Опорный конспект (+ тест) по рассказу И. Бунина Господин из Сан — Франциско

Опорный конспект.
И. А. Бунин.
Рассказ «Господин из Сан – Франциско» (1915 год)
( первоначальное название – «Смерть на Капри»)
История создания рассказа:
Впечатления от этих путешествий отразились во многих рассказах.

Шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к актуальным, но не связанным непосредственно с Россией и текущей российской действительностью, проблемам.
Весна 1910 года - посетил Францию, Алжир, Капри.
1911 год - посетил Египет и Цейлон.
С декабря 1913 года полгода жил на Капри.
Философская проблематика:
Рассказ продолжает традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную ценность личности.

Социальная проблематика:
В рассказе дано критическое отношение к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Пафос (это способ восприятия и отображения своего отношения к тем или иным вещам) рассказа - в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

Композиция: Рассказ имеет кольцевую
композицию.

Кульминация: Сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, самом сыром и холодном» номере «нижнего коридора».

Конфликт рассказа: Конфликт далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды».

Символика рассказа:

Символ общества – пароход «Атлантида».
Символ стихии, природы, противостояния цивилизации - океан.
Символ чудовищности, грузности, идола - образ капитана.
Олицетворение человека буржуазной цивилизации - главный герой.

«АТЛАНТИДА»


Верхние этажи Подвалы В чём антитеза?

Вопросы: «Первая любовь», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Тёмные аллеи» - в названиях произведений Бунина ощущается особый лиризм, затаённая печаль, тоска по ушедшему.
-Этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциска». Почему?
(Очевидно, речь пойдёт о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться).
- Что интересует писателя? Почему герой не назван по имени?     Найдите в тексте его портрет. Какие возникают у читателя мысли?
Отметим внимание писателя к художественной детали. Вспомним такую, как «наслаждение жизнью».
- Что мы знаем о жизни господина?
Попытаемся понять, как автор относится к этой жизни? Присутствует авторская ирония. Особенность Бунина – грустная ирония.
- Что представляет собой общество на пароходе и в трюме парохода?
(контрастность изображения)
- В чём смысл изображения капитана?
(В этом образе проявляется мистицизм, так же как и в образе дьявола, наблюдающего за пароходом, как и в изображении погоды во время путешествия).
- Как чувствует себя герой во время путешествия?
- Почему  только одним предложением, занимающим целую страницу, описывается его жизнь в Неаполе?
Особенность Бунина – необычный синтаксис. Автор показывает и доказывает «заведённый порядок жизни господина, порядок, который нельзя прервать. Однако
У Бунина есть это «однако». Это природа, которая бушует, это стужа, это небывалые ливни, это шторм. Природа и человек вступают в схватку.
- Почему? И кто победит в этой схватке?
(Да, природа, потому что именно в ней – всё живое, в отличие от господ с их «заведённым» механическим порядком).
- Когда Бунин в первый раз назвал героя не господином?
(Когда природа его побеждает, он чувствует себя стариком. Именно сейчас просыпаются в нём чувства: «тоска и злоба». И вновь возникает деталь «наслаждение жизнью». Это ли наслаждение! Наверное, нет, т.к. интонация рассказа  становится более мрачной, чувствуется приближение трагедии. Это ощущает и герой рассказа).
- Чем же он занят в этот вечер и в чем видит наслаждение? «В ложке супа», «в глотке вина».
Анализ последних действий героя. Отметим художественные детали.
(«Серебряная оправа», «жемчужные волосы черепа», «черные носки», «черные брюки», «бормотание», «стон», «хрип», «сдавленное горло» и т.д.)
- Кто перед нами – человек или господин?
(Человек с живыми чувствами и ведет себя как человек, а не заведённый механизм. Он очень долго умирает, т.к. всеми силами цепляется за жизнь. Ведь лишь сейчас он понимает, что откладывать «наслаждение жизнью» нельзя, нужно ценить жизнь сегодня, сейчас, такой, какой она есть.
В чём смысл жизни по Бунину? В чём же истинное «наслаждение»?
Со смертью героя меняется цвет и свет, в рассказе становится мрачно, темно.
- Сравните эпизод смерти и эпизод рассвета, общество на пароходе в начале рассказа и в конце. Гроза у Бунина звучит всякий раз по-иному. Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни? Эти «вечные» вопросы, и на них мы всегда ищем ответ. Но нашему герою ещё предстоит возвращение.
- Как он возвращается? -Почему именно на «Атлантиде»? -Каков смысл названия парохода?
Мучительные вопросы поднимает Бунин в своих произведениях. Вечные, они беспокоят нас и сейчас. И Бунин помогает находить на них ответы.
ТЕСТ по рассказу «Господин из Сан – Франциско» 
 
1. В какой стране происходит действие в рассказе  «Господин из Сан-Франциско»?
1) в Италии     2) в Соединенных Штатах      3) в Германии   4) в Англии
 
2. К какому из перечисленных эпических жанров принадлежит произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
1) новелла       2)рассказ                  3)    повесть                  4) очерк
 
3. Что собрало респектабельную публику на борту парохода «Атлантида»?
1) необходимость покинуть свою страну из-за социальных потрясений
2) стремление к развлечениям и отдыху
3) потребность в общении между представителями одного социального слоя
4) сплочённость вокруг единой идеи
 
4. За описанием быта пассажиров «Атлантиды» кроется авторское
1) уважение к сильным мира сего
2) равнодушие к человеку и человечеству
3) неприятие ценностей буржуазного мира
4) насмешка над героями
 
5. Как называется средство выразительности, к которому обращается автор, описывая «Атлантиду»: «... этажи... зияли огненными несметными глазами»?
1) метафора   2) сравнение   3) символ   4) олицетворение

6. Как называется средство выразительности, заключающее в себе обобщённый многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида», серебряные усы и золотые пломбы господина из Сан-Франциско)?
1) метафора   2) сравнение   3) символ   4) олицетворение
 
7. Какова основная идея рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
1)        описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику
2)        разоблачение революции в России
3)        философское осмысление человеческого существования
4)        восприятие американцами Советской России
 
8. Чей это портрет?
1) «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова».
2) «... высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных...».
3) «... похожий на Ибсена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими, изумленными глазами».
4) «... он был совсем не хорош собой и странен, - очки, котелок, английское пальто, а волосы редких усов, точно конские, смуглая тонкая кожа на плоском лице точно натянута и как будто слегка лакирована...»
5) «... грешно - скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами фраке - красавец, похожий на огромную пиявку».


Приложенные файлы


Добавить комментарий