Основные штрихи на духовом инструменте.


Основные штрихи на духовом инструменте.
Атака звука, способ соединения с другим звуком, определяются термином «штрих» (от немецкого STRICH - черта, линия)
Штрихи применяются на струнных инструментах довольно давно, а на духовых инструментах стали широко применятся с начала XX века.
С появлением концертного репертуара для духовых инструментов, совершенствованием исполнительства музыкантов духовиков, необходимость использования штрихов стала одной из главных задач концертного исполнения.
Четыре технических приема штриха это звукоизвлечение, его ведение, окончание или соединение.
«Штрихи» это соединение технического приема и средство музыкального выражения.
Деташе(detache – отделять, на франц.).
В нотной записи не имеет обозначений, но иногда это черточка над или под нотой.
Извлечение звука отдельно, отчетливо не резкой атакой языка. Протяженность звука до конца длительности, звукоизвлечение четкое без пауз между звуками. Начало звука (атака) не сильнее его стационарной части, иначе это будет «акцент». Основная задача: исполнить звук до конца и без пауз перейти на следующий.
Легато(legato – связано, на итал.)
В нотной записи «легато» обозначается дугообразной линией над или под нотами.
Звуки извлекаются без участия языка. При исполнении «легато» взаимодействуют дыхательный, губной и артикуляционный аппарат музыканта. Особенно важно добиться плавного перехода между звуками при исполнении «легато».
Стаккато(staccato – отрывисто, на итал.).
Обозначаются точками над или под нотами.
Характерная особенность «стаккато», отрывистые короткие звуки, вдвое короче написанных длительностей.
Маркато(marcato –подчеркивая, выделяя, на итал.)
Обозначается в нотной записи акцентом.
Острое начало звука, стационарная часть и окончание, смягченное с постепенным ослаблением громкости.
Мартелле(martele- молотить, на итал.)
В нотах пишется, как вилка обращенная острием вверх или вниз.
Исполняется каждый звук отдельно один от другого, с четкой, акцентированной атакой. Громкость звука ровная от начала и до конца.
Нон легато(non legato –не легато, не связано, итал.)
Обозначается точками под лигой.
Несвязанное, мягкое исполнение звуков. Слог при атаке:
ти ,ту ,та. Не определенная, нечеткая, завуалированная атака не допускается. Каждая нота несколько сокращена.
Портато(portato –нести, итал.)
Обозначается черточками под лигой. Исполняется мягким языком на слог: ду, да, ди. Звук ровный, выдержанный до конца своей длительности.
Владение атакой звука при координации с амбушюром и дыханием дает возможность использовать все технические и выразительные возможности «штрихов».

Приложенные файлы


Добавить комментарий