и опыта работы при изучении технических произведений.
Разучивание более сложных полифонических произведений. Голосоведение, анализ форм.
Продолжение изучения сонатной формы. Разбор музыкальных произведений. Работа над их исполнением.
Разучивание разнохарактерных пьес русских, советских и зарубежных композиторов.
Определение жанра, характера, музыкальных особенностей с использованием накопленных знаний.
3. Ансамблевое музицирование (8 ч).
Закрепление навыков ансамблевой игры. Изучение 1-2 пьес в составе ансамбля.
4. Итоговое занятие (1 ч).
Подведение итогов работы за год. Прослушивание, экзамен.

Прогнозируемые результаты:
К концу пятого года обучения учащийся:
Будет знать основы музыкальной грамоты;
овладеет знаниями, умениями и определенными навыками в разучивании и исполнении произведений разных характеров и жанров, предусмотренных музыкальным репертуаром программы;
сможет самостоятельно работать над произведениями различной степени сложности, оригинальными пьесами из педагогического репертуара, легкими переложениями популярной музыки: детских песен, русских народных песен, лучших образцов эстрады, легких переложений классической музыки;
уметь пользоваться правой педалью;
вести себя на сцене;
слушать партнёра при игре в ансамбле
научится читать с листа;
подготовит программу к выпускному экзамену.


По окончании образовательной программы у учащегося будут развиты базовые музыкальные способности (музыкальные слух, память, чувство ритма, чувство формы и т.д.) в степени, соответствующей начальным музыкальным данным учащегося.

Результатом воспитательной деятельности является умение учащегося самостоятельно работать над музыкальным произведением и оценивать качество своей работы; умение и желание выступать на концертах; желание слушать других музыкантов, а так же умение анализировать услышанное.


Примерный репертуар 5-го года обучения:
Сборники:
Б. Милич «Фортепиано» 5 класс.
И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги».
И.С. Бах «Двухголосные инвенции».
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (5 класс ДМШ).
К. Черни «Этюды» соч. №299.
Этюды для фортепиано 5 класс и другие сборники по выбору педагога.
Пьесы:
П. Чайковский «Сладкая греза».
Э. Григ «Вальс».
М. Глинка «Прощальный вальс».
Н. Мясковский «В старинном стиле» (фуга).
И.С. Бах «Двухголосная инвенция» До мажор.
И. Беркович «Вариации на тему русской народной песни».
В. Моцарт «Сонатина №6».
Я. Дюссек «Сонатина».
Ф. Мендельсон «Песня без слов».
Н. Сильванский «Полька «Комарики».
Н. Раков «Скерцо».
К. Черни «Этюды» на разные виды техники (по выбору).
П. Чайковский «Баба-яга».
Д. Кабалевский «Новелла».
С. Прокофьев «Утро» и другие пьесы по выбору педагога.


Примерный вариант программы, рекомендуемой для исполнения учащимися
на экзамене:
В. Моцарт «Сонатина №6».
И.С. Бах «Двухголосная инвенция» До мажор.
М. Глинка «Прощальный вальс».

Н. Раков «Скерцо».
С. Прокофьев «Утро».
К. Черни «Этюд» До мажор.




















Методическое обеспечение программы

Формы организации занятий:
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие-урок, наряду с которым используются такие формы, как концерты для родителей, детей, педагогов, конкурсные выступления на уровне студии, Центра. Во время проведения занятия педагог, как правило, использует индивидуальную форму работы.
На занятиях приобретаются основные пианистические навыки: положение корпуса за инструментом, свобода и пластичность рук, координация движений и приемы звукоизвлечения. Осваивается метроритмическое содержание, закладываются навыки чтения нотного текста. Учащийся знакомится с разнообразными произведениями различных жанров и эпох. Большинство из них тщательно прорабатываются, доводятся до уровня публичных выступлений в концертах, конкурсах, фестивалях.
Важным условием для овладения игрой на фортепиано является правильное систематическое выполнение домашних заданий. Педагог разъясняет, как распределить свободное время, составить расписание для занятий фортепиано, на что необходимо обратить внимание. Работа над уже выученным произведением, осмысление его образного содержания происходит через игру – показ преподавателя, использование художественных иллюстраций, образов литературных героев. С начинающими обучающимися используются игровые формы работы. Слушая игру педагога, учащийся старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание произведения в целом. Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося.
Формирование репертуара
В данной программе указан примерный уровень сложности репертуара, программа предлагает вариативность обучения, для каждого учащегося репертуар составляется индивидуально.
На 1 году обучения дети только знакомятся с инструментом, осваивают нотную грамоту и основные приёмы звукоизвлечения, поэтому репертуар составляется из простых пьес на чередование рук либо, уже к концу года – пьес, в которых мелодия в правой руке сопровождается квинтой в левой. Первыми произведениями в репертуаре ребёнка становятся народные детские попевки и песенки, помогающие настроить его слух на осмысленное восприятие мелодической интонации («Василек», «Ходит зайка по саду», «Диби-диби»).
В период дальнейшего обучения (2-5 годы обучения), выбирая репертуар, педагог ищет доступные для восприятия произведения с выпуклой образностью, лаконичной и чёткой формой, с предельно конкретными выразительными средствами музыкального языка. Репертуар составляется из народных песен в обработке для фортепиано, из произведений русских и зарубежных классиков. Для каждого учащегося в зависимости от способностей возможны разные варианты изучаемого репертуара и зачетных программ.
С каждым последующим годом обучения постепенно возрастает степень сложности исполняемых произведений. Темп развития каждого учащегося индивидуален. Скорость усложнения репертуара напрямую зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Примерный уровень сложности репертуара приведён после учебно-тематического плана и содержания программы каждого года обучения.
В работе над произведениями педагогом используется в основном методика «классической игры» таких авторов, как А. Артоболевская, Е.Николаева. Ведущим фактором в выборе репертуара является эмоциональный отклик учащегося на звучание конкретного произведения, его осознанное желание добиваться в процессе работы качества исполнения.
Однако подбор репертуара зависит не только от желания учащегося, но и от его психофизиологических возможностей.
Методы обучения
При обучении игре на фортепиано широко применяются как традиционные методы, так и методы, отражающие специфику предмета, связанного с музыкально-эстетическим обучением и воспитанием детей.
В основном используются традиционные общепедагогические методы: словесные, наглядные и практические, в основе которых лежит источник знаний: слово, наглядность, практика.
Словесные методы:
Рассказ, беседа, объяснение нового материала.
Рассказом или беседой начинается, например, разговор о музыкальных и шумовых, высоких и низких звуках, о творчестве композиторов и т.д.
Объяснением сопровождается, например, беседа об особенностях тех или иных приёмов  звукоизвлечения.
Инструктаж необходим во время знакомства детей с правилами техники безопасности, как во время аудиторных занятий, так и при выездах детей для участия в мероприятиях за пределами студии.

Наглядные методы:
Личный показ педагога, демонстрация приёмов исполнения музыкальных фрагментов и произведений, а также наблюдение, демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, работа с нотным материалом и наглядными пособиями.
Практические методы:
Методы, с помощью которых формируются необходимые исполнительские умения и навыки. Среди них ведущий метод – выполнение музыкально-тренировочных упражнений, гамм, этюдов, игра музыкальных произведений.
Кроме традиционных общепедагогических методов обучения, разработанных методикой, в ходе освоения программы обучения игре на фортепиано применяются:
- метод музыкального обобщения, который нацелен на освоение детьми ключевых знаний, заключенных в содержании программы и направленных на развитие музыкального мышления;
- метод сравнения различных музыкальных жанров и средств выразительности;
- метод наблюдения за музыкой;
- метод побуждения к сопереживанию;
- метод исследования музыкального образа;
- метод прослушивания и анализа выступлений;
- метод оценивания своего исполнения и исполнения других учащихся;
- метод самостоятельной работы;
- репродуктивные (исполнение выученного репертуара);
- демонстрационные (прослушивание музыки, посещение концертов).
Процесс воспитания музыкальной культуры ребенка (культура поведения на уроке, на сцене) проходит соответственно в индивидуальном порядке на занятии, в группе на закрытых репетициях перед выступлениями и на выступлениях. Сюда же относится мотивация учащегося к качественным самостоятельным занятиям, без которых невозможно обучение игре на любом музыкальном инструменте.
Методы воспитания:
- личный пример;
- стимулирование, похвала;
- поощрения;
- замечания;
- убеждение, чёткие указания к самостоятельной работе.

Материально-техническое обеспечение программы.
1. Материально-технические условия:
Занятия проводятся в кабинете площадью 15 кв. метров с возможностью естественной вентиляции, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническим нормам.
В помещении должны быть:
- фортепиано;
- специальный стул с возможностью регулировки высоты сидения;
- подставка для ног;
- для выполнения теоретических заданий по музыкальной грамоте в кабинете должны присутствовать стол и стулья;
- музыкальная аппаратура, звуковые носители - диски;
- нотная литература;
- методическая литература.
На каждом занятии учащийся пользуется рабочей тетрадью, нотными изданиями, дневником.


2. Организационно-административные условия:
- систематическая настройка фортепиано (не менее двух раз в год);
- доступ в зал для проведения репетиций и концертов;
- возможность видеосъёмки выступлений на зачётах-концертах;
- возможность просмотра видеозаписей;
- технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.
3. Методические условия:
В соответствии с музыкальным репертуаром, предлагаемым для реализации данной программы, используются различные виды методической продукции:
- памятки, методические рекомендации;
- разработки игр;
- карточки с заданиями;
- нотный материал;
- музыкальные словари.
В работе используется наглядный материал:
- дидактические плакаты (тематические): «Ноты первой октавы в скрипичном ключе и ноты малой октавы в басовом ключе», плакат «Основные длительности нот и пауз», плакат «Знаки в тональностях».
- дидактические пособия, карточки;
- сборники музыкального материала (пьесы, этюды, упражнения и другие произведения для фортепиано), индивидуальные для каждого учащегося;
- материал для практических заданий по теории музыки (нотные тетради, карандаши, учебные пособия);
- эстетическая наглядность для оформления кабинета и показательных мероприятий.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы для педагога:
Алексеев А.Д.  «Методика обучения игре на фортепиано» - М.: « Музыка», 1978 г.
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». – СПБ: «Композитор», 2005 г.
Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию» - М.: «Сов. Композитор», 1979 г.
4. Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги».
5. Бах И.С. «Двухголосные инвенции».
6. Королёва Е.А. «Азбука музыки в сказках и картинках» - М.: «Владос», 2001 г.
7. Милич Б. Фортепиано 1 класс, 2 класс , 3 класс , 4 класс, 5 класс .
8. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М.: «Гос. Муз. Издательство», 1961г.
9. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (1-2 классы ДМШ).
10. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (3 -4 класс ДМШ).
11. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (5 класс ДМШ).
12. Черни К. «Этюды» соч. №29.
13. Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слёз». - Союз художников,1996 г.
14. Этюды для фортепиано 1, 2, 3, 4, 5 класс.

Список литературы для детей и родителей:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»)
Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975
Гиталова О., Визная И. «В музыку с радостью. Школа для фортепиано» - СПб.: «Композитор», 2005 г.
Гиталова О. «Секреты Дилидона. Нотная грамота для малышей. Рабочая тетрадь – раскраска» - СПБ.: «Композитор», 2005 г.
Гиталова О., Булаева О. «Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради по импровизации» - СПБ.: «Композитор», 2005 г.
Лупан Сесиль «Поверь в своё дитя» - М., 1993 г.
Милич Б. «Маленькому пианисту» .- Киев: «Музыка» Украина, 1989 г.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил
Хереско Л. «Музыкальные картинки» - Л.: «Советский композитор», 1988.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




"v
·
·
·ф "Hrtv
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·e Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 515

Приложенные файлы


Добавить комментарий