Художественный стиль речи


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Художественный стиль речи Особенности:ОбразностьШирокое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)Использование средств других стилей(особенно разговорного) Главная функция художественного стиля - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)Художественный стиль – ключ к душе человека Тропы и стилистические фигуры ЭпитетМетафораМетонимияСинекдохаСравнениеГиперболаЛитотаИрония ОлицетворениеАллегорияПерифраз Риторическое обращениеРиторический вопросАнафораЭпифораАнтитезаОксюморонГрадацияЭллипсисУмолчаниеПарцелляция ЭПИТЕТ - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки.Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин) МЕТАФОРА - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение)И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов) МЕТОНИМИЯ - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин) СИНЕКДОХА - один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношенияИ слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов) Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто)Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин) ГИПЕРБОЛА - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явленияПо неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова) ЛИТОТА - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшениеВаш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А.Грибоедов) ИРОНИЯ - Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов) АЛЛЕГОРИЯ - троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности. ПЕРИФРАЗ - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления. Солнце русской поэзии – Пушкин Царь зверей - лев Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи. Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.О вы, надменные потомки… (А.Пушкин) РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса.И над отечеством свободы просвещеннойВзойдет ли наконец прекрасная заря? (А.Пушкин) АНАФОРА - единоначатие Словно клянете вы дни без просвета,Словно пугают вас ноченьки хмурые… (А.Апухтин) ЭПИФОРА - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфыМилый друг, и в этом тихом домеЛихорадка бьет меня.Не найти мне места в тихом домеВозле мирного огня. (А.Блок) АНТИТЕЗА - противопоставление И день и час, и письменно и устно, За правду да и нет… (М.Цветаева) ОКСЮМОРОН - соединение логически несовместимых понятий Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М.Цветаева) ГРАДАЦИЯ - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) ЭЛЛИПСИС - Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли с колыбели … (М.Лермонтов) ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - расчленение конструкции Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста Выразительное чтение текстаИдейно-содержательный анализ (тема, идея текста)Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языкаВыражение своего отношения к тексту Назовите изобразительно-выразительное средствоЛедовая дорожка ждет будущих чемпионов.Чайник кипит.Готов задушить в объятьях.Не то на серебре – на золоте едал.При свете тьмы.Мужичок с ноготок.Лес точно терем расписной.Политический пасьянс.Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. Горячее сердце. Флеров - все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.Красноречивое молчание . Певец Гяура и Жуана. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Там стонет человек от рабства и цепей. Соотнесите тропы и их определения 1. Метафора А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности. 2. Метонимия Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета 3. Перифраз (перифраза) В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. 4. Ирония5. Литота Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные чертыД. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка. 1. Эпифора А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. 2. Антитеза3. Эллипсис4. Градация5. Параллелизм Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.Д. Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий , мыслей, образов. Соотнесите стилистические фигуры и их определения 1. Синекдоха А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака 2. Аллегория3. Сравнение4. Гипербола5. Олицетворение Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. 1. Анафора. А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. 2. Оксюморон3. Инверсия.4. Парцелляция.5. Риторический вопрос Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок. В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Соотнесите стилистические фигуры и их определения

Приложенные файлы


Добавить комментарий