Интеграция содержания предметной области ОДНКНР в учебные предметы


Интеграция содержания предметной области ОДНКНР в учебные предметы.
Интеграция предметной области ОДНКНР в предметы гуманитарного цикла.
К числу базовых компонентов структуры личности, формируемых прижизненно и составляющих ее деятельное ядро, относятся 6 сторон культуры человека:
а) духовно-нравственная культура человека;
б) познавательная;
в) коммуникативная;
г) эстетическая;
д) трудовая технологическая;
е) физическая культура.
Формирование каждого из перечисленных основополагающих компонентов структуры личности обеспечивается всей системой образования, но лишь в общем образовании они представлены наиболее полно и целостно. Именно в содержании общего образования каждому из них соответствует свой особый блок, включающийся в его систему двояко:
- в качестве особого предмета,
- в виде «сквозной» составляющей, включаемой отдельными своими частями во все остальные учебные предметы (с учетом их специфики). Эта общая закономерность в полной мере распространяется и на систему духовно-нравственного образования: для его оптимальной реализации необходимо иметь, во-первых, отдельный общеобразовательный учебный предмет, во-вторых, «вкрапления» во все другие предметы, во все сферы образования. В овременном образовании модульный курс ОРКСЭ в 4 классе существует как отдельный предмет, а преподавание ОДНКНР в 5 классе может осуществляться в рамках широкой интеграции со следующими предметными областями: русский, литература, история, обществознание, искусство, технология.
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России должно помочь в воспитании российской гражданской идентичности, способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Оно дает, на мой взгляд, знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
Лучше всего данный курс интегрируется с предметами гуманитарного цикла, особенно с литературой. Интеграция литературы и ОДНКНР в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения следующих целей:
-развитие способности обучающегося к адекватному восприятию ипониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме;
развитие потребности в осмыслении прочитанного;
формирование художественного вкуса.
Очень четко прослеживается слияние данных предметов при изучении следующих разделов:
Раздел литературы Темы в ОДНКНР
Фольклор хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Противопоставление мечты и действительности, борьба добра и зла в сказках.
Древнерусская литература Способность к духовному развитию, нравственному самсовершенствованию.
Х.-К. Андерсен «Снежная королева» Добро и зло в человеке и мире
М. Твен «Приключения Тома Сойера», народные и литературные сказки Дружба и взаимовыручка необходимые качества для победы над силами зла
Фрэнсис Ходжсон Бёрнетт «Маленький лорд Фаунтлерой» Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности.
И.С.Шмелев «Лето Господне» Духовно-нравственные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России.
М.Ю.Лермонов «Бородино» Выражение патриотических чувств в истории России.
Хотелось бы остановиться на двух разделах. «Чудо Георгия о змие» - произведение древнерусской литературы. Это произведение – яркий пример интеграции не только литературы с ОДНКНР, но и истории (когда мы говорим об ордене). Духовно-нравственное воспитание учащихся в этом случае осуществляется на примере житийного произведения, в котором рассказывается о спасении Св. Георгием царевны и целого города от змея, олицетворяющего идолопоклонничество и язычество. А так как древнерусское искусство слова находится в органической связи с изобразительным искусством, на уроке происходит знакомство с иконописным изображением сюжета.
Не менее интересны для учащихся сведения об ордене, учрежденном в честь покровителя ратников Георгия Победоносца на Руси во второй половине 18 века императрицей Екатериной Второй, присуждавшемся исключительно за храбрость на поле битвы.
В числе награжденных орденом Георгия первой степени – выдающиеся военачальники и полководцы 18 -19вв.: А.В.Суворов, граф А.Г.Орлов–Чесменский, князь Г.А.Потемкин - Таврический, М.И.Голенищев – Кутузов.
В 1807г. была учреждена награда для солдат, для всех нижних чинов – Знак отличия Военного ордена.
«Лето Господне» И.С.Шмелева своего рода православный «месяцеслов» и «энциклопедия русской жизни»дореволюционной России. Предваряет изучение каждой главы рассказ о православном празднике, которому она посвящена. В 4 классе учащиеся знакомились с курсом «Основы православной культуры» в рамках изучения ОРКСЭ, поэтому такая информация им знакома. Православный праздник оказывается органической частью быта, жизни семьи и двора, церковная служба – в центре изображаемого автором мира. Духовное содержание пронизывает и жизнь двора, и жизнь всего города – Москвы.
Здесь описано 5 двунадесятых праздников, Пасха, Святки и Великий пост. В книге Шмелев начал свою «русскую эпопею» с идеи покаяния, с Великого поста. Он включал в текст отрывки из тропарей праздников, стихир, псалмов, из «Великого канона» св. Андрея Критского, из Евангелия. Устами наставника Горкина объяснял каждый праздник, рассказывал и о церковных службах: порядке богослужения и убранстве церкви в определенный праздник, о благочестивых обычаях мирян, о куличах и пасхах, «крестах» на Крестопоклонной неделе, о «жаворонках».
Повествование романа в целом ориентировано не только на быт, на историю страны, даже не только на церковную жизнь людей, но и на духовную историю России («духовный реализм», по М.Дунаеву).
Русский мир – это мир храмового зодчества. Часто в романе изображаются Успенский собор, Иверская часовня, Спасская башня, собор Василия Блаженного, церковь Казанской Богоматери на Большой Якиманке у Калужских ворот, куда ходят Шмелевы (отец и Горкин там помощники). Была она построена в 1660 году (взорвана в 1972), храм Христа Спасителя.
Шмелев часто использует церковнославянизмы, которые помогают воссоздать колорит эпохи начала 20 века, придать повествованию торжественное звучание. Но церковная лексика настолько органично соединена с бытовой, что все обыденное, повседневное, в романе приобретает высший, духовный смысл.
Доминирующими в романе являются такие прилагательные-определения, как золотой, розовый, светлый, белый. Цветообозначения у писателя становятся оценочными: с их помощью автор передает отношение героя-повествователя к окружающему миру, к другим людям. Для мальчика все, что он видит, пронизано и согрето ласковым солнцем, а потому воспринимается в золотом свете. Белый цвет , как и в иконописи, символизирует чистоту души ребенка, его безгрешность, добрые помыслы и поступки. Только очень добрый, всех любящий и всеми любимый человек способен видеть мир в таких трогательно-торжественных красках.
Работе над текстом помогают и задания, помещенные в рабочей тетради к учебнику. Например, «Литературная мастерская», в которой предлагается выписать цветовые эпитеты для каждого православного праздника или составить «цепочку» запахов, связанных с этими событиями. Мир «Лета Господня» реален в деталях, запахах, звуках, красках. И ребята в этом убеждаются, выполняя задания. Это мир купеческого дома, старой Москвы, дореволюционной православной России. Писатель показывает нам Православную Русь сквозь искренность, чистоту и нежность ребенка.
Эта книга И.С.Шмелева, совершенно удивительная по поэтичности, духовному свету, служит познанию России, помогает раскрыть традиционные ценности русской жизни, способствует национальному осмыслению, развивает духовную стойкость личности. Этому глубинному познанию помогает и творческое задание, которое словно связывает прошлое и настоящее России: «Напишите о своем главном впечатлении от прочитанного. О чем эта книга заставила задуматься?» или «Если в вашей семье принято отмечать религиозные праздники, напишите о том, который вам больше нравится (по плану)». И ребята рассказывают о том, как в их семье празднуют Рождество, Пасху. Пусть они пишут не так красочно и ярко, как И.С.Шмелев, но они пытаются передать свои чувства и впечатления.
Подводя итоги, мы можем сказать, что, благодаря интеграции предметов гуманитарного цикла, обучающиеся научатся понимать причины нравственно-психологического поведения литературных героев, дополнят и расширят имеющиеся знания по предметам, у них будет формироваться определенный нравственный идеал, гражданская идентичность и воспитываться патриотические чувства к своей Родине.

Приложенные файлы


Добавить комментарий