МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»


Отдел художественного воспитания




«Эстрадный вокал»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВИТЕЛЬ:
АХПОЛОВА Ирина Мурадиевнапедагог дополнительного
образования




г. Владикавказ
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
4. Формы и методы контроля, система оценок
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Пояснительная записка
В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и отличается многообразием форм и направлений. Даже специалисты иногда затрудняются в классификации различных стилистических направлений джазовой, рок и поп музыки. Разные способы звукоизвлечения долгое время не позволяли сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, Эстрадное пение базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики. Основным назначением учебного курса является: изучение теоретических основ, необходимых для формирования профессионального музыканта и педагога; овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям эстрадного исполнительского искусства. «Эстрадное пение» является учебной дисциплиной, обеспечивающей эффективное обучение по смежным дисциплинам специального цикла, таким, как хоровой класс (обогащение индивидуальными тембрами хоровой звучности, выносливость, неутомляемость голоса при хоровом пении), сольфеджио (вокальное интонирование), педагогическая практика (знание минимума профессионального репертуара, качественный вокальный показ) и т.д. Целью обучения по дисциплине «Эстрадное пение» является воспитание будущего педагога-музыканта не только как носителя культурных традиций музыкального искусства в целом и традиций российского искусства в частности, но и как грамотного исполнителя эстрадной музыки современных композиторов. Таким образом, обучение должно быть ориентировано на практическое овладение профессиональными навыками вокальной техники. Занятия по данной дисциплине основаны прежде всего на практических видах деятельности, проходят в форме индивидуальных уроков, занятий в ансамбле. В результате изучения учебной дисциплины учащийся должен: знать: - специфику сольного, ансамблевого, хорового исполнительства; - закономерности и средства исполнения произведений; - необходимый минимум профессионального репертуара для возможной реализации его в дальнейшей педагогической практике; - возрастные особенности певческого голоса; - правила охраны и гигиены голосового аппарата; - специфику работы с микрофоном и фонограммой («-1»); уметь: - исполнять произведения на хорошем вокально-техническом уровне; - анализировать своё пение и пение своих соучеников; - преодолевать вокально-технические трудности при работе над вокальными произведениями; - самостоятельно выстраивать драматургию и актёрски решать новый материал; - анализировать современный эстрадный репертуар, выявлять наиболее достойные образцы для собственного исполнения или использования в дальнейшей практике. Структура рабочей программы учебной дисциплины «Эстрадное пение» определяется спецификой обучения данному виду музыкальной деятельности и содержит два основных раздела: - овладение вокальными навыками, развитие вокальной техники, формирование певческой кантилены; - овладение вокально-техническими приёмами, развитие исполнительских качеств. Специфика преподавания учебной дисциплины опирается на три основные формы вокальной деятельности: - развитие голоса и овладение вокальной техникой; - работа над вокальными произведениями; - работа над профессионально направленным репертуаром. Содержание дисциплины «Эстрадное пение» можно разделить на три основных блока: - вокально-технический; - художественно-исполнительский; - культурно-просветительский. Каждый раздел, в свою очередь, имеет свои цели и задачи: Вокально-техническое развитие основной целью ставит формирование голоса как рабочего инструмента. Учитывая специфику, учебный процесс следует выстраивать так, чтобы выработать у учеников вокальную технику, обеспечивающую наилучшие качества звучания голоса при наименьших затратах поющего, а также выносливость голосового аппарата и его долговечность. Средством достижения служит решение следующих задач: - развитие выносливости голоса; - развитие достаточной силы звука; - формирование рабочего диапазона; - формирование вокально-технических навыков. Блок художественного исполнительства ставит основной целью воспитание культуры вокального эстрадного исполнительства, что обеспечивает решение следующих задач: - формирование эстетически приемлемого тембра; - овладение приёмами исполнения различных стилей и жанров вокальной музыки; - формирование умений и навыков эмоционально наполненного, выразительного исполнения произведений; - формирование навыков творческой интерпретации произведений. Культурно-просветительский блок имеет своей целью воспитание будущего специалиста в области музыкальной деятельности как носителя культурных традиций музыкального искусства в целом, в том числе традиций российской вокальной эстрадной музыки. Методика обучения учебной дисциплине «Эстрадное пение» опирается на традиции русской вокальной школы, на частные методики, на общепедагогические методы и дидактические принципы. Форма обучения – индивидуальные занятия, занятия в ансамбле. Подбор учебного материала осуществляется по критериям индивидуальности, доступности и посильной трудности, прогрессивности, профессиональной направленности. Обоснованный индивидуальный подбор репертуара, учитывающий состояние голосового аппарата, особенности развития каждого учащегося, уровень подготовки, темперамент имеют большое значение для правильного развития голоса обучающегося. Основой учебного материала являются вокально-технические упражнения, вокализы, народные песни, произведения композиторов- классиков, современных авторов, высокохудожественный, эстетически привлекательный эстрадный репертуар. Учебно-художественный репертуар, рекомендованный настоящей программой, построен с учётом возрастания степени сложности произведений, а так же возрастных особенностей контингента обучающихся. При индивидуальном подборе произведений преподавателю необходимо добиваться разнообразия репертуара. Путём тщательного отбора произведений эстрадного плана нужно воспитывать критическое отношение к их художественному уровню, умение отличать талантливые произведения от бессодержательных и пошлых, приучать использовать выработанные навыки и приёмы звукоизвлечения классического вокала при исполнении эстрадных песен. Распределение учебного материала в программе условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет преподаватель по данной дисциплине в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Репертуарные списки, приведённые в программе, являются ориентировочными и не должны ограничивать творческие поиски преподавателей эстрадного вокала в подборе произведений.
2. Содержание учебного предмета Тема 1. Освоение основных эстрадно-вокальных приёмов. Певческое дыхание и опора звука. Пение вокальных упражнений. Пение вокализов и произведений I степени сложности. Формирование понятия певческой установки. Развитие певческого дыхания. Работа по сглаживанию регистров. Формирование певческой кантилены. Освоение основных принципов, закономерностей звукообразования и звукоформирования. Активизация работы артикуляционного аппарата. Развитие исполнительских качеств. Тема 2. Работа над произведениями I степени сложности. Работа над вокальными произведениями I степени сложности. Разучивание и исполнение вокальных произведений I степени сложности a capella, с сопровождением или с фонограммой («-1»). Самостоятельная работа: тренировочные занятия, работа с музыкальными словарями, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания вокального произведения. Тема 3. Знакомство со спецификой работы с микрофоном и фонограммой («-1»). Получение начальных знаний о звуковом оборудовании и технике работы с микрофоном. Знакомство с основными особенностями работы с фонограммой («-1»). Анализ собственного исполнения с целью нахождения правильной подачи звука. Развитие необходимых профессиональных навыков звукового баланса. Овладение спецификой микрофонной подачи голоса. Подготовка к практической деятельности с микрофоном и вокально- усилительной аппаратурой. Изучение условий работы на концертной площадке и в студии звукозаписи. Самостоятельная работа: тренировочные занятия, работа с аудио – и видеозаписями, работа с микрофоном и вокально-усилительной аппаратурой. Тема 4. Анализ современного эстрадного репертуара. Анализ современного эстрадного репертуара, выявление наиболее достойных вокальных произведений для использования в собственной практике и дальнейшей профессиональной деятельности. Формирования понятий о различных стилях и жанрах современного эстрадного репертуара и выявление образцов, имеющих эстетическую и художественную ценность. Самостоятельная работа: слушание аудио- и просмотр видеозаписей, анализ эстрадной вокальной литературы. Тема 5. Работа над исполнением вокального произведения под собственный аккомпанемент. Дальнейшее совершенствование исполнения произведений профессионального репертуара под собственный аккомпанемент. Подбор, разучивание и исполнение вокальных произведений под собственный аккомпанемент. Самостоятельная работа: тренировочные занятия, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания детской песни. Примерный репертуар Произведения I степени сложности Народные песни с сопровождением.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения дисциплины учащийся должен знать: - особенности кантиленного пения и сольного исполнительства; - закономерности и средства исполнения произведений; - особенности работы резонаторов; - организацию певческого дыхания, опоры звука; - специфику работы с микрофоном и фонограммой («-1»); уметь: - исполнять произведения различных стилей и жанров; - владеть ровностью звучания голоса на разных участках диапазона; - расширять диапазон голоса; - совершенствовать дикцию и артикуляцию; - закреплять навыки точного интонирования на более сложном материале; - грамотно, ярко, эмоционально, на достаточном техническом уровне исполнять произведения под собственный аккомпанемент. изучить: - 2 вокализа - 2 произведения без сопровождения (a cappella). - 4 вокальных произведений с сопровождением либо с фонограммой («- 1») по выбору. - 4 произведения в ансамбле. Критериями овладения профессиональными навыками вокальной техники являются: смешанный (межрёберно-диафрагматический) тип дыхания; певческая опора; свободное, физиологическое звучание голоса; сформированность тембра; чистота интонации; ясная, чёткая дикция; чувство ритма; чувство стиля; владение приемами жанра; осмысленность исполнения.
4. Формы и методы контроля, система оценок При составлении репертуара для контрольных мероприятий учитываются индивидуальные возможности, принимаются во внимание степень музыкальной и общей подготовки, личные предпочтения, темперамент. В течение обучения по данной дисциплине проводятся итоговые занятия и экзамен, предусмотренные учебным планом, на которых учащиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данного курса. Итоговые занятия и экзамен проводятся в форме выступления учащегося с исполнением репертуара. Оценка выставляется в соответствии со следующими критериями: - ровное звучание на всём диапазоне; - развитое певческое дыхание; - навыки правильной артикуляции и дикции; - грамотное исполнение музыкального материала; - эмоциональное, выразительное исполнение программы; - чистота интонирования, в частности в исполнении произведения без сопровождения. Оценка «5» (отлично) ставится: за уверенное и грамотное исполнение музыкального материала, эмоциональное, выразительное исполнение программы, точное интонирование и выполнение всех вокально-технических требований. Оценка «4» (хорошо) ставится: за хорошее владение музыкальным материалом, выполнение вокально- технических требований, но с допущением некоторых неточностей, неполное раскрытие художественного образа. Оценка «3» (удовлетворительно) ставится: за недостаточно глубокое знание музыкального материала, отсутствие владения профессиональными навыками, формальный подход к исполнению программы. Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится: за неспособность исполнения программы как наизусть, так и по нотам, невыполнение требований вокальной техники.
5. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям Педагог, учитывая специфику дисциплины, должен помочь обучающемуся в развитии его исполнительских качеств, готовя к дальнейшей работе на сцене. При подборе вокального репертуара необходимо учитывать уровень учащегося, его вокальные возможности, музыкальные предпочтения. Репертуар должен быть разноплановым, посильным, развивающим, иметь эстетическую и художественную ценность. В репертуар должны быть включены вокализы, народные песни, романсы, произведения современных жанров (массовая песня, музыка к кинофильмам, музыка из оперетт и т. д.). Особое внимание следует уделить формированию умений анализировать современный эстрадный репертуар, выявлять для себя достойные образцы, имеющие эстетическую и художественную ценность для использования в собственной практике и дальнейшей профессиональной деятельности. Следует уделить внимание также художественно-исполнительскому развитию учащегося. Так как эстрадное пение имеет свою специфику, необходимо развивать у обучающихся исполнительские качества, прививая навыки актёрского мастерства. Эстрадное пение подразумевает работу на сцене, поэтому педагог должен помочь преодолевать связанные с этим технические и психологические трудности. Для освоения учащимися курса эстрадного вокала используются следующие методы: - словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.; - наглядные: использование аудио иллюстраций, демонстрация педагогом образца исполнения; - практические: использование вокальных упражнений и заданий по освоению изучаемого материала; - репродуктивный метод: метод показа и подражания; - проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения. Рекомендации по самостоятельной работе обучающихся Следует отметить немаловажную роль самостоятельной работы ученика в его дальнейшем профессиональном становлении. Обучающийся должен научиться реализовывать полученные умения и навыки в новом материале, самостоятельно находя нужный звук, тембральную окраску, грамотно выстраивая драматургию произведения. Домашние занятия по времени должны соответствовать учебным часам. В процессе домашних занятий учащийся должен систематизировать и осмыслить замечания педагога и отдельно работать над выполнением каждого. В конце домашнего занятия следует исполнить произведение с соблюдением высказанных педагогом требований, одновременно критически осмысливая свое исполнение и определяя пути для дальнейшей самостоятельной работы.

Приложенные файлы


Добавить комментарий