Исследовательский проектСвятая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна-белый ангел Русской земли


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 5»

«Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна – Белый ангел Русской земли»
(учащиеся 8-х, 11-х классов)
Работу выполнили:
Кретова Анастасия - учащаяся 7 «А» класса
Вегнер Антон – учащийся 10 «Б» класса

Ушакова Виктория Викторовна,
учитель немецкого и английского языков,
классный руководитель
Ушакова Ольга Юрьевна,
учитель немецкого и английского языков,
заместитель директора по УВР
г. Железногорск
2016 год


Содержание
Введение………………………………………………………………….3-9
Основная часть. ….……........................................................................9-15
Детские и юношеские годы Елизаветы Федоровны…………….. 10-12
Долгий путь к православию………………………………………..12-15
Белый Ангел Москвы………………………………………………15
Основательница Марфо-Мариинской обители…………………..16-19
Мученическая смерть Великой княгини………………………….20-22
Заключение…………………………….…………………………………..22
Приложение………………………………………………………………23-32
Литература………………………………………………………………..32
I. Введение
Святые – соль земли любой,
Её любовью орошали,
Такой высокою ценой,
Её порой они спасали.
Чтоб Веры семя проросло,
Росло, цвело и умножалось,
Так много, Крест свой донесло,
И на Кресте, так и осталось.
(Ерёмин А.П.)
В нашей жизни ежедневно происходят какие-нибудь события, которые влияют на развитие страны, а может и всего человечества. Будь то природные катаклизмы или технологический прогресс, войны или новые открытия в сферах человеческой жизни. В последние годы наш мир захлестнул небывалый по масштабу пик террористических актов и войн: война на Украине, новая война в Сирии, войны в Афганистане, Чечне, Ираке.
В каждой стране есть люди, которые отдают свои жизни за правое дело, за веру, за свой народ, за Отчизну. Кто же эти герои? Как правило, это обычные люди, которые прошли путь мученичества ради веры и правды. Но можно ли таких людей назвать обычными? Думаем, что нет. Они несут свой мученический венец, свой Крест по жизни, как нёс свой Крест Иисус Христос, идя на Голгофу. И не зря таких людей причисляют к лику Святых, которые в своей мирской жизни были простыми людьми, но своими поступками, делами, примерами раскрывали истину нашего земного существования. Неся свой Крест в земной жизни, они приобрели качества, присущие иному миру.
Пройдя через муки земного мира, они вступают в Церковь Небесную и становятся нашими молитвенниками и заступниками, к которым мы обращаемся за помощью в трудные минуты нашей жизни. И они простирают свою руку помощи, беря нас под своё покровительство.
Эти люди выбрали путь Господа нашего, пришедшего в этот бренный мир, чтобы спасти нас от худшей доли. Он отдал свою жизнь за возможность жить людям на этой земле, и не просто жить, а жить хорошо. Отец небесный пожертвовал Своим сыном во благо людей. А что же люди? Поняли ли они этот бесценный дар, приняли ли его? Нет. Люди шли за Иисусом Христом, слушали его проповеди, получали Его благословение, излечивались от многих недугов, а потом просто отдали его в руки палачей, как последнего преступника. И даже в этот страшный момент Иисус просит у Отца небесного прощения для людей.
Невинная кровь пролилась на землю. Невинная кровь окропила Крест. Кажется, что на этом должны были закончиться все убийства, что люди должны были принять с благоговением жертву, данную им. К сожалению, история доказывает обратное.
Стоит только посмотреть на икону «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных» [1]. По статистике на 1 января 2011 года было канонизировано 1774 святых. Сколько подвигов было совершено за все время существования православия во имя веры, Христа, Церкви. Люди, испытавшие мученическую смерть, знали, за что и во имя чего они сложили свои головы. Они искренне верили, что их жертва была не напрасной.
Есть имена, чья слава так крепка,
Что не сотрут её бесчисленные годы.
Она святынею останется на долгие века
Святынею страны, святынею народа.
Мы можем бесконечно перечислять подвиги людей, совершенных за время существования христианства. Но для нас остается загадкой историческая личность, сыгравшая огромную роль для Российской земли и для Русской Церкви: Великая княгиня Российская Елизавета Федоровна [2], принцесса Гессен-Дармштадская по рождению, но русская по духу. Человек другой страны, отдал свою жизнь за новую Родину, за веру в Бога. Человек, который не отказался ни от своей новой веры, ни от своих жизненных принципов. Человек, который не смог предать и попрать Законы Божии. Что же подвигло Елизавету Федоровну на духовно-нравственный подвиг, на мученичество? В чём заключалась истинная сила этой хрупкой женщины?
Мы выбрали эту тему потому, что тема духовно-нравственного воспитания стала актуальной в последнее время. Многие подростки ступают на путь греха, искушений и удовольствий. Они забывают обо всём на свете, уходя в мир наркотиков, алкоголя и компьютерной зависимости. Им не хватает духовно-нравственных принципов и ценностей, которые оберегают нас от совершения греха. И, может быть, на примере подвигов и деяний святых, наша молодёжь научится любви к ближнему своему, научится понимать и ценить свою жизнь и жизни близких людей. Если наше поколение будет знакомиться с людьми, чистыми душой, то и мы сами станем чище и светлее.
Цель нашей исследовательской работы: рассмотреть вопрос духовно-нравственного подвига Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Задачи исследовательской работы:
выяснить, что способствовало выбору жизненного пути будущей новомученицы и сподвижницы Российской Церкви;
рассмотреть, в чём именно заключался духовно-нравственный подвиг Великой княгини Елизаветы;
рассмотреть вопрос, какую роль сыграла Елизавета Федоровна в развитии Российской Церкви и в чём заключался её путь сподвижницы;
узнать, почему Великую княгиню Елизавету называли «Белым Ангелом Москвы»;
определить, в чём заключается роль Великой княгини Елизаветы Федоровны для современного общества.
Объект исследования: личность новомученицы и сподвижницы Российской Церкви Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Предмет исследования: жизненный путь Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Методы исследования: анализ исторических источников, материалов сайтов сети Интернет, чтение и анализ литературы, посвященной теме исследовательской работы, фотографирование, проведение анкетирования среди учащихся 7-8 классов, опроса жителей города, интервью с учителями МОУ «Лицей № 5», интервью с иереем Андреем (Веретенников), штатным священником женского монастыря во имя Ксении Петербургской села Долбенкино Дмитровского района Орловской области.Гипотеза исследования:
В ходе исследовательской работы мы пробовали доказать, что:
уже в детстве были заложены основы для выбора пути Великой княгини Елизаветы Федоровны;
подвиг святой Елизаветы был достоин того, чтобы Великая княгиня Елизавета Федоровна была причислена к лику святых и новомучеников;
Великая княгиня Елизавета Федоровна была по жизни святым человеком, отдав себя полностью на служение близким, родным и страждущим;
Святая Елизавета внесла большой вклад в развитие православной веры и Российской Церкви, создав Марфо-Мариинскую обитель;
на примере жизненного пути Великой Княгини Елизаветы Федоровны можно воспитывать новые поколения, уча их добру, справедливости, вере, нравственности.
Необходимое оборудование: персональный компьютер, принтер, бумага, доступ к ресурсам сети Интернет, фотоаппарат.
В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложений с диском.
Актуальность исследовательской работы.
Проблема духовно-нравственного воспитания остается на сегодняшний день очень актуальной. Воспитание гражданина и патриота своей Родины неразрывно связано с познанием духовного богатства своего народа. Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. В наше время совершенно нормальным считается отказаться от службы в армии, бросить из окна машины пустую пивную банку, украсть в магазине алкоголь и распить его с друзьями в подъезде, распространять «спайсы» и «насвай».
Мы спокойно относимся к тому, что детей сдают в приюты и сиротские дома. Происходит разрушение самого понятия «семья». Произошло увеличение неполных семей в России. По словам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, число неполных семей возросло до 30 процентов, всего их 6,2 миллиона. В стране 5,6 миллиона матерей - одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек. При этом он отметил, что около 9,5 тысячи одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей.
Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В последнее время возникли национальные вопросы, которые ведут не к патриотизму, а к национализму. Поэтому очень важно воспитывать в подрастающих поколениях милосердие, добродетельное отношение к людям, совесть, веру в возможность изменения мира к лучшему, честность, трудолюбие, скромность, уважение, ответственность. В помощь нам могут как раз прийти жития святых, подвиги мучеников и новомучеников.
Чтобы понять актуальность нашей темы, мы провели анонимное анкетирование среди 36 учащихся 7-8 классов МОУ «Лицей № 5», где им нужно было ответить на 6 вопросов [3]. Анализируя ответы [4], мы увидели, что немногие современные подростки говорят о важности Церкви. Основная масса опрошенных ничего не знают о «новомучениках» и «сподвижниках». 29 учащихся не смогли назвать ни одного имени новомученика Российской Церкви. Следовательно, можно сделать вывод, что данными знаниями наше поколение вообще не владеет. Ребята не знают ничего ни о самих людях, ни об их подвигах. Нас больше всего удивило то, что ребята не знают ничего о судьбе семьи последнего императора России, а это важная веха в нашей истории. Этот момент стал отправным моментом, с которого началось искоренение веры во Христа и уничтожение Церквей.
Сколько людей сложили свою голову за православную веру, за Церковь, а мы просто даже не знаем их имен. И, как вывод, мы не знаем истории нашей страны. Хотя порадовало то, что пусть 4 человека, но знают, что с именем одной новомученицы связан монастырь Ксении Петербургской в селе Долбенкино, мы даже встретили расширенный ответ, что это место связано со Святой Елизаветой, где находилось раньше имение князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. Мы ожидали больше ответов на последний вопрос, но, к сожалению, ребята не знают ни новомучеников, ни мучеников. А ведь многие из нас названы в честь того или иного святого. Мы носим имена святых, не зная ничего о своих Ангелах-Хранителях.
После анализа ответов перед нами стал вопрос, так почему наши познания так малы. Почему нас не интересует наша история и подвиги, совершенные нашими соотечественниками, почему мы не отдаем дань памяти тем, кто сложил голову за Отчизну? Если рассмотреть данный вопрос, то приходишь к выводу, что многое идет из семьи. Поэтому мы решили провести небольшой опрос жителей города Железногорска. Для этого мы посетили торговый центр «Европа», где пяти жителям города были заданы два вопроса. [5]
Анализируя ответы, можно сделать вывод, что и взрослое поколение не владеет информацией о новомучениках и мучениках Российской Церкви. Люди не понимают разницы между святыми, мучениками, новомучениками. То есть, любой святой, который причислен к лику святых, есть новомученик или мученик. Но между этими понятиями есть огромная разница. А если этого не понимает старшее поколение, то кто сможет в семье объяснить ребенку азы православия, смысл веры, рассказать о подвигах во имя Церкви. Святых уже невозможно сосчитать, а мы не знаем даже малой доли.
Отсюда следует, что с приходом советской власти мы очень много потеряли в духовной сфере. Произошло полное отрицание Церкви. А Иисус Христос дал нам 10 заповедей, которые и являются азами и основными принципами духовно-нравственной жизни. В наше время началось возрождение веры и священникам предстоит непомерный труд и борьба за человеческие сердца, а мы должны им помочь вернуть былую мощь России, ее духовное возрождение и восстановление и в этом нам помогут жизненные примеры святых людей, подвиги, которые были совершены за веру и за Отчизну.
Одним из ярких примеров является духовно-нравственный подвиг и жизненный путь Елизаветы Федоровны. Иностранка, которая отдала свою жизнь за новую Родину. В наше время многие отказываются от своей Отчизны, ища лучшей доли и легкой жизни, предают ее. А здесь, изящная, красивая немецкая принцесса совершила подвиг, что любому россиянину стоило бы задуматься о своем жизненном пути и моральных принципах. Поэтому, мы считаем, что тема нашей исследовательской работы очень актуальна.
II. Основная часть
Православные женщины, святые женщины, женщины-мученицы.… Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Иисус Христос по-особому относился к женщинам. Вспомним, например, случай с самарянкой Фотинией. По закону Иисус вообще не должен был находиться рядом с ней, а он не только просит воды напиться, но и начинает проповедовать ей своё учение. [6] Или женщина, которая считалась нечистой потому, что кровоточила 12 лет, прикоснувшись к краю одежд Спасителя, кровотечение прекратилось. [7] Иисус Христос не отталкивает её, не презирает, а, наоборот, говорит: «Дерзай дщерь, вера твоя спасла тебя». Вспомним случай с Марфой и Марией, сестрами Лазаря, которые шли за Христом и служили ему до последнего Его вздоха.
Сколько жен-мироносиц пришло в наш мир благодаря учению Христа. Они служили Спасителю во время проповедей. Они учились у Иисуса любви, бесстрашно следовали за Христом на казнь и стояли у креста до самого погребения. Сколько же их было за все существование Христианства! А сколько их было на Святой Руси со времен принятия православной веры! Среди жен-мироносиц особое место занимает основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в городе Москва Великая княгиня российская Елизавета Федоровна.
1. Детские и юношеские годы Великой княгини Елизаветы Федоровны
Прекрасная душой Елизавета
Все заповеди Нового Завета
Исполнила…
И святости пути, как радуги цвета,
В её духовном подвиге сияли…
(Маргарита Сурикова)
Если рассмотреть причины, приведшие Елизавету Федоровну к подвигу, то следует обратиться сначала к детству Великой княгини. Может, именно детские годы оказали такое влияние на дальнейшую судьбу Елизаветы Федоровны.
Великая княгиня Российская Елизавета Федоровна, а по рождению Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская (для семьи просто Элла), дочь Великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории, появилась на свет 1 ноября 1864 года. [8] Это было трудное для герцогства Гессен-Дармштадт время. В 1866 году герцогство выступило на стороне Австрии против Пруссии и проиграло. Прусские войска вошли в Дармштадт. Поражение в войне разорило не только страну, но и саму семью герцога. Это было очень трудное время для семьи. Принцесса Алиса была умной и очень нежной матерью. Она со всем смирением и любовью заботилась о своих близких и своем народе. Принцесса полюбила свою новую Родину всем сердцем и старалась сделать все возможное для благополучия герцогства. Принцесса Алиса была образованной женщиной, обладавшей художественными и музыкальными способностями. Эти таланты унаследовали от нее и ее дети.
Принцесса Алиса воспитала в своих детях не только чувство любви к прекрасному. Она постаралась вложить в своих детей основы христианства и любовь к ближнему, привить любовь и сострадание к страждущим и несчастным. Алиса каждую субботу ходила со своими старшими дочерьми Викторией и Елизаветой в больницу на Мауерштрассе и приносили большие букеты цветов, расставляя их по палатам и разговаривая с больными, стараясь утешить их в страданиях. Она, будучи английской принцессой по рождению, стала настоящей благодетельницей для своего народа. Для неё благосостояние герцогства всегда стояло на первом месте.
Проследив дальнейшую судьбу Елизаветы Федоровны, можно отметить, что она полностью повторила путь своей матери, принцессы Алисы. [9] Она так же отдала свою жизнь, любовь, заботу своей новой Родине. Для Елизаветы Федоровны, как и для ее матери, благосостояние новой Отчизны стояло на первом месте. Занимаясь благотворительностью, она много работала, постоянно посещала госпитали, приюты. Могла ли Елизавета Федоровна пойти по другому пути, видя в своем детстве благородный пример своей матери?
В семье герцога было семеро детей. [10] Это была очень дружная и сплоченная семья. Но семейное счастье было омрачено первым большим горем: трехлетний Фридрих на глазах матери выпал из окна и разбился. С этого дня принцесса Алиса еще больше стала заботиться о своих детях. А затем очередное горе пришло в семью и страну. Эпидемия дифтерии. В семье герцога заболели все кроме Эллы. Принцесса Алиса сама ухаживала за своими детьми. Когда от болезни скончалась ее четырехлетняя дочь Мария, то это горе окончательно сломило принцессу Алису. Она заболела и умерла в возрасте 35 лет.
Вся ответственность за семью легла на плечи старших сестер Виктории и Елизаветы. Они заботились не только о своих младших сестрах и брате, но и старались утешить в горе своего отца. Елизавета полностью посвятила себя своей семье. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что жизненный путь Елизаветы Федоровны был уже предопределен в детстве. С воспитанием по всем законам Божьим, в любви, терпении, милосердии Елизавета Федоровна не могла не принять Россию всем сердцем. Видя любовь матери к своей новой родине, Елизавета Федоровна неосознанно училась любви, самоотверженности. Все детство и юношество прошло для нее в служении своим родным и семье.
2. Долгий путь к православию
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
(Константин Романов, 1884 год)
Такие прекрасные строки Великий князь Константин Константинович, известный поэт, посвятил Елизавете Федоровне. Прочитав эти строки, мы можем понять, какие чувства испытывали люди, увидев Великую княгиню. Ее внешность полностью соответствовала духовному содержанию. Ангел снаружи и ангел в душе. Елизавета считалась одной из самых прекрасных невест, но, несмотря на большое количество претендентов, отдала свою руку и сердце Великому князю Сергею Александровичу. Елизавета, зная о своем будущем положении в новой стране, хотела остаться простой и скромной.
Великий князь Сергей Александрович устроил пышный прием для своей будущей супруги. Зная, как она любит цветы, он украсил все вагоны прекрасными белоснежными букетами. Так прекрасный Ангел ехал в свою новую страну. Как же великолепно подходили друг к другу будущие супруги. Строго воспитанная в протестантской вере принцесса Елизавета и глубоко религиозный Великий князь. [11] Именно глубокая религиозность Сергея Александровича и стала начальной точкой на пути восхождения Елизаветы Федоровны к православию.
После бракосочетания молодая семья решила не ехать за границу, как это было принято в те времена, а решили провести время в родовом имении Ильинское. По пути молодые остановились в Москве. Столица покорила сердце Елизаветы Федоровны. Здесь во всем царил русский дух и патриархальность устоев. Сотни храмов, монастырей, посещение Троице-Сергиевой лавры очаровали Великую княгиню. Ей все казалось таинственным.
Елизавета Федоровна повсюду следовала за своим мужем. Она простаивала рядом с ним длинные церковные службы. Княгине было необязательно менять веру и переходить из протестантской веры в православие. Видя, как Сергей Александрович становился на колени перед иконами или прикладывался к святыням, Елизавета Федоровна не знала, как себя вести. Она приседала в реверансе и, по примеру мужа, целовала крест и руку священника. В душе ее начинало расти смятение.
Супружеская чета при первой возможности проводила время в своем имении недалеко от Москвы. Воздух, напоенный ароматом леса и полевых цветов, покой, тишина очаровали молодую княгиню. Приезжая в Ильинское, супруги вели простую деревенскую жизнь. Елизавета Федоровна усердно занималась русским языком. Она хотела быть ближе к народу и стране, полюбив их всем сердцем. Едва выйдя замуж, девятнадцатилетняя Елизавета уже начала творить дела милосердия, думая о том, как облегчить трудную жизнь других людей. Уезжая в столицу, где присутствие Сергея Александровича было необходимо, Елизавета Федоровна с нетерпением ожидала возвращения в свое имение.
Княгиня покорила русский народ своей красотой, добротой, пониманием, милосердием. Прекрасная внешность и такая же прекрасная душа. Но она жаждала большего. Елизавета Федоровна хотела найти истину, которая не давала покоя ее мятущейся душе. Молодая княгиня ликовала, когда видела, просветленное лицо Сергея Александровича после причастия. Ей очень хотелось присоединиться к нему и обрести эту радость благодати после принятия таинства Евхаристии. Она серьезно начала изучать православие.
Как мы видим, путь, выбранный Великой княгиней, был осознанным. Она могла продолжать жить, оставаясь в протестантской вере, но душа искала ответы на многие вопросы и ее вера не могла удовлетворить жажду познания. Елизавета Федоровна беседовала со священниками, искала для себя истины, определяла сходство и различие двух вер. Она боялась ошибиться и сделать неправильный выбор. Затем новый виток судьбы, подтвердивший, что без воли Господа ничего не решается в жизни. Случай определил ее окончательное решение.
Император Александр III, не имея возможности отлучиться из страны, направляет Сергея Александровича в Палестину для участия в освящении храма святой Марии Магдалены, который был построен в честь их матери императрицы Марии Александровны. Елизавета Федоровна восприняла эту поездку как подарок судьбы, она хотела посетить места, где ступала нога Спасителя и думала, что именно там Господь откроет ей Свою волю. Увидев красоту и величие храма в Гефсиманском саду, она с благоговением произнесла: «Как бы я хотела быть похороненной здесь». [12] Какими пророческими оказались слова Великой княгини.
После посещения Святой Земли Великая княгиня принимает решение перейти в православие. От такой новости у Сергея Александровича на глазах появились слезы. Она сделала свой осознанный выбор без чьего-либо влияния. Приобщившись к нашей вере, великая княгиня с полным правом могла сказать своему мужу: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом».
Подвиг есть в сраженье,
Подвиг есть в борьбе,
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе.
Данный отрывок из стихотворения А.С.Хомякова точно отражает жизненный путь и жизненные принципы Великой княгини. Так в чем же заключался духовно-нравственный подвиг Елизаветы Федоровны? Почему она была причислена к лику сподвижниц Российской Церкви и возведена в ранг великомучениц?
3. Белый Ангел Москвы
Свершая милосердия дела,
Как мироносицы, Христу служила:
Всем страждущим благотворила;
Заботлива, мудра и терпелива –
И Матушкой Великой названа.
Украсила собой Москву, народ
И свой державный царствующий род.
(Маргарита Сурикова)
В 1891 году император назначил великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Москвичи скоро узнали великую княгиню как защитницу сирых и убогих, больных и бедных. Она ездила в больницы, богадельни, приюты, помогала многим, облегчала страдания, раздавала помощь. Когда началась Русско-японская война, Елизавета Федоровна сразу же занялась организацией помощи фронту, во всех залах Кремлевского дворца были устроены мастерские для помощи солдатам. Медикаменты, продовольствие, обмундирование, теплые вещи для солдат - все это было собрано и отправлено великой княгиней на фронт. Она сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, организовала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот.
Трогательно солдату было получить от великой княгини иконки и образа, молитвенники. Она особенно заботилась о походных православных храмах со всем необходимым для совершения богослужения. Самым замечательным ее достижением была организация мастерских, где работали женщины всех слоев общества.
4. Основательница Марфо-Мариинской обители
Глядя на витки судьбы понимаешь, что ты просто песчинка в огромной пустыне. Куда ветер подует, туда отправишься и ты. Ничто не проходит бесследно в нашей жизни, ни одно деяние, ни одно слово не проходит бесследно. Казалось бы, приняла Елизавета Федоровна православие и теперь они будут жить счастливо с мужем. Но роковой случай вторгся в семью Великого князя.
В воздухе России витал дух революции. В конце 1901 года в Москве и России начались беспорядки и забастовки политического характера. Сергей Александрович предлагал Императору Николаю II принять радикальные меры по отношению к революционерам, а не занимать позицию наблюдателя. Он попросил о своей отставке с поста генерал-губернатора города Москвы. Елизавета Федоровна понимала, что муж был уже приговорен революционерами к смерти.
В роковой день 18 февраля 1905 года Сергей Александрович должен был ехать в губернаторский дворец на совещание. Он знал, что стоит у революционеров в «черном списке» на первом месте и поэтому ездил один, боясь подвергнуть других людей опасности. Елизавета Федоровна собиралась в мастерские. У ворот уже были заложены сани. После того, как Сергей Александрович отъехал от Николаевского дворца, раздался взрыв. Княгиня сердцем поняла, что случилось страшное.
Приехав на место террористического акта, она была поражена страшной картиной: повсюду кровь, а от мужа целой осталась только голова. Она не плакала, но, посмотрев на ее лицо и глаза, можно было увидеть весь ужас случившегося. Ее любимый муж был разорван бомбой на куски. [14] Недалеко от места происшествия стоял и террорист-убийца Иван Каляев. Рядом стоял в полуобморочном состоянии верный кучер Андрей, которого сразу же отвезли в госпиталь по распоряжению Великой княгини.
Елизавета сама по кусочкам собрала то, что осталось от ее любимого супруга. На панихиде по первой жертве начинавшегося террора Елизавета Федоровна простояла всю службу, не вставая с колен. Приехав домой, Великая княгиня стала сообщать телеграммами об ужасном теракте. Узнав, что время пребывания кучера в этом бренном мире предопределено, она сняла траур, одела свое голубое платье и поехала в госпиталь. Склонившись над раненым, она, предупредив его вопрос, сказала: «Он направил меня к вам». Успокоенный словами великой княгини, преданный кучер Андрей скончался в ту же ночь.
Если рассмотреть данный поступок, то, на первый взгляд, кажется, что в нем ничего особенного нет. Но с другой стороны, это поистине великий поступок: испытывая сама великое горе, Елизавета Федоровна находит силы не просто поехать и проведать, она улыбается пострадавшему, дает ему надежду. Она спускается к нему как Ангел. Разве это не великий подвиг человека? Человека, который отодвигает свое горе на второй план и отдает себя служению страждущих.
Дальнейшие действия Елизаветы Федоровны не поддаются логике современного человека. Мы многие давно уже забыли о прощении, привыкли на зло отвечать злом, обязательно отомстив. Поступок Елизаветы Федоровны точно описывается в стихотворении Маргариты Суриковой «Праведница»:
До обращения к Христовой вере
В жестокой ярости и гневе
За мужа мстила, не щадя врага,
Равноапостольная Ольга…
Исполнив заповедь Христа,
Простила много лет спустя,
Убийцу мужа новая святая…
Да, именно Елизавета Федоровна является новой святой, упомянутой автором. Великая княгиня отправилась в тюрьму к убийце мужа с Евангелием и иконкой, чтобы донести до убийцы, что Сергей Александрович и она прощают ему это убийство. Ему надо только покаяться и обратиться к Богу. Увидев, что Каляеву не нужно прощение, она чувствовала себя потерянной. Только через два дня на ее лице появилась улыбка. Ей сообщили, что Каляев положил иконку на ночь рядом с собой на подушку.
С этого момента начинается путь сподвижницы Российской Церкви. Мученическая смерть супруга произвела переворот в душе Елизаветы Федоровны и заставила навсегда уйти от ее прежней жизни. Она решила посвятить себя служению Богу и людям. Для многих решение Великой княгини покинуть сей мир и посвятить себя Богу казалось безумием. Несмотря на это, она мужественно пошла по одному ей ведомому пути.
Великая княгиня никогда ничего не делала, не попросив совета и благословения у опытных в духовной жизни старцев. Уже этот поступок говорит о том, что Елизавета Федоровна знала, что такое смирение, что нельзя полагаться только на себя, нужно избегать гордыни. Княгиня поставила для себя цель в жизни: расстаться с прошлым. Первым делом, она собрала все свои драгоценности и ценные вещи и распределила их на три части. Одна часть была отдана казне, вторая часть была подарена родственникам, а третья часть пошла на строительство обители молитвы, труда и милосердия.
Это должна была быть первая обитель такого порядка. Великая княгиня хорошо относилась к женским монастырям, но ее трудолюбивая натура не воспринимала жизни без созидания, без труда. По ее мнению, молитвы – это праздник для души, которые нужно читать после работы. В Москве на Ордынке Елизавета Федоровна купила небольшую усадьбу с четырьмя домами и большим садом. Здесь она решила учредить свою обитель и дать ей название Марфо-Мариинской, в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии, сестер Лазаря, которого Иисус Христос воскресил на четвертый день после смерти. [14]
В главном двухэтажном здании были устроены столовая для сестер, кухня кладовая и другие хозяйственные помещения. Другой дом был оборудован под больницу и под церковь. Рядом с больницей были устроены аптека и амбулатория. Тут же располагался дом настоятельницы. В верхнем этаже дома располагались классы для девочек Марфо-Мариинского приюта. Вокруг зданий и храма великая княгиня разбила великолепный сад, утопавший в зелени и белоснежных цветах. Здесь могли гулять раненые, больные, играть дети-сироты. Она сама разработала Устав для своей обители.
Великая княгиня много ездила по монастырям, общалась со священниками, постоянно вела переписку с членами Святейшего Синода. Сестры обители навещали бедных и больных, оказывали им всевозможную помощь, заботились о детях и повсюду несли с собой радость, заботу и мир. Как и сестры-милосердия, Елизавета Федоровна работала, не покладая рук. Она могла всю ночь провести у постели тяжелобольного. На людях она всегда появлялась со светлой улыбкой на лице, скрывая под этой улыбкой свои немощи.
Какая самоотреченность! Какое самопожертвование! Разве можно сейчас встретить такое полное отречение ради жизни для других людей? Разве эгоизм не захлестнул наши души и нет возможности избавиться от этого греха? Мы страдаем, жалуемся на жизнь, не замечая, что вокруг нас столько страждущих и немощных, которые радуются каждой минуте жизни.
Елизавета Федоровна показывает нам истинную жизнь христианина, полностью живущего по заповедям Господним. Как могла такая хрупкая женщина нести такой груз ответственности, забот, отдавая всю себя целиком работе и милосердию? Она находила всегда достаточно времени для деятельности. А ночи она отдавала молитве. После молитвы Елизавета обходила больницу и если кому-то из больных становилась плохо, то она оставалась сидеть у его изголовья до рассвета. Княгиня всегда находила слова утешения. Многие, кто попадал в Марфо-Мариинскую обитель, выздоравливал даже в самых безнадежных случаях. Не это ли чудо, которое было явлено нам?
Но и этого было мало Великой княгине. Душа стремилась к большему и 2 апреля 1910 года она вместе с тридцатью сестрами обители приняла постриг в Марфо-Мариинской обители. [15] Великая княгиня покинула этот мир, в котором сыграла такую яркую роль, но вошла в мир более великий, для которого она неосознанно готовилась с детства – в мир бедных и страдающих.
5. Мученическая смерть Великой княгини Елизаветы Федоровны
Когда Россия предала Царя –
Пренебрегла возможностью побега.
И Господа за все благодаря,
Для подвига готовила себя.
Предвидев свою участь, знала:
Тому, кто выбрал путь Креста,
Не избежать страданий за Христа.
Наступил 1917 год, который и стал началом искоренения веры в России. Время, которое на много лет откинуло Россию назад. Великая Октябрьская революция. Много лет люди жили с верой в светлое будущее и не видели, что история была преподнесена в том виде, в котором она была выгодна существующему строю. А в те уже далекие для нас годы произошло массовое истребление людей, которые верили в Бога и понимали, что они должны будут нести свой Крест до конца, не предав ни Бога, ни Россию, ни Царя.
Революционную бурю Елизавета Федоровна встретила спокойно, словно она уже была готова ко всему, что случится, словно ей был ведом дальнейший ее путь. В первый день революции 1 марта 1917 года взбунтовавшаяся толпа окружила ее дом, к которому подъехал полный людей экипаж. В нем были выпущенные из тюрьмы арестанты. Они приехали для того, чтобы доставить ее в зал Городской Думы в качестве немецкой шпионки. Ей было предъявлено обвинение в хранении оружия. Елизавета Федоровна разрешила им войти в обитель и самим заняться поисками оружия, но, с одним условием, они должны были оставить свое оружие. Ее обаяние, кротость, смирение покорили даже революционеров. Вскоре они покинули обитель, а настоятельница Елизавета произнесла: «Очевидно, мы недостойны еще мученического венца».
Но этот венец был уже близок… Большевики больше не трогали обитель, они даже снабжали насельниц обители продуктами. Тем более жестоким оказался удар, который нанесли большевики. 24 апреля 1918 года, на третий день Святой Пасхи, в праздник в честь иконы Иверской Пресвятой Богородицы, Великую княгиню арестовали как члена Императорской семьи. Святейший патриарх Тихон бросил все свои силы и связи на то, чтобы настоятельницу освободили, но все оказалось напрасным. Великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с крестовыми сестрами Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой отправили сначала в Пермь, а затем перевезли в Екатеринбург.
Этого можно было избежать, если бы Елизавета Федоровна пожелала. В 1917 году шведский министр приехал в Москву по особому поручению немецкого императора, чтобы уговорить Елизавету Федоровну покинуть Россию. Она внимательно выслушала министра и сказала, что не может покинуть свою страну и не может бросить на произвол судьбы своих сестер. Своим решением она подписала себе смертный приговор.
14 мая 1918 года Елизавета Федоровна вместе с Великими князьями Дома Романовых была перевезена в город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии. Сначала их разместили в здании Напольной школы и они пользовались относительной свободой. 21 июня для узников был установлен тюремный режим. 18 июля, в праздник обретения мощей Преподобного Сергия игумена Радонежского, Великую княгиню, инокиню Варвару и Великих князей вывезли из города на одиннадцати повозках и в 18 километрах от Алапаевска зверски убили, скинув в одну из 16-ти метровых заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская. Бросив в шахту людей, палачи бросали туда ручные гранаты. Чтобы замести следы, убийцы подорвали и здание Напольной школы, тем самым приготовив себе алиби, что неизвестные помогли бежать Великим князьям.
Когда армия Колчака заняла Алапаевск, было раскрыто и само преступление. Тела мучеников извлекли из шахт и похоронили в Алапаевском Соборе. При приближении красных останки были перевезены в Иркутск, а затем в Китай. Из Китая тела отправили на Святую Землю в Иерусалим, где и были погребены в месте, о котором мечтала Великая княгиня. Вот и сбылось ее желание быть погребенной в храме Святой Марии Магдалены.
Так закончился жизненный путь прекрасной женщины, любящей и любимой супруги, основательницы и настоятельницы Марфо-Мариинской обители, новомученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны.
6. Заключение
Как говорится в пословице: «Жизнь пройти – не поле перейти». Жизнь сложна и прожить ее непросто. Кто-то уходит из жизни, не оставив после себя ничего, даже памяти, а кто-то вспыхивает яркой звездочкой и поднимается в небеса, оставляя на Земле яркий след. По словам высокопреосвященного митрополита Анастасия, Великая княгиня Елизавета Федоровна вместе с другими страдальцами за Русскую землю явилась одновременно и искуплением прежней России, и основанием грядущей, которая воздвигнется на костях новых мучеников.
Жизненный путь Елизаветы Федоровны является отличным примером жизни настоящего христианина. Отдать себя служению Богу, пойти на мученическую смерть – это не удел абсолютно каждого, для этого нужно быть действительно избранным Богом. Но мы, простые миряне, обязаны знать о подвигах мучеников и новомучеников Российской Церкви.
По словам иерея Андрея (Веретенников) [16], в наше время многие готовы к духовно-нравственному подвигу. Они стараются жить по основам христианства, придерживаясь заповедей Господних. Главное, это услышать призыв Бога и не пропустить его. Что нам хочется сказать в заключение?
Достигли ли мы своей цели, и удалось ли нам рассмотреть духовно-нравственный подвиг святой Елизаветы и ее мученический венец? Думаем, что нам удалось ответить на все поставленные вопросы. Но рассмотреть полностью жизненный путь Елизаветы невозможно в таком маленьком формате работы. Это великий человек, это путеводная звезда не только Москвы и России, но и путеводная Звезда для нас, простых мирян. Так давайте начнем беречь то, что дал нам Бог и благодарить его за каждое деяние. А наши святые Небесной Церкви помогут нам идти по выбранному нами пути.
IV. Приложения
Приложение 1

Собор новых мучеников и исповедников Российских
за Христа пострадавших, явленных и неявленных
Приложение 2

Великая княгиня Российская Елизавета Федоровна
Приложение 3

Анкетирование учащихся 7 «В» класса МОУ «Лицей № 5»
Анкета и её результаты:
Какую роль играет Церковь в наше время?

Кто такие новомученики и сподвижники Российской Церкви?

Каких новомучеников и сподвижников Российской Церкви вы знаете?

Почему семья императора Николая II была причислена к
лику новомучеников?

Какое место недалеко от города Железногорска связано с именем новомученицы и сподвижницы Российской Церкви?

Каких мучеников Российской Церкви вы знаете?

Приложение 5
Интервьюирование жителей и результаты (запись на диске):
1. Кто такие мученики и новомученики Российской Церкви?
2. Каких новомучеников Вы знаете?
Приложение 6

Беседа Иисуса Христа с самарянкой Фотинией
Приложение 7

Прикосновение кровоточивой женщины
к краю ризы Иисуса Христа
Приложение 8

Портрет Елизаветы Гессенской, художник Реджинальд Истон, июль 1868 года. Портрет написан по заказу английской королевы Виктории
Приложение 9

Принцесса Елизавета с мамой, принцессой Алисой, 1865 год
Приложение 10

Семья герцога Гессен-Дармштадского, 1876 год
Приложение 11

Великий князь Сергей Александрович
и Великая княгиня Елизавета Федоровна
Приложение 12

Храм святой Марии Магдалены в Гефсимании у подножия Елеонской горы
Приложение 13

Великая княгиня Елизавета Федоровна – Белый Ангел Москвы
Приложение 14

Группа москвичей на месте убийства эсером И.Б.Каляевыммосковского генерал-губернатора
великого князя Сергея Александровича.
Приложение 15

Марфо-Мариинская обитель, Большая Ордынка, Москва
Приложение 16

Приложение 17
Интервью с иереем Андреем (Веретенников) штатного священника женского монастыря «Ксении Петербургской» села Долбенкино представлено на портале Youtube по ссылке https://youtu.be/od68GpiOeTgПриложение 18
Видеофильм «Святая Великомученица Елизавета Федоровна» представлен на портале Youtubeпо ссылке https://youtu.be/q_-KLwKSM8IБиблиография и источники
www.rg.ru/2012/04/26/semiya-anons.htmlhttp://foneyes.ru/img/picture/Nov/07/d3f1eda8dc69f3ff29a08a4b0e154337/7.jpghttp://ippo.ru/old/21vek/cult/2/ef/3/index.htmlhttp://s3.drugiegoroda.ru/2/207/20673-The_Hessian_family_in_1876-817x1024.jpghttps://pastvu.com/p/90550http://www.pravmir.ru/redkie-fotografii-elizavetyi-fedorovnyi/?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter

Приложенные файлы


Добавить комментарий