Технологическая карта урока музыки на тему В музыкальном театре. «Мой нард — американцы», «Порги и Бесс»


Тема: В музыкальном театре. «Мой нард - американцы», «Порги и Бесс».
Цель урока: Познакомить с оперой «Проги и Бесс»
Планируемые результаты:
Познавательные:
- расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки;
- владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;
Регулятивные:
- на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;
- расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов;
Оборудование: тексты песен, видео, колонки, компьютер.

Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I.Организационный момент
 
Активизировать внимание учащихся
II. Целеполагание и актуализация знаний Что мы проходили на прошлом уроке?
Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения.
Формулирование учащимися  цели урока и цели саморазвития Регулятивные:
- на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций;
III. Изучение новой темы. Дж.Гершвин (1898 - 1937) - создатель американской национальной классики XX века. Посмотрите на его портрет. Он сделал для американской музыки то же, что в XIX веке осуществили М.И.Глинка в России, Э.Григ в Норвегии, Ф.Шопен в Польше. Он является основоположником американской музыки.
Дж.Гершвин первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз.
Симфоджаз это - стиль, сочетающий в себе элементы джаза и легкой симфонической музыки.
Вспомним что такое джаз, его характерные черты и каковы его истоки?
3. Характерные особенности джазовой музыки
Характерные черты джаза:
Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
Полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»)
Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют.
Почему они стали сольными? (Последствия Гражданской войны между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров.
Ранний джаз - клорнет, флейта-пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм-группа (барабан, контрабас, туба).
Современный джаз - труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо).
4.Знакомство с оперой «Порги и Бесс» Дж.ГершвинаДжорж Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной в то время широкой публике музыки "Черного" населения Америки - негритянской музыки.
Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты.
Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.
Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой Порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.
Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
5.Слушание. Вступление к опере «Порги и Бесс»
У: А сейчас мы прослушаем вступление к опере. Ваша задача, внимательно послушать и ответить мне какие инструменты вы услышали? Какая музыка по характеру?(веселая, грустная, медленная ,быстрая?)Чтобы вам хотелось делать под эту музыку? анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы.
Участвуют в учебном диалоге.
Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к муз. произведениям.
Познавательные:
овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
Личност.: Развитие навыков сотрудничества.
IV. Разучивание песни Диктует слова песни, поёт вместе с детьми Разучивают песню
Личност.: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
V. Итог урока -Что нового вы узнали на уроке?
-Было ли вам интересно? Отвечают на вопросы

Приложенные файлы


Добавить комментарий